Сетевые уроки внеклассного чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 09.04.2017

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Небогина, Эляна Феликсо. Сетевые уроки внеклассного чтения / Эляна Феликсо Небогина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 730-732. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41798/ (дата обращения: 17.10.2024).



Что должен давать урок литературы современному школьнику 21 века? По мнению писателя Ю. Нагибина, литература должна занимать совершенно особое место в школе, так как «литература не источник сведений и наставлений… разговор сердца с сердцем» [1]. Некоторые филологи считают, что уроки литературы должны появляться темы для размышлений. Как показывает моя практика, через русскую классическую литературу в современном мире мы обязаны воспитывать национальное самосознание. Это сверхзадача каждого урока литературы. Какова задача сетевого урока? Он развивает читательские компетенции: умение делать свой выбор, обосновывать его, испытывать потребность в чтении, проводить самостоятельный анализ, почувствовать и понять произведение на том уровне, на котором ученик сам организует свою читательскую деятельность. Таким образом, формируется совокупность знаний и навыков, необходимая для формирования основ читательской компетенции школьников [2]/ Кроме этого, важными задачами сетевого урока считаю воспитание интереса к чтению. Таким образом, можно сказать, что разница в этих уроках существенна и затрагивает она как целеполагание, так и методы и приёмы работы с текстом. Тем не менее преимущества налицо: книга, которая не только прочитана, но и оформлена в читательский дневник, создаёт нравственное силовое поле, бесценное эмоциональное пространство.

Пути формирования читательских умений бывают разными. Сфера развития читательских компетенций может находиться за пределами урока литературы. Наметить некоторые возможные пути практического решения проблемы – приобщения учащихся к чтению как необходимого вида учебной деятельности — позволила информационно-деятельностная модель обучения, которая стала для меня ведущей. Она предполагает активное использование в учебной практике современных сетевых технологий. Электронный читательский дневник (https://citatel9a.jimdo.com/) создаётся с помощью ИКТ и размещается в сетевом пространстве. Целесообразность использования такого дневника состоит в формировании читательских компетенций старшеклассников с помощью современных средств фиксации информации.

Важнейшим условием полноценного восприятия произведения, по мнению Г. А. Гуковского, является такое его прочтение, когда читатель видит не только события и героев, но и определенное отношение писателя к миру и человеку, более того, когда это отношение в свою очередь развивает у читателя соответствующее отношение к жизни, к людям. Исходя из этого, учащиеся не только читают, но и описывают то, что читают. Они руководствуются следующей целевой установкой — главное не количество прочитанных книг, а количество понятых.

В преимуществе электронного читательского дневника в Сети нет никаких сомнений. Он позволяет от первичного осмысления произведения перейти к умению осмыслить мастерство изображения писателем действительности в произведении, обогатить представления о мастерстве изображения писателем героев произведения.

В процессе подготовки к сетевому уроку подростки вовлекаются в активную читательскую деятельность, и создается возможность нового для их опыта прочтения.

Рис. 1.

Такой читательский дневник позволяет представить свои читательские воззрения школьному сообществу, в частности своим одноклассникам. Для учителя он позволяет организовать не только чтение, но и сознание читателя таким образом, чтобы развить его в нужном направлении, вызвать обострённые интерес к данному виду работы. Происходит переплетение эмоционального и интеллектуального в процессе формирования специальных читательских умений. Ярко выраженный познавательный интерес формируется в результате подготовки своей страницы с определённым регламентированным набором критериев, соответствующих определённой возрастной ступени.

Учащимся предлагается инструкция о том, как оформляется запись о прочитанной книге.

Рис. 2.

Если же учащиеся отступают от инструкции, им необходимо обосновать свои изменения.

Рис. 3.

Дети, которые читают и осмысливают прочитанное через читательский дневник, станут взрослыми, которые думают и осмысливают своё поведение.

В дальнейшем, на старшей ступени обучения, предполагается дополнить составляющие электронного читательского дневника, которые позволят осмысливать любое произведение сквозь призму авторского взгляда на изображенную действительность. Необходимо уделить внимание обучению школьников этому умению. Концептуальный взгляд важен тем, что литература в этом случае вырабатывает активную гражданскую позицию, при которой мир оценивается на уровне передовой идеологии общества. Кроме этого, учащиеся смогут высказывать своё мнение о фильме, поставленном по сценарию прочитанного ими произведения.

Несомненно, сетевой читательский дневник — это нестандартная форма работы с литературным произведением, которая позволяет воспитывать увлечённого личностно-ориентированного читателя. Кроме того, это доступный и достаточно простой в употреблении ресурс, отвечающий потребностям и запросам современных школьников.

Литература:

  1. Ставка на мастерство // В творческой лаборатории словесника.
  2. ФГОС основного общего образования // stupeni15.edusite.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): сетевой урок, урок литературы, читательский дневник, электронный читательский дневник, мастерство изображения, умение.


Задать вопрос