Формирование исследовательских умений студентов на основе информационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 10.04.2017

Статья просмотрена: 532 раза

Библиографическое описание:

Бустанов, Х. А. Формирование исследовательских умений студентов на основе информационных технологий / Х. А. Бустанов, Н. И. Аминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 597-599. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41781/ (дата обращения: 19.12.2024).



Основная цель использования информационных технологий в образовании определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность студентов. Информационные технологии открывают широкие возможности для активизации формирования исследовательского умения студентов. В статье рассматривается место и эффективность использования информационных технологий в формировании исследовательских навыков студентов.

Ключевые слова: информационные технологии, исследовательское умение студентов, формирование исследовательских качеств, место, форма и эффективность использования информационных технологий в формировании исследовательского умения студентов

Модернизация образовательной деятельности вуза в свете повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов связана с внедрением информационных технологий в учебно-исследовательской работе студентов.

В современных условиях стремительного развития науки и техники, быстрого накопления и обновления информации важно пробудить в человеке интерес к накоплению знаний, научить его учиться, развивать инициативы, творчества и самостоятельности у студентов. Основой в этой работе являются формирование исследовательской умение студентов на основе информационных технологий.

Современные информационные технологии служат средством развития такие качества студента как:

– системно-научное;

– конструктивно-образное;

– алгоритмическое мышление;

– способствующее вариативности мыслительных процессов;

– развитию воображения и интуиции;

– формированию информационно-коммуникативной и исследовательское умение.

На формирование этих качеств деятельности должны быть направлены все виды и формы учебной и научной работы в вузе. Поэтому методика обучения в вузе предполагает такую организацию, чтобы научить студентов умению самостоятельно приобретать и пополнять знания, оригинально мыслить и принимать самостоятельные решения при консультирующей, направляющей роли преподавателя.

Новая квалификационная модель будущего специалиста предполагает такие требования к выпускнику как:

– владение навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации;

– умение перевести полученные знания в инновационные технологии и конкретные решения;

– готовность к социальной и профессиональной мобильности и др.

Перечисленные требования, определяют повышение роли исследовательской работы студентов при организации образовательного процесса подготовки специалистов.

В настоящее время формирующийся новый стиль и образ жизни создает условия для активной деятельности. Исследовательская культура является средством научной и учебной активности. Превращение студента в субъекта образовательного процесса, способного самостоятельно усваивать, оценивать и использовать результаты исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки говорит о развитии его личности, его осознанной заинтересованности в получении образования.

Исследовательские умение относятся к общеучебным, т. к. они обладают свойством широкого переноса и могут эффективно использоваться при изучении всех дисциплин в вузе и в будущей профессиональной деятельности, основой их формирования является исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность студентов является одной из форм индивидуальной работы студентов, важнейшей составной частью процесса подготовки будущих специалистов и способствует:

– активизации умственной деятельности и самостоятельному усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста;

– развивает познавательные и творческие способности личности;

– побуждает к научно-исследовательской работе.

Исследовательские умение может быть сформировано в процессе работы студентов вуза над дипломным проектом, и слагаемые этих умений [1]:

– умение определять и формулировать цель исследования;

– умение диагностировать и анализировать теоретическое состояние проблемы исследования;

– умение планировать экспериментальную часть исследования;

– умение обработать результаты эксперимента;

– умение обобщить и оценить результаты проведенного эксперимента.

В ходе выполнения исследовательской работы студент должен учиться мыслить, анализировать задания, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т. е. процесс постепенно должен превращаться в творческий.

При выполнении исследовательской работы студент должен пройти следующие этапы:

– определение исследовательской работы;

– конкретизация проблемной задачи;

– самооценка готовности к исследовательской работе по решению поставленной или выбранной задачи;

– выбор путей и средства для решения задачи;

– планирование исследовательской работы по решению задачи;

– реализация программы выполнения исследовательской работы;

– осуществление в процессе выполнения исследовательской работы управленческих актов: контроль за ходом исследовательской работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировки на основе результатов самоконтроля программ выполнения работы, устранения ошибок и их причин.

Исследовательская работа относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями и включает собственно научно-исследовательскую работу, осуществляемую под руководством преподавателя. Поэтому в настоящее время для повышения эффективности исследовательское умение студентов вуза используются современные средства информационных технологии, которые обладают полным набором свойств, характерных для эффективной организации исследовательской рабаты. Использование информационных технологии на формирование исследовательское умение представляется вполне оправданным и реализуемым на базе современных компьютерных технологий, и предоставляют возможность:

– рационально организовать научно-исследовательской деятельности студентов в ходе учебного процесса;

– сделать исследовательской деятельности студентов более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия студента и вооружая интеллект новым знанием.

Для эффективной формирование исследовательское умение студентов используются различные средства информационные технологии:

– электронные учебные комплексы по изучаемым предметам и методические рекомендации к ним;

– разнообразную электронную учебно-методическую, справочную литературу;

– программы Microsoft Office (Word, Excel, Power Point, Access, и.т.д.);

– электронные информационные ресурсы, содержащие учебный и справочный материал, использовать которые могут и студенты: электронные тесты, интерактивные модели, разные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы;

В настоящее время электронные информационные ресурсы в Интернете открывает широкие возможности формирование исследовательское умение студентов в вузе, которые можно назвать: электронная почта — для обмена информацией между студентами, преподавателями и учебными заведениями; списки рассылки — для рассылки общей информации научно-исследовательской работе и организации их обсуждений; данные о научно-исследовательских грантах, стипендиях, конкурсах; использование технологий WWW, которые в настоящее время может служить базовыми технологиями; доступ к мировым информационным ресурсам через Интернет, которые все известные виды электронных изданий могут служить основой для исследовательской работы; сайты вуза, научно-учебных организаций, которые облегчают налаживание контактов между вузами, обмен опытом и информацией, проведение научных студенческих конференций и семинаров.

Применение современных информационных технологии на формирование исследовательское умение позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности студентов, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, а также обогащает подходы к овладению студентами современными способами получения информации, обогащает их практический опыт

Литература:

  1. Инкина, О. Н. Самообразовательная деятельность студентов вуза как условие повышения качества их подготовки / О. Н. Инкина, Л. И. Холина. — Новосибирск: НГАУ, 2006. — 160
  2. Абдулова, Л. Ш. Особенности формирования исследовательской компетентности студентов / Л. Ш. Абдулова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.- 2009.-№ 1.- С.157–162
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская работа, исследовательское умение студентов, умение, формирование, исследовательское умение, будущий специалист, исследовательская деятельность, исследовательская деятельность студентов, научно-исследовательская работа, решение задачи.


Ключевые слова

информационные технологии, место, исследовательское умение студентов, формирование исследовательских качеств, форма и эффективность использования информационных технологий в формировании исследовательского умения студентов

Похожие статьи

Использование информационных технологий для реализации педагогических целей

Данная статья освещает основные педагогические технологии, связанные с информационными технологиями, которые позволяют реализовывать процесс обучения максимально эффективно и качественно. Статья рассказывает о различных приемах, которые позволяют заи...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий

В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий...

Использование технологии критического мышления при обучении орфографии

В исследовательской работе рассматривается технология критического мышления, в основе которого лежит творческое сотрудничество учителя и учащихся, результатом чего служит повышенный интерес к учебному процессу. Раскрываются особенности использования ...

Формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий

Формирование коммуникационных универсальных действий является обязательным условием успешной учебной деятельности младших школьников. Формирование коммуникационных универсальных действий происходит при изучении предметов, предусмотренных учебной прог...

Методический потенциал электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку в вузе

Одной из приоритетных задач высшей школы в обучении иностранному языку является формирование информационно-коммуникационной компетенции выпускников. Решение этой задачи обеспечивается информатизаций учебного процесса: внедрением электронных образоват...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Профессионально-коммуникативная активность студентов экономического вуза как элемент иноязычной среды

В статье рассматривается один из важнейших элементов иноязычной среды вуза, который способствует естественному развитию профессионально ориентированных знаний на иностранном языке — профессионально-коммуникативная активность. Некоторые составляющие э...

Педагогическая поддержка творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности

В статье представлена актуальность проблемы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности, рассмотрены компоненты творческого саморазвития, условия реализации педагогической поддержки творческого самора...

Языковой Портфель как инновация современного иноязычного образования

Данная статья посвящена проблеме использования технологии Языкового Портфеля в практике обучения иностранным языкам как одной из наиболее эффективных форм контроля и оценки результатов учащихся. Одним из преимуществ представленного в статье Языкового...

Похожие статьи

Использование информационных технологий для реализации педагогических целей

Данная статья освещает основные педагогические технологии, связанные с информационными технологиями, которые позволяют реализовывать процесс обучения максимально эффективно и качественно. Статья рассказывает о различных приемах, которые позволяют заи...

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий

В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий...

Использование технологии критического мышления при обучении орфографии

В исследовательской работе рассматривается технология критического мышления, в основе которого лежит творческое сотрудничество учителя и учащихся, результатом чего служит повышенный интерес к учебному процессу. Раскрываются особенности использования ...

Формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий

Формирование коммуникационных универсальных действий является обязательным условием успешной учебной деятельности младших школьников. Формирование коммуникационных универсальных действий происходит при изучении предметов, предусмотренных учебной прог...

Методический потенциал электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку в вузе

Одной из приоритетных задач высшей школы в обучении иностранному языку является формирование информационно-коммуникационной компетенции выпускников. Решение этой задачи обеспечивается информатизаций учебного процесса: внедрением электронных образоват...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Профессионально-коммуникативная активность студентов экономического вуза как элемент иноязычной среды

В статье рассматривается один из важнейших элементов иноязычной среды вуза, который способствует естественному развитию профессионально ориентированных знаний на иностранном языке — профессионально-коммуникативная активность. Некоторые составляющие э...

Педагогическая поддержка творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности

В статье представлена актуальность проблемы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности, рассмотрены компоненты творческого саморазвития, условия реализации педагогической поддержки творческого самора...

Языковой Портфель как инновация современного иноязычного образования

Данная статья посвящена проблеме использования технологии Языкового Портфеля в практике обучения иностранным языкам как одной из наиболее эффективных форм контроля и оценки результатов учащихся. Одним из преимуществ представленного в статье Языкового...

Задать вопрос