Сегодня в России инклюзивное образование развивается относительно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В крупных городах вопросы получения детьми с ОВЗ образования, оказания им коррекционной помощи решаются проще: развита сеть разного рода образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы, успешно работают различные центры психолого-педагогической помощи и поддержки, есть и частный сектор коррекционно-педагогической помощи. У родителей есть выбор, какой вариант получения образования для их ребёнка с ОВЗ предпочтительней. В условиях сельской местности, такого выбора зачастую нет. Соответственно, в целом ряде случаев, миссия обучения ребёнка с ОВЗ является прерогативой обычной сельской школы. Именно сельская школа вынуждена реализовывать и развивать практику инклюзивного образования [3]. По мнению, Н. С. Сорокоумовой, «… необходимо взвешенно, поэтапно, обдуманно, комплексно решать проблемы теоретического, методологического, нормативно-правового, материально-технического, кадрового, программно-методического и финансово-экономического обеспечения тех учреждений, которые готовы принять ребёнка-инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в свою образовательную среду. И продумывать свои шаги к системной реализации этого инновационного проекта» [4, c. 134–136].
Инклюзивное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признаёт, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения [2, c. 28].
Инклюзивная школа — школа, включающая родителей в свое сообщество посредством воздействия школы на родителей и взаимодействия школы с родителями.
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.
Наличие ребенка с ограниченными возможностями здоровья отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.
Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т. д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества.
Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания.
Организация инклюзивного образования заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и в понимании нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в общеобразовательном учебном процессе. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты школы — это прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима [1].
Активное сотрудничество с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы нацелено, прежде всего, на повышение уровня их психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения, на понимание сущности имеющихся у ребенка отклонений, определение и осознание сильных и слабых сторон их чада.
Для подготовки и настраивания родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку мы организуем в школе индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания и практические занятия практикумы. Кроме того, родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня, занятия в домашних условиях.
Вся наша работа строится на принципах: добровольности, компетентности, соблюдения педагогической этики.
Основные направления работы школы:
‒ повышение педагогических знаний;
‒ оказание содействия в социализации ребенка.
Диагностическая работа базируется на мониторинге родителей на предмет родительско-детских отношений.
Основные методы, которые мы используем в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья:
‒ Метод убеждения, который помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. Именно с помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.
‒ Метод наблюдения, посредством которого собираем больше материала для организации воспитательной работы в семье. Наблюдаем за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.
‒ Метод бесед как один из самых распространенных при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.
Надо сказать, что в своей работе мы используем как индивидуальные (беседы, анкетирование, тестирование, консультации, индивидуальные практикумы, «телефон доверия», «почтовый ящик»), так и групповые (семинары — тренинги, консультации, конференции, тренинги, родительские клубы) формы сотрудничества.
Индивидуальные формы сотрудничества определяют психолого — педагогическую помощь в решении проблем развития личности и воспитания ребенка. А групповые формы сотрудничества направлены на формирование партнерских взаимоотношений, формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка, личностное и социальное развитие родителей, формирование благоприятного микроклимата.
Кроме того, мы преследуем цель не только добиться продуктивного сотрудничества с отдельными родителями, но находить новаторские способы взаимодействия всех семей. В МБОУ Кировская СОШ № 2 учителя разрабатывают механизмы эффективного партнерства школы и семьи, которые связывают семьи и школу и, в конечном счете, помогают всем детям учиться и добиваться успеха. В отличие от многих программ сотрудничества, которые ориентированы на нужды семей со средним и высоким достатком, работники нашей школы принимают во внимание все семьи и используют методы работы, позволяющие семьям с любым доходом участвовать в жизни школы.
На сегодняшний момент выявлены положительные тенденции в проделанной работе. А именно: активизация родителей, сокращение количества семейных конфликтов, повышение педагогической компетентности и уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
Гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ — гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе.
Литература:
- Зыкова Н. В. Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 20. — С. 35–38. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56322.htm.
- Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л. В. Голубева, Волгоград: Учитель, 2011. — 95 с.
- Программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы. — 84 с.
- Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. — № 3. — 2010. — 173 с.