Статья посвящена разработке методик командной работы для студентов Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. В ходе проведенных исследований определяются наиболее эффективные методы и способы организации командной деятельности студентов техникума при изучении дисциплины Технология растениеводства и Основы агрономии.
Ключевые слова: групповая работа, мозговой штурм, командная работа, институт, командные достижения, студент
Система образования в России требует решения широкого спектра задач, важнейшей из которых является повышение качества образования [5]. Данное решение в значительной мере зависит от процессов: образовательных, научно-исследовательских и воспитательных. Интеграционный подход должен обеспечить овладение студентами современными знаниями, профессиональными навыками и способностями решать практические задачи [6].
Современное общество предъявляет выпускнику ВУЗа особые требования, среди которых важное место занимают:
– ответственность и умение укладываться в заданные сроки, управлять своим и чужим временем;
– широкий кругозор;
– конструктивный взгляд на события и процессы;
– умение своевременно и четко формулировать мысли, прогнозировать различные варианты;
– умение организовывать коллектив и привлекать необходимые ресурсы;
– умение работать в команде.
А также от выпускников учебных заведений высшего образования сегодня требуется новое профессиональное мышление, высокая мобильность, компетентность, толерантность, ориентация на внутригрупповую деятельность и командую деятельность.
Цель исследования — разработать методики организации групповой работы студентов ВУЗа при изучении дисциплины Технология растениеводства и Основы агрономии, которая обеспечит эффективное формирование компетенций командной работы.
Команда — это группа из двух или более человек, которые для достижения определенной цели координируют свои взаимодействия и трудовые усилия [1]. Концепция команды подразумевает, что все ее члены привержены единой миссии и несут коллективную ответственность.
Понятия «команда» или «командная работа» чаще связаны особыми психологическими и структурными характеристиками группы людей, позволяющими организовать эффективное взаимодействие индивидов для достижения поставленных задач.
Командная работа возможна при включении в образовательный процесс активных и интерактивных методов обучения, среди которых выделяются командные и групповые методы обучения [2].
В основном для командных методов является возможность одновременного получения знаний от нескольких обучающихся, а также взаимодействие которое вносит в этот процесс элемент принципиальной новизны: индивидуальное или персональное знание, разные взгляды и позиции, которые существенно обогащают общее поле знаний и способствуют формированию компетенций студентов.
Первый метод, который мы использовали — это метод «Мозгового штурма», для благополучного выполнения данного метода, должно было выполнено ряд условий: в команде должно быть 5–8 человек обучающихся, продолжительность метода от 20 до 25 минут. Данный метод применился на студентах второго курса специальности 35.03.04 «Агроинженерия» дисциплины Технология растениеводства. При изучении темы «Общие закономерности в отношениях растений и условий внешней среды», группы обучающихся старались миновать трудности, работать творчески и решать самостоятельно возникающие перед ними проблемы.
В. К. Дьяченко рекомендовал для командной работы использование метод обучения в командных достижениях. Данный метод в основном представляется в виде лекции и работы с текстом, а далее выполняется самостоятельная работа [3]. Существенная особенность этого метода заключается в системе оценки индивидуальных работ. Оценка осуществляется по прогрессивно-сравнительному признаку: студент может пополнить копилку команды только в том случае, если его оценка за данную работу выше средней его оценки за предыдущие работы. Команда, набравшая по итогам изучения темы наибольшее количество баллов, считается победившей, она заслуживает вознаграждения (на усмотрение преподавателя) и внесения на доску победителей.
При изучении дисциплины Основы агрономии студентами 1 курса специальности 35.03.04 «Агроинженерия», метод в командных достижениях практиковался в изучении темы: «Рост и развитие растений». Для начала преподавателем читалась лекция, затем студенты получали учебники и работали с текстом, в конце обучающиеся работали над проблемой, какие факторы мешают в Кузбассе выводить новые сорта теплолюбивых растений.
Не менее увлекательным методом для нашего исследования является метод учебного турнира [2]. Основной данного метода заключается в том, что после изучения нового материала в турнирном поединке встречаются учащиеся из разных команд с одинаковым уровнем учебных достижений. Учебный турнир мы проводили со студентами этой же специальности при изучении темы: «Понятие о почве и факторах почвообразования».
Метод командной поддержки индивидуального обучения, описанный Селевко Г. К., заключается в предоставлении командным группам возможность продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Обучающиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией [1].
Студенты также могут проверять работы друг друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Преподаватель, наблюдает за работой малых групп, а также постепенно выдает новый учебный материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу. Индивидуальные задания проверяются специально назначенными преподавателем студентами из разных групп. Им выдаются листы с ответами для проверки индивидуальных работ. В это время преподаватель имеет возможность индивидуально работать с каждой малой группой. В конце недели подводится итог: сколько тем, изучила каждая группа и каков суммарный учебный результат группы по индивидуальным заданиям.
Следующий метод, формирующий компетенции командной работы, и наиболее интересен студентам техникума это метод группового исследования. Данный метод заключается в том, что команды, исследуют любой вопрос учебной дисциплины, чтобы в дальнейшем получить доклад и выступления с ним в группе. Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы. За подготовленный доклад и выступление каждая команда получает оценку.
Дисциплина Основы агрономии изучается студентами специальности 35.03.04 «Агроинженерия» также и на втором курсе. В данной дисциплине у этой специальности предусмотрена тема «Значение и экологические последствия применения пестицидов и удобрений» — по данной теме обучающиеся готовят сообщения и выступают с докладами, за которые получают групповую оценку.
В ходе поискового этапа педагогического эксперимента мы выяснили, что 94,5 % студентов отмечают необходимость получения ими знаний, умений и навыков в команде работе.
Результативная командная работа, должна начинаться с организации трудоспособной команды [1]. Однако не вся группа людей может называться командой, команда — это небольшое количество людей с взаимодополняющими умениями, связанных единым замыслом, идущих к одной цели и разделяющих ответственность за их общие достижения. В команде индивидуальные интересы имеют второй план, каждый в команде должен уметь принимать решения и эффективно взаимодействовать с другими членами команды.
Таким образом, в результате педагогического эксперимента позволил нам уточнить и выбрать наиболее эффективные методы и способы организации командной деятельности студентов вуза при изучении дисциплины Технология растениеводства и Основы агрономии.
Литература:
- Атапина, И. М. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с одарёнными детьми / И. М. Атапина // Образование в современной школе: журнал. — 2014.— № 1.— С. 59–60.
- Джуринский, А. Н. Изменения парадигмы сравнительной педагогики / А. Н. Джуринский // Педагогика: журнал. — 2014.— № 2.— С. 107–113.
- Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 2011.С. 194.
- Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном учреждении / А. М. Зуев // Открытый урок: методики, сценарии и примеры: журнал. — 2014.— № 2.— С. 14–22.
- Каландарова, М. // Вопросы гуманитарных наук: журнал. — 2014.— № 2.— С. 49–51.
- Клепиков, В. Н. Методика построения и проведения современного этического занятия / В. Н. Клепиков // Педагогика: журнал. — 2014.— № 2.— С. 45–52.
- Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Макаренко А. С. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1977. Т. 2. 320 с.
- Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие / С.-Петербургский гуманитарный университе. СПб., 2014. 361 с.
- Пашкевич И. А. Воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2016. 169 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 2008.С. 99.