Основная цель использования информационных технологий в образовании определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность студентов. Информационные технологии открывают широкие возможности для активизации формирования исследовательского умения студентов. В статье рассматривается место и эффективность использования информационных технологий в формировании исследовательских навыков студентов.
Ключевые слова: информационные технологии, исследовательское умение студентов, формирование исследовательских качеств, место, форма и эффективность использования информационных технологий в формировании исследовательского умения студентов
Модернизация образовательной деятельности вуза в свете повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов связана с внедрением информационных технологий в учебно-исследовательской работе студентов.
В современных условиях стремительного развития науки и техники, быстрого накопления и обновления информации важно пробудить в человеке интерес к накоплению знаний, научить его учиться, развивать инициативы, творчества и самостоятельности у студентов. Основой в этой работе являются формирование исследовательской умение студентов на основе информационных технологий.
Современные информационные технологии служат средством развития такие качества студента как:
– системно-научное;
– конструктивно-образное;
– алгоритмическое мышление;
– способствующее вариативности мыслительных процессов;
– развитию воображения и интуиции;
– формированию информационно-коммуникативной и исследовательское умение.
На формирование этих качеств деятельности должны быть направлены все виды и формы учебной и научной работы в вузе. Поэтому методика обучения в вузе предполагает такую организацию, чтобы научить студентов умению самостоятельно приобретать и пополнять знания, оригинально мыслить и принимать самостоятельные решения при консультирующей, направляющей роли преподавателя.
Новая квалификационная модель будущего специалиста предполагает такие требования к выпускнику как:
– владение навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации;
– умение перевести полученные знания в инновационные технологии и конкретные решения;
– готовность к социальной и профессиональной мобильности и др.
Перечисленные требования, определяют повышение роли исследовательской работы студентов при организации образовательного процесса подготовки специалистов.
В настоящее время формирующийся новый стиль и образ жизни создает условия для активной деятельности. Исследовательская культура является средством научной и учебной активности. Превращение студента в субъекта образовательного процесса, способного самостоятельно усваивать, оценивать и использовать результаты исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки говорит о развитии его личности, его осознанной заинтересованности в получении образования.
Исследовательские умение относятся к общеучебным, т. к. они обладают свойством широкого переноса и могут эффективно использоваться при изучении всех дисциплин в вузе и в будущей профессиональной деятельности, основой их формирования является исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность студентов является одной из форм индивидуальной работы студентов, важнейшей составной частью процесса подготовки будущих специалистов и способствует:
– активизации умственной деятельности и самостоятельному усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста;
– развивает познавательные и творческие способности личности;
– побуждает к научно-исследовательской работе.
Исследовательские умение может быть сформировано в процессе работы студентов вуза над дипломным проектом, и слагаемые этих умений [1]:
– умение определять и формулировать цель исследования;
– умение диагностировать и анализировать теоретическое состояние проблемы исследования;
– умение планировать экспериментальную часть исследования;
– умение обработать результаты эксперимента;
– умение обобщить и оценить результаты проведенного эксперимента.
В ходе выполнения исследовательской работы студент должен учиться мыслить, анализировать задания, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т. е. процесс постепенно должен превращаться в творческий.
При выполнении исследовательской работы студент должен пройти следующие этапы:
– определение исследовательской работы;
– конкретизация проблемной задачи;
– самооценка готовности к исследовательской работе по решению поставленной или выбранной задачи;
– выбор путей и средства для решения задачи;
– планирование исследовательской работы по решению задачи;
– реализация программы выполнения исследовательской работы;
– осуществление в процессе выполнения исследовательской работы управленческих актов: контроль за ходом исследовательской работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировки на основе результатов самоконтроля программ выполнения работы, устранения ошибок и их причин.
Исследовательская работа относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями и включает собственно научно-исследовательскую работу, осуществляемую под руководством преподавателя. Поэтому в настоящее время для повышения эффективности исследовательское умение студентов вуза используются современные средства информационных технологии, которые обладают полным набором свойств, характерных для эффективной организации исследовательской рабаты. Использование информационных технологии на формирование исследовательское умение представляется вполне оправданным и реализуемым на базе современных компьютерных технологий, и предоставляют возможность:
– рационально организовать научно-исследовательской деятельности студентов в ходе учебного процесса;
– сделать исследовательской деятельности студентов более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия студента и вооружая интеллект новым знанием.
Для эффективной формирование исследовательское умение студентов используются различные средства информационные технологии:
– электронные учебные комплексы по изучаемым предметам и методические рекомендации к ним;
– разнообразную электронную учебно-методическую, справочную литературу;
– программы Microsoft Office (Word, Excel, Power Point, Access, и.т.д.);
– электронные информационные ресурсы, содержащие учебный и справочный материал, использовать которые могут и студенты: электронные тесты, интерактивные модели, разные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы;
В настоящее время электронные информационные ресурсы в Интернете открывает широкие возможности формирование исследовательское умение студентов в вузе, которые можно назвать: электронная почта — для обмена информацией между студентами, преподавателями и учебными заведениями; списки рассылки — для рассылки общей информации научно-исследовательской работе и организации их обсуждений; данные о научно-исследовательских грантах, стипендиях, конкурсах; использование технологий WWW, которые в настоящее время может служить базовыми технологиями; доступ к мировым информационным ресурсам через Интернет, которые все известные виды электронных изданий могут служить основой для исследовательской работы; сайты вуза, научно-учебных организаций, которые облегчают налаживание контактов между вузами, обмен опытом и информацией, проведение научных студенческих конференций и семинаров.
Применение современных информационных технологии на формирование исследовательское умение позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности студентов, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, а также обогащает подходы к овладению студентами современными способами получения информации, обогащает их практический опыт
Литература:
- Инкина, О. Н. Самообразовательная деятельность студентов вуза как условие повышения качества их подготовки / О. Н. Инкина, Л. И. Холина. — Новосибирск: НГАУ, 2006. — 160
- Абдулова, Л. Ш. Особенности формирования исследовательской компетентности студентов / Л. Ш. Абдулова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.- 2009.-№ 1.- С.157–162