Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!
А. П. Чехов
С 1 сентября 2011 года учащиеся первых классов всех образовательных учреждений России начали обучаться по новому образовательному стандарту (Федеральный государственный стандарт начального общего образования — ФГОС НОО). Это значит, что первоклассники учатся не только читать и писать, считать и решать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать.
Поэтому целью своей работы в этом направлении — формирование функционально грамотной творческой личности, т. е. человека, который обладает большим потенциалом к саморазвитию, способен и умеет учиться и самостоятельно добывать знания, принимать решения и нести за них ответственность, толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он. Умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других, эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей.
Одним из видов творческой деятельности является проектно-исследовательская деятельность.
Дети — прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Поэтому нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. А предложить его может учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «самостоятельно» добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее. А можно предоставить детям возможность самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательский энтузиазм в нужное русло. Поэтому учителю предстоит организовать исследовательскую работу. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы.
Каковы же понятия слов «проект» и «исследование»? В чем их различие?
Слово «проект» — иноязычное, происходит оно от латинского projectus. Прямое значение этого слова — «брошенный вперед». Понятие слова «исследование» в обыденном употреблении — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Главная цель исследовательского обучения — стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, а также формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
− обучение проведению учебных исследований младших школьников;
− развитие творческой исследовательской активности детей;
− стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
− ознакомление с научной картиной мира;
− вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Этапы исследовательской и проектной деятельности:
− «Тренировочные занятия».
− Выбор темы. Выбирая тему для исследования надо учитывать следующее:
− тема должна быть интересна ребенку и увлекать его;
− тема должна быть выполнима, соответствовать возрастным особенностям
детей и принести реальную пользу участникам исследования;
− тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности;
− тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
− Составление плана исследования. В ходе коллективного обсуждения дети называют основные методы: «подумать самостоятельно», «прочитать в книге», «понаблюдать», «спросить у другого человека», «получить информацию у компьютера», «провести эксперимент». Каждый ответ ребенка должен быть обязательно отмечен, поощрен.
− Сбор материала.
− Наблюдение и эксперимент.
− «Узнать из книг».
− Обобщение полученных данных. Собранные сведения надо проанализировать и обобщить. На первых занятиях необходимо помогать детям обобщать данные.
− Доклад. Как только информация обобщена, дети делают сообщения по выбранным темам. Длится первый доклад обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. После выступления надо обязательно устроить обсуждение.
Для того чтобы действовать эффективно, учителю надо помнить правила:
− всегда подходить к проведению этой работы творчески;
− учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций;
− не сдерживать инициативу детей;
− не делать за них то, что они могут научиться делать самостоятельно;
− не спешить с вынесением оценочных суждений;
− помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний;
− ориентировать детей на собственные эксперименты и наблюдения;
− учить детей прослеживать связи между различными предметами;
− помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем решения;
− учить детей анализу, синтезу, классификации информации.
Начинать такую работу целесообразно с первого класса. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности детей на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя. Для решения задач используются: в урочной деятельности:
− коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности — игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Особенностью исследовательской и проектной деятельности в начальной школе является то, что ею могут заниматься как сильные, так и слабые учащиеся, т. к. исследования носят несложный, простой характер.
Качество обучения младших школьников в существенной степени зависит от того, насколько разнообразно может быть обеспечено управление самостоятельной работой детей, а исследовательская деятельность может выступать одним из самых эффективных ее инструментов.
Литература:
- Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров», 2011–224 с.
- Савенков А. И. Психологические основы исследовательного подхода к обучению., М., 2006 г.
- Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменением и дополнением на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации — Москва: Просвещение, 2011 г.
- Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников — Волгоград: Учитель, 2011. – 142 с.