Управление мотивацией и стимулирование труда и его влияние на эффективность финансовой деятельности организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 10.04.2017

Статья просмотрена: 936 раз

Библиографическое описание:

Стукова, Ю. Е. Управление мотивацией и стимулирование труда и его влияние на эффективность финансовой деятельности организации / Ю. Е. Стукова, Т. А. Дудник, Т. О. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 455-457. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41833/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются такие категории управления персоналом в организации, как «стимулирование» и «мотивация» трудовой деятельности. Также раскрываются основные понятия и концепции, различные механизмы построения мотивации и стимулирования и их значимость в достижении эффективной финансовой и трудовой деятельности.

Ключевые слова: стимулирование, мотивация, финансовая деятельность, работники, трудовая деятельность, руководитель, экономическая эффективность, методы стимулирования

В настоящее время в Российской Федерации достаточно ярко стали проявляться признаки деградации работников в сфере труда. Большинство людей стали трудиться лишь для своего дальнейшего выживания. Такая тенденция в нашей стране продолжает набирать обороты, что негативно сказывается на социальной, экономической, трудовой и других сферах деятельности. Соответственно, нельзя говорить об эффективной и производительной работе организации, повышении квалификации и мотивации у работников.

Именно поэтому, на данный момент, организации в первую очередь думают об управлении мотивацией и стимулировании труда, что является сложнейшей стороной в управлении людьми. В наше время понятие «мотивация» до сих пор имеет множество значений, которые схожи между собой. Но одного обобщённого определения не выявили как теоретики менеджмента, так и менеджеры — практики, несмотря на то, что мотивация как одно из важнейших направлений в теории управления развивалась с давних времён и была подкреплена большим количеством исследований в России и за рубежом.

Для того чтобы организация смогла рационально и эффективно использовать все имеющиеся ресурсы, а также разумно применить имеющиеся у неё кадры, необходимо всеми возможными способами мотивировать работников. Ведь основной целью использования мотивации является максимальная отдача от трудовой и квалифицированной деятельности работников. Это позволит улучшить работу на предприятии, а также увеличить её прибыльность, что благоприятно повлияет на общую деятельность организации.

Итак, понятие «мотивация» с точки зрения менеджмента представляет собой процесс побуждения людей к трудовой деятельности, которая использует мотивы поведения людей для достижения личных целей и целей организации [1]. Также под мотивацией понимается совокупность каких-либо мотивов, определяющихся индивидуальным характером личности, его интересов и ценностей в деятельности [2]. Если говорить о деятельности, то она представляет собой стремление работников удовлетворить свои важнейшие потребности в необходимых благах с помощью труда, который направлен на достижение поставленных целей предприятия. Следовательно, можно сделать вывод о том, что работники являются неотъемлемым элементов в работе организации.

В данной статье мотивация труда будет рассмотрена как процесс удовлетворения каждым из работников его личных потребностей в выбранной работе, осуществляемой при реализации целей, которые согласуются с целями и задачами предприятия. Также необходимо принятие различных видов мер со стороны менеджеров и руководителей организации для того, чтобы улучшить эффективность работы сотрудников и конечные результаты деятельности.

Опираясь на вышеизложенные рассуждения, можно выделить такие тождественные понятия, как мотивация и стимулирование.

Стимул представляет собой побудительную причину в поведении человека, а также интерес к чему — либо. В организации под стимулированием труда понимают комплекс мер, которые в основном являются способом удовлетворения материальных потребностей работников. То есть можно сказать о том, что мотив — это некий толчок, побуждающий к деятельности для достижения целей, а стимул — это некий объект желания работника.

Особенно высоко в управленческой деятельности персоналом ценятся знания, которые помогают мотивировать и стимулировать работников, то есть, как руководители могут оптимально управлять этими процессами в зависимости от выбора цели.

В настоящее время используются такие основные концепции мотивации, как содержательная и процессуальная.

Содержательные теории изучают потребности, которые являются мотивацией человека к какой — либо деятельности, рассматривают их структуру, а также определяют какие из них являются первичными, а какие вторичными. Они занимаются изучением целей, к которым стремятся люди. Также важно отметить, что данные теории уделяют большое внимание именно самому процессу по достижению целей и удовлетворению потребностей. Заслугой данных теорий можно считать роль потребностей, как фактора мотивации [3].

Основными содержательными теориями мотивации являются:

  1. теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу;
  2. теория Альдерфера;
  3. теория приобретённых потребностей МакКлелланда;
  4. теория двух факторов Герцберга.

Процессуальные теории мотивации занимаются анализом того, как люди распределяют свои усилия в достижении поставленной цели и какой вид поведения ими выбирается. Следовательно, можно сказать, что они в большей степени направлены на процесс достижения целей, а не на её содержания, как в содержательных теориях мотивации [4].

К основным процессуальным теориям мотивации относятся:

  1. теория справедливости Дж. Адамса;
  2. теория ожиданий В. Врума;
  3. теория Х и теория Y МакГрегора;
  4. комплексная теория мотивации Портера — Лоулера.

Рассмотрев содержательные и процессуальные теории мотиваций можно сделать вывод, что в организациях необходимо использовать их в полной мере, так как они помогут изучить потребности работников и понять процесс достижения поставленных целей.

Для правильного построения мотивации и стимулирования руководству необходимо соблюдать ряд правил:

− выдвинуть цель, для осуществления которой необходим конкретный работник;

− сформулировать краткосрочные и долгосрочные планы стимулирования и мотивации, учитывая как внешние, так и внутренние факторы;

− руководитель не должен допускать ошибок в управлении персоналом, а также вести себя достойно и уважительно по отношению к сотрудникам.

Чтобы понять систему мотивации, необходимо знать из каких элементов она состоит. Ведь не зная таких деталей, невозможно понять всего механизма управления персоналом. Итак, к основным элементам относят: мотивы, стимулы и потребности [5].

Теперь рассмотрим основные методы мотивации. К ним относятся: экономические, организационные и морально-психологические.

Экономические методы мотивации ориентированы на то, что человек в результате их использования получает некие выгоды, которые улучшают их уровень жизни.

К организационным методам мотивации относят: мотивацию целями, обогащением содержания работ, а также участием в делах фирмы.

Морально-психологические методы стимулирования представляют собой совокупность условий, при которых работники могли бы испытать именно профессиональную гордость за причастность к работе и личную ответственность за результат.

Для того чтобы промотивировать каждого из работников к достижению, как индивидуальных целей, так и целей организации необходимо вводить не только материальные, но и нематериальные поощрения сотрудников, которые отличились в трудовой деятельности и улучшили состояние организации. К таким поощрениям относятся почетные грамоты, а также фотографии лучших сотрудников для Доски Почета.

Создав правильную организацию управления работников, организация может достичь больших высот на внутреннем и внешнем рынке. Необходимо правильно продумать способы стимулирования и поощрения сотрудников. Помимо материальных и нематериальных вознаграждений в каждой организации должны быть предусмотрены и льготы для работников.

К таким льготам относятся: возможность получения кредитов по низким или беспроцентным ставкам; добровольное медицинское страхование работников; оплата путевок на лечение, отдых, экскурсии; оплаты проезда к месту работы на общественно транспорте и другие [6].

Также за индивидуальные достижения в трудовой деятельности организации могут использовать такую меру персонального поощрения, как бонусы. Например, в некоторых компаниях бонусами считается так называемая тринадцатая заработная плата, которая также стимулирует и мотивирует работников к дальнейшей эффективной деятельности в организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация представляет собой побуждение к действию, которое вызвано внешними и внутренними факторами, а также связано с удовлетворением потребностей человека, которые ему жизненно необходимы. Чем активнее будет проявлять себя человек в трудовой деятельности, тем больше вероятность удовлетворить свои потребности, которые влияют на его благосостояние. Но организациям не следует забывать о поощрениях, премиях и льготах, которые простимулируют работу сотрудников. Ведь сумев выбрать правильные методы мотивации и стимулирования рабочих, организация сможет достичь эффективной финансовой и трудовой деятельности организации.

Литература:

  1. Базаров Т. Ю., Еремина Б. Л. Управление персоналом / Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремина. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 554 с.
  2. Веснин В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2012. — 613 с.
  3. Власова Е. Система мотивации: как привлечь и удержать / Е. Власова, Т. Копачевская // Управление персоналом. — 2011. — № 8. — С. 19–25.
  4. Герчиков В. И. Мотивация и стимулирование труда в современных условиях/ В. И. Герчиков // ЭКО. — 2013. — № 6. — С. 103–112.
  5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: учеб. Пособие / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2014. 508 с.
  6. Трофимов А. Г. Работа с персоналом на предприятии / А. Г. Трофимов // Управление персоналом. — 2012. — № 3. — С. 15–19.
Основные термины (генерируются автоматически): трудовая деятельность, работник, мотивация, достижение, достижение целей, потребность, процессуальная теория мотивации, содержательная теория мотивации, стимулирование труда, трудовая деятельность организации.


Похожие статьи

Применение KPI в построении системы мотивации

В статье рассматривается практическая целесообразность применения системы KPI в организациях, стремящихся организовать свой менеджмент наиболее рациональным способом, ее влияние на достижение целей и задач компании, мотивацию персонала, а также разбо...

Мотивация труда как основа воспроизводства интеллектуального капитала в России

В статье исследованы мотивационные основы стимулирования сотрудников, направленные на повышение инновационной активности, профессиональных навыков и их интеллектуального потенциала. Представлены базовые методы мотивации воспроизводства интеллектуальн...

Оценка эффективности мотивации персонала организации

Статья посвящена оценке эффективности способов мотивации персонала в организации. Рассматривается возможность оценки результатов рабочей деятельности персонала, полученных организацией с использованием имеющихся трудовых ресурсов, с помощью которых м...

Отсутствие разработанной системы мотивации труда наемных работников в процессе предпринимательской деятельности

В данной публикации рассматриваются проблемы определения эффективности систем мотивации и стимулирования персонала организации. С помощью системного подхода обобщены и выделены проблемы трудовых отношений, материального и нематериального стимулирован...

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Социально-психологические особенности рекламы

В статье автор исследует основные аспекты и направления рекламы, уделяя особое внимание социальной рекламе. Описываются ключевые задачи социальной рекламы, такие как борьба с социальными угрозами, продвижение общественных ценностей, мотивация к созид...

Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации

Эта статья нацелена на осознание того, что организационная культура, позиционируя себя как одно из самых эффективных средств мотивации и контроля, является главным инструментом управления. В результате мы пришли к выводу, что организационная культура...

Организация процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием

Статья посвящена организации процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием. Важность такого обучения в современном обществе обосновывается возросшей значимостью эмоционального состояния в карьерном и личностном развитии челов...

Эффективность системы мотивации и стимулирования персонала в коммерческой организации

В настоящее время в связи с необходимостью повышения производительности труда, существует потребность в том, чтобы персонал коммерческой организации выполнял свою работу наиболее качественно. В связи с вышеизложенным, в настоящей статье, предпринята ...

Основы функционального менеджмента

В статье говорится о пяти основных функциях менеджмента: планировании, организации, координации, мотивации и контроле, и применение их в реальной существующей организации, а также об экономических и административных методах управления и применении эт...

Похожие статьи

Применение KPI в построении системы мотивации

В статье рассматривается практическая целесообразность применения системы KPI в организациях, стремящихся организовать свой менеджмент наиболее рациональным способом, ее влияние на достижение целей и задач компании, мотивацию персонала, а также разбо...

Мотивация труда как основа воспроизводства интеллектуального капитала в России

В статье исследованы мотивационные основы стимулирования сотрудников, направленные на повышение инновационной активности, профессиональных навыков и их интеллектуального потенциала. Представлены базовые методы мотивации воспроизводства интеллектуальн...

Оценка эффективности мотивации персонала организации

Статья посвящена оценке эффективности способов мотивации персонала в организации. Рассматривается возможность оценки результатов рабочей деятельности персонала, полученных организацией с использованием имеющихся трудовых ресурсов, с помощью которых м...

Отсутствие разработанной системы мотивации труда наемных работников в процессе предпринимательской деятельности

В данной публикации рассматриваются проблемы определения эффективности систем мотивации и стимулирования персонала организации. С помощью системного подхода обобщены и выделены проблемы трудовых отношений, материального и нематериального стимулирован...

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Социально-психологические особенности рекламы

В статье автор исследует основные аспекты и направления рекламы, уделяя особое внимание социальной рекламе. Описываются ключевые задачи социальной рекламы, такие как борьба с социальными угрозами, продвижение общественных ценностей, мотивация к созид...

Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации

Эта статья нацелена на осознание того, что организационная культура, позиционируя себя как одно из самых эффективных средств мотивации и контроля, является главным инструментом управления. В результате мы пришли к выводу, что организационная культура...

Организация процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием

Статья посвящена организации процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием. Важность такого обучения в современном обществе обосновывается возросшей значимостью эмоционального состояния в карьерном и личностном развитии челов...

Эффективность системы мотивации и стимулирования персонала в коммерческой организации

В настоящее время в связи с необходимостью повышения производительности труда, существует потребность в том, чтобы персонал коммерческой организации выполнял свою работу наиболее качественно. В связи с вышеизложенным, в настоящей статье, предпринята ...

Основы функционального менеджмента

В статье говорится о пяти основных функциях менеджмента: планировании, организации, координации, мотивации и контроле, и применение их в реальной существующей организации, а также об экономических и административных методах управления и применении эт...

Задать вопрос