В данной статье рассмотрены вопросы организации и осуществления парламентского контроля законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: конституции (уставы) субъектов РФ, закон, законодательный орган субъекта Российской Федерации, парламент, полномочия законодательных органов, парламентский контроль, региональный парламентский контроль, высшее должностное лицо субъекта РФ, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ
Парламентский контроль представляет собой один из видов государственного контроля. Парламентский контроль в Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием Российской Федерации (обеими его палатами), законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также специальными органами, созданными непосредственно с целью осуществления такого контроля. Законодательные органы наделены контрольной функцией, целью осуществления которой является исполнение, в первую очередь органами исполнительной власти, федерального законодательства, а также законов субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование парламентского контроля включает в себя обширный массив нормативных правовых актов, однако наиболее важным из таковых нам представляется Федеральный закона от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» [1] (далее — Федеральный закон № 77 — ФЗ). Несмотря на принятие закона, регулирующего отношения, связанные с осуществлением палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, парламентской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, Счетной палатой Российской Федерации парламентского контроля [1], по нашему мнению, не устанавливает каких-либо общих основ для осуществления парламентского контроля в Российской Федерации, также данный Федеральный закон закрепляет определение термина «парламентский контроль». Между тем в литературе существует множество подходов к определению понятия парламентский контроль, и данная тема достаточно изучена, но несмотря на это, мы находим необходимым и целесообразным законодательное закрепление данного понятия в Федеральном законе «О парламентском контроле». Такое закрепление имеет исключительное значение для организации парламентского контроля не только на федеральном уровне, но и на региональном.
Можно сказать, что принятие Федерального закона не решило проблему функционирования института парламентского контроля в субъектах Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2], определяются как постоянно действующие высшие и единственные органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Законодательство большинства субъектов Российской Федерации определяет статус законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации именно так. Несомненно, для исследования представляет интерес Удмуртская республика и Республики Саха (Якутия) по следующим причинам:
– на основании статьи 31 Конституции Удмуртской Республики Государственный Совет Удмуртии представляет собой не только законодательный (представительный) орган, но является контрольным органом государственной власти Удмуртской Республики [3];
– аналогично данная норма формулируется и в Конституции Республики Саха (Якутия) — статья 54 Конституции Республики Саха (Якутия) установила: «Государственное Собрание (Ил Тумэн) — парламент Республики Саха (Якутия) — является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти» [4].
Такая форма определения статуса законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации представляется нам наиболее верной, так как наиболее точно определяет статус и назначение законодательного (представительного) органа в настоящее время.
Необходимо отметить, что, несмотря на принятие Федерального закона № 77 — ФЗ, необходимость в регулировании института парламентского контроля на региональном уровне не отпала. Напротив, закрепив институт парламентского контроля на федеральном уровне, возникла необходимость подобного регулирования на уровне субъектов Российской Федерации. Так, в некоторых субъектах Российской Федерации были приняты и в настоящее время действуют законы о парламентском контроле, если же такие законы не принимались, можно обнаружить отдельные нормы в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации (например, упоминавшиеся выше Конституция Республики Саха (Якутия) и Конституция Удмуртской Республики), а также законов субъектов Российской Федерации.
Что касается законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере контроля за исполнением законов, мы выделили ряд субъектов Российской Федерации, а именно: республику Башкортостан, Мордовия, Свердловскую и тамбовскую области, а также Пермский край, в которых существует подобное правовое регулирование.
Более подробно мы рассмотрели данный вопрос на примере республики Мордовия. Так, Закон Республики Мордовия от 30 октября 2008 г. «О контрольных полномочиях Государственного Собрания Республики Мордовия» [4] закрепил формы, способы организации, а также порядок осуществления контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Мордовия.
Принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления контроля за исполнением законов, способствует усилению роли и функции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе органов государственной власти и механизме ее осуществления.
Еще одним, на наш взгляд, немаловажным аспектом осуществления регионального парламентского контроля в Российской Федерации, является контроль законодательных (представительных) органов в процессе формирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данная деятельность законодательных (представительных) органов представляет интерес в силу различия объема полномочий парламентов субъектов Российской Федерации в данной области в различных регионах Российской Федерации.
Например, в ряде республик (Мордовия, Татарстан, Коми, Карелия и других) законодательные (представительные) органы наделены полномочиями при формировании исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с этими полномочиями высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органа) назначает председателя правительства, его заместителей, а в случаях, установленных законом, руководителей органов исполнительной власти, которые осуществляют функции финансового органа, по согласованию с законодательным (представительным) органом государственной власти Российской Федерации.
В связи с различием правового регулирования института парламентского контроля в субъектах Российской Федерации, а зачастую и с практическим отсутствием такового, находим целесообразным внесение изменений в действующее законодательство. Проведя анализ существующего массива нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления контрольной функции законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, мы видим решение данной проблемы в применении одного из указанных ниже варианта развития событий:
- Унификация правового регулирования парламентского контроля в субъектах Российской Федерации посредством внесения изменений в Федеральный закон № 77 — ФЗ, исключение из регионального законодательства норм, регулирующих порядок осуществления парламентского контроля в субъектах Российской Федерации.
- Ввиду недостаточности регулирования института регионального парламентского контроля на федеральном уровне, необходимо создания специальных законов в каждом субъекте Российской Федерации, которыми бы была урегулирована деятельность законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по осуществлению контрольной функции.
Литература:
- Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) «О парламентском контроле» // pravo.gov.ru. URL: pravo.gov.ru. (дата обращения: 06.04.2017);
- Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // pravo.gov.ru. URL: pravo.gov.ru. (дата обращения: 06.04.2017);
- Конституция Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. N 663-XII (в ред. от 08.12.2016) // pravo.gov.ru. URL: pravo.gov.ru. (дата обращения: 06.04.2017);
- Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) (в ред. от 15.06.2016): принята на внеочередной одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) двенадцатого созыва Постановлением от 04.04.1992 N 908-XII // pravo.gov.ru. URL: pravo.gov.ru. (дата обращения: 06.04.2017);Закон Республики Мордовия от 30.10.2008 № 103-З (в ред. от 27.10.2016) «О контрольных полномочиях Государственного Собрания Республики Мордовия» // pravo.gov.ru. URL: pravo.gov.ru. (дата обращения: 06.04.2017).