государственный долг рф и его роль на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 09.04.2017

Статья просмотрена: 3317 раз

Библиографическое описание:

Долгодворова, К. В. государственный долг рф и его роль на современном этапе / К. В. Долгодворова, Э. Г. Шакирова, К. А. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41828/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время наличие внешних и внутренних заимствований государства в качестве образования государственного долга является существенным условием развития экономики страны. Целесообразное управление, распределение и использование данными средствами является одной из актуальных задач, на решение которой государство направляет свои силы.

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета [1]

Необходимо разделять внутренний и внешний долг государства. Так, в структуру внешнего долга РФ входит задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования, банков и нефинансовый организаций в которых органы государственного управления владеют подавляющей долей.

Внешний долг наиболее опасен для экономики государства, поскольку он предполагает необходимость рассчитываться ресурсами страны, вызывая утечку товаров, тогда как расчет внутреннего долга происходит за счет варьирования прочих экономических показателей, которые, в свою очередь, так же могут нанести урон экономике. В таблицах 1, 2 приведена динамика и структура госдолга, с целью дальнейшего анализа и выявления его роли на современном этапе развития страны.

Таблица 1

Государственный внешний долг РФ на начало 2016 года вмлр. дол. США

Наименование

2014

2015

2016

Государственный внешний долг (включая обязательства бывш. СССР, принятые РФ), в том числе:

55,8

54,4

50,0

задолженность перед членами Парижского клуба

0,2

0,0

-

задолженность перед официальными двусторонними кредиторами — не членами Парижского клуба

2,0

1,8

1,2

задолженность перед официальными многосторонними кредиторами

1,6

1,2

1,0

задолженность по внешним облигационным займам

40,7

39,3

35,9

государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11,4

12,1

11,9

Величина внешнего государственного долга Российской Федерации снизилась с 55,8 млрд. рублей на 01.01.2014 г. до 50,0 млрд. рублей на 01.01.2016 г. или на 5,8 млрд рублей.

В 2014–2015 гг. Россия воздержалась от выхода на международный долговой рынок в качестве суверенного заемщика. Были учтены следующие неблагоприятные факторы: падение цены на нефть, существенное ослабление курса рубля к иностранным валютам; замедление темпов экономического роста и значительное повышение уровня инфляции; понижение суверенных кредитных рейтингов России по «спекулятивного уровня» с негативным прогнозом двумя из трех международных рейтинговых агентств (Standard & Poor’s и Moody’s); общее сокращение спроса со стороны зарубежных инвесторов на российские активы из-за роста геополитической напряженности; начало процесса сворачивания монетарных мер стимулирования экономики США в ожидании ужесточения денежно-кредитной политики ФРС, в совокупности способствовавшее падению общего спроса на суверенные еврооблигации развивающихся стран.

Внутренний долг представляет собой финансовые обязательства государства, которые возникают в связи с привлечением средств негосударственных организаций и населения страны, для выполнения государственных программ [1].

Таблица 2

Государственный внутренний долг РФ вмиллиардах рублей на начало 2016 года

Наименование

2014

2015

2016

Всего

5722,2

7241,2

7307,6

облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

2688,9

2551,0

2710,3

облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)

-

1000,0

1347,3

облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД)

1046,0

1038,6

791,2

государственные сберегательные облигации (ГСО)

607,6

692,6

492,6

облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ)

90,0

90,0

90,0

Величина внутреннего государственного долга Российской Федерации увеличилась с 5722,2 млрд. рублей на 01.01.2014 г. до 7307,6 млрд. рублей на 01.01.2016г. или на 1585,4 млрд рублей. Это обусловлено тем, что в настоящее время при выборе источника покрытия дефицита бюджета предпочтение отдается внутренней составляющей структуры государственного долга, так как в стране проводится политика замещения внешнего долга внутренним. Это объясняется внешнеэкономической ситуацией и нестабильностью экономики Российской Федерации в последние несколько лет. Долговая политика направлена на снижение зависимости от внешнеэкономических факторов и на поддержание способности страны своевременно и в полном объёме отвечать по своим обязательствам. При этом, не смотря на значительный рост объема внутренних государственных заимствований, величина внутренних долговых обязательств находится на приемлемом уровне.

Формирование, обслуживание и погашение государственных заимствований влияют на системы государственных финансов, инвестиционный климат, процентные ставки, денежную массу и прочие макроэкономические параметры.

На наш взгляд необходимо рассмотреть направления долговой политики на будущий период. Согласно, документу Минфина от 06.02.2017гг. «Основные направления государственной долговой политики РФ на 2017–19 гг» как минимум до 2019 года правительство намерено занимать на внутреннем рынке по 1,05 трлн рублей ежегодно — втрое больше, чем в предыдущий трехлетний период [2]. К концу трехлетнего бюджетного цикла госдолг превысит «потолок», закрепленный госпрограммой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Она требует, чтобы предельный объем задолженности правительства не превышал 100 % доходов бюджета. На уровне регионов ситуация еще хуже: у 8 субъектов РФ уровень долга уже превысил 100 % доходов, еще у 12 перешагнет критический порог в 2017 году, говорится в «Основных направлениях». «Налицо тенденция к накоплению существенных бюджетных рисков. <...> При самом негативном сценарии речь может идти о невозможности привлечения заемных ресурсов в необходимых объемах и на приемлемых условиях», — констатирует Минфин.

Таким образом, эффективное использование государственного долга позволяет решать ряд следующих задач:

– дополнительное привлечение денежные средства в бюджет в целях реализации важных социально-экономических, политических проектов;

– влияние на макроэкономические показатели и финансовый рынок в целом;

– обеспечение кредитных организации высоколиквидными финансовыми инструментами;

– привлечение дополнительные денежные средства для рефинансирования государственного долга;

– покрывать разницу между доходной и расходной частью бюджета государства.

Во избежание нерационального использования госбюджета стоит прибегнуть к соблюдению следующих рекомендаций:

  1. Соблюдение среднесрочного планирования. Данное внедрение требует развития в долгосрочной перспективе, поскольку для его реализации необходимо внести дополнения и изменения в действующее законодательство;
  2. Содействие достижению и продвижению высокого инвестиционного кредитного рейтинга страны на международной арене;
  3. Снижение централизованного управления местных бюджетов и повышения их заинтересованности в развитии собственной ресурсной базы. Данная цель достижима в случае развития межбюджетных отношений;
  4. Обеспечение бесперебойного обслуживания внешних и внутренних обязательств страны вне зависимости от ситуации;
  5. Переходить на программно-целевое бюджетное планирование;
  6. Определение правительством перечня государственных программ на 2017–2021 годы, что позволит распределить на среднесрочный период бюджетные ресурсы на реализацию каждой конкретной программы в рамках установленных приоритетов социально-экономического развития;

Литература:

  1. Государственный долг РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ — Дата доступа 25.03.2017
  2. Документ Минфина от 06.02.2017гг Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017–2019гг. / официальный сайт Министерства Финансов [Электронный ресурс]: http://minfin.ru
  3. Финансы России 2016 Статистический сборник Москва http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/fin16.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, Российская Федерация, долг, государственное управление, государственный внешний долг, долговая политика, займ, млрд рублей, облигация, Парижский клуб.


Задать вопрос