В статье рассматриваются такие категории, как творческие способности, удовлетворенность результатами и оценка работы как со стороны обучающегося, так и педагога. Также нами было уделено внимание вопросам значимости роли педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления в воспитании и профориентации в рамках реализации ФГОС.
Ключевые слова: педагогика, хореографическое искусство, профессиональная ориентация, феномен мотивации в работе с детьми
Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!
Л. Кэрролл
Мы с детства привыкли слышать, что успеха на любом поприще можно достичь, лишь при наличии таланта, подкрепленного упорным трудом. На практике же мы наблюдаем, что эта формула приобретает несколько иные очертания. Успех включает в себя еще и такие категории, как уверенность в себе и, конечно же, удачу. Здесь возникает следующий вопрос: с чего стоит начинать? Начинать стоит с осознания того, что каждый может заниматься в жизни тем, что ему нравится.
Каждый ребенок обладает творческими способностями — это аксиома. Отметим, что родители, зачастую, не видят, в чем именно заключается талант и в какую область необходимо направить свои усилия в дальнейшем развитии ребенка. Также, мы не исключаем, что существует вероятность заблуждения, часто родители выдают желаемое за действительное. Кто-то скажет: мой ребенок хочет танцевать, а талант у него к точным наукам. Здесь мы выделим два условия, выполнение которых будет первым шагом к реализации потенциала ребенка с учетом его потребностей.
Первое, то, чем занимается ребенок, должно приносить удовлетворение, это должно быть отдушиной, здесь ошибки быть не может.
Второе, результаты работы должны устраивать, в первую очередь, ребенка, важно понимать, что обмануть себя при оценке своей же деятельности сложно.
Рассмотрим пример в хореографической области. Сразу отметим, что большую роль будет играть здесь профессионализм и личные качества педагога. В условиях внедрения ФГОС и задач, которые каждый день перед педагогами ставит руководство, можно выпустить из вида главное — воспитание. Роль педагога дополнительного образования хореографического направления должна состоять не только в том, чтобы научить танцевать и развить данные ребенка для дальнейшего его обучения на уровнях среднего специального и высшего образования, но и в расширении кругозора воспитанников, их отношения и правильном восприятии оценки своей деятельности обучающимся. Необходимо донести до воспитанников, что должно нравиться не просто танцевать, а должно нравиться то, как они исполняют движения, композиции. Это очень тонкая грань. Эти два условия должны быть соблюдены в связи с особенностями системы дополнительного образования. После достаточно сложного и долгого периода застоя и восстановления института дополнительного образования в РФ, мы наблюдаем расцвет и абсолютную востребованность данного института во всех субъектах нашего государства. В городе Казани на высоком уровне развито хореографическое направление в подростковых клубах по месту жительства, центрах детского творчества, детских школах искусств и т. д. Востребованность и общедоступность привели к тому, что педагоги вынуждены принимать на обучение по направлению «хореография» детей с отсутствующими либо недостаточными данными. Но здесь же стоит оговориться, что эти дети в случае выше обозначенной проблемы могут выбрать современные либо уличные танцевальные направления, где усердие ребенка и профессионализм педагога могут позволить разрешить ее.
В большинстве случаев мы можем наблюдать, что обучающийся любит танцевать, но он понимает, что делает это посредственно. Другая ситуация, обучающийся танцует так, что ему нравится, а остальные не разделяют его оптимизма. Более того, этот обучающийся может слышать, что пора прекращать заниматься творчеством, ведь его талант кроется совершенно в другой отрасли. В данной ситуации обучающийся может добиться успеха на хореографическом поприще. Обладать при этом филигранной техникой совершенно не обязательно.
За примерами далеко ходить не нужно. Достаточно вспомнить Митрофанова Никиту (одесский танцор, развивающийся в слиянии направлений экспериментальной и уличной хореографии). Вы видели его танец? Здесь мы не наблюдаем академической подачи и филигранной классической техники, но, тем не менее немного найдется людей, которые скажут, что он плохой исполнитель и постановщик. Напротив, он кумир миллионов, его знают и почитают как танцора за пределами государства, в котором он творит и живет. Ему нравилось танцевать, нравилось то, как он танцует, он верил в себя и свои возможности — в итоге у него все получилось [2].
Современная жизнь превратилась в катастрофу, которая проходит в формате тихой революции. Мы можем наблюдать огромное множество стимулов, способствующих тому, чтобы каждый из нас отказался от своих мечтаний. Как показывает практика: «Мы активны, только когда голодны», «Мы смелы, только когда некуда отступать», «Мы быстры, только когда уже нет времени» [5, с.18]. Всегда можно стать лучше, всегда можно сделать лучше. Часто мы забываем эти простые правила и то, что все зависит от желания, терпения и труда обучающегося и педагога. Но, к сожалению, часто приходится сталкиваться с непониманием родителей относительно выбора детьми профессии художественной направленности.
Рассмотрим пример. Девушка лет 14, учится в старших классах школы и мечтает о хореографической карьере и славе. Возможно, она активна в своих начинаниях: ходит в балетную студию, театральный кружок, смотрит и обсуждает с друзьями современные направления хореографии, читает профильные сайты и блоги, посещает мастер-классы. Скорее всего, у нее есть кумир, на которого стоит равняться. В это время она твердо уверена, что никогда не будет заниматься ничем, кроме хореографического искусства, точно будет работать в лучшем хореографическом театре, будет давать мастер-классы, интервью и т. п. Сомнений не существует. К голосу окружающих, повествующих о том, что ничего путного не выйдет, она даже не станет прислушиваться. Здесь мы наблюдаем стопроцентную уверенность в успехе.
А дальше происходит следующее, девушка оканчивает школу — и приходит время определяться с планами на будущее. Здесь вступают в игру родители. Они проводят «серьезные» беседы и объясняют ребенку, что «хореограф, танцор — это не профессия». Можно привести разумные доводы — «сегодня ты востребован, а завтра нет», «полная зависимость от людей», «профессиональные танцоры находятся постоянно в обстановке сплошной зависти и подхалимства», «Маша тоже хотела поступать на хореографический — не поступила» и т. д. В итоге уверенность любого человека, тем более подростка пошатнется, но не в том, что не получится осуществить мечту, а в том, что не получится поступить в профильный вуз. На фоне художественной профессии родители начнут рисовать идеальный образ того ремесла, о котором они мечтают для своего ребенка. Например, адвоката, забывая о том, что это их мечты.
Родители хотят счастья для своего ребенка, они смотрят с точки зрения своего опыта и видят, что нужно «спасать» ребенка пока не поздно и здесь необходимо продемонстрировать, насколько хороша, может быть другая «стабильная» профессия. Атакованный со всех сторон ребенок согласится, что происходит дальше говорить не стоит.
Проблемы современного общества состоят в том, что большинство из нас занимается не тем, для чего родились. Если бы каждый человек занимался своим делом, Земля бы вертелась быстрее [6, с. 246]. Достаточно посмотреть на развитие индустрии коммерческих танцевальных школ. Что мы видим? Огромное число взрослых девушек и парней с превосходными хореографическими данными и страстью к танцу, но время упущено.
Все это напоминает сюжет для триллера: все детство родители учат своих детей музыке, рисованию, творчеству, а потом настаивают на том, чтобы они поступали учиться в вузы по профилю «престижных» профессий.
Социум зависим от общественного мнения, мы привыкли выполнять команды. С осознания именно этих фактов и начинается работа над социальным метаболизмом. Не стоит забывать, что самые выдающиеся личности обычно шли против остальных. Эти люди упорно настаивали на своем мнении, даже если все вокруг смеялись или были агрессивно настроены по отношению к ним.
Сегодня мы недооцениваем значимость критики. А ведь критике нужно радоваться! Ее необходимо воспринимать как жизненный опыт, урок, как ошибки, которые дают ценный опыт. В конце концов — это стимул к работе над собой. Давление общества сильно, и многие из-за этого совершают различные поступки, о которых позже жалеют.
Нельзя не уделять должного внимания и такому феномену, как мотивация — это важный шаг на пути достижения целей. Ведь в большинстве случает обучающемуся достаточно показать пример человека, которому удалось сделать то, о чем он мечтает. Этого хватит, чтобы разум согласился с тем, что наши цели достижимы и мы способны на многое. Так, например, Ульяна Лопаткина, очень лиричная балерина, которая слишком высока для классической балерины, ее рост составляет 178 сантиметров, а размер ноги — 41. Эти недостатки она сумела превратить в изюминки — она смотрится очень эффектно на сцене, также она тягуче медленно подымается на пуантах и это неизъяснимо красиво [1].
Основным вопросом в выборе профессии в наши дни остается вопрос о ее успешности. Что же такое успех? На первый взгляд хочется сказать, что это деньги, статус, популярность. Но это не совсем верно. Есть множество людей, которые всего этого не имеют, но являются успешными. Успех — это, прежде всего признание заслуг перед самим собой.
Нас с детства приучают к командам: как правильно держать спину или тянуть руку и т. д. Нас приучают приспосабливаться к конкретным моделям поведения. Ребенок с трудом проходит через все эти препятствия в надежде, что работа, будет наградой за все годы, прожитые в ограничениях. Но здесь его может подстерегать разочарование… В погоне за счастьем для своего чада родители могут задать неверный вектор его развития. Время — наш самый ограниченный ресурс. Важна каждая минута, потому что ее можно провести с пользой [4, с. 141]. Неверный выбор, навязанный из вне должен пресекаться, родители часто впустую тратят время своих детей, не задумываясь об этом. В качестве главной задачи педагога на данном этапе мы выделим: грамотную помощь ученику и родителям в решении этого непростого вопроса. И каждую минуту стоит при этом помнить взрослым, что дети не учатся быть артистами, художниками или танцорами — они учатся быть, как и все [6, с. 237].
Литература:
- Небалетные балерины // Beauty and ballet. URL: http://dressingroom.ru/archives/1823 (дата обращения: 5.04.2017).
- Никита Митрофанов: Самый волнительный момент — открыть глаза посреди номера // Телеканал СТБ. URL: http://dance.stb.ua/ru/2016/10/20/nikita-mitrofanov-samyj-volnitelnyj-moment-otkryt-glaza-posredi-nomera/ (дата обращения: 5.04.2017).
- Нина Демурова, Льюис Кэрролл, Мартин Гарднер. Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье. — М.: Эксмо, 2016. — 608 с.
- Новак, А. Другая книга, которой нет. 20 наиболее эффективных инструментов саморазвития. — Спб.: Питер, 2016. — 176 с.
- Новак, А. Книга, которой нет. Как бросить беличье колесо и стряхнуть пыль со своей мечты. — Спб.: Питер, 2016. — 128 с.
- Пол Дю Нойер. Беседы с Маккартни. — М.: АСТ, 2017. — 416 с.