Психологические особенности влияния матери на формирование характера девочки-подростка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 11.04.2017

Статья просмотрена: 1864 раза

Библиографическое описание:

Кудайбердиева, Д. М. Психологические особенности влияния матери на формирование характера девочки-подростка / Д. М. Кудайбердиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 188-191. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41859/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается проблема роли матери в благополучном формировании характера девочки-подростка. Приведены результаты эмпирического исследования автора мнений кыргызских девочек-подростков по отношению к их матерям.

Ключевые слова: мать, девочка-подросток, характер, положительные взаимоотношения, подростковый возраст, понимание, забота, опека, ощущение взрослости, формирование

In the article the problem of role of mother is examined in the safe forming of character of girl-teenager. Results over of empiric research of author of opinions of kyrgyz girls-teenagers are brought in relation to their mothers.

Keywords: mother, girl-teenager, character, positive mutual relations, teens, understanding, caring, guardianship, feeling of adultness, forming

В подростковом возрасте детям свойственны некоторые изменения и отклонения в поведении. В этот трудный период девочка, имеющая в младшем школьном возрасте черты спокойствия и нежности, может внезапно продемонстрировать черты протеста, агрессивности и вступания в конфликт. Действительно в это время все девочки переживают такой период, когда физическое и психическое состояние переплетаются в узел противоречивости и борьбы.

Подростковый возраст именуется переходным, прежде всего в биологическом ракурсе. Так как это период полового созревания начинают достигать уровня зрелости и другие определенные биологические системы организма. В социальном ракурсе подростковый возраст — продолжение процесса социализации [1]. Психологически подростковый возраст очень сложный кризисный период в жизни человека, так как чувство взрослости у подростка, новый уровень притязаний, опережающий положение, которого подросток еще не достиг. Вследствие этого образуются типичные конфликты с родителями, с педагогами и их преломление в самосознании подростка. В целом этот период можно обозначить как завершение детства и начало выхода из него [1;4].

Под развитием взрослости понимается формирование готовности ребенка к жизни в социуме взрослых в качестве равноправного, полноценного участника. В этом процессе выделяются две стороны становления объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых людей и субъективной готовности к чувству взрослости и тенденции к взрослому поведению. Подростки очень отличаются по степени и содержанию объективной взрослости. Взрослость может найти проявление в учении, труде, отношениях с друзьями или взрослыми, во внешнем облике и поведении. Выделяют особо такой вид взрослости, как социально-моральная взрослость, выражающуюся в отношениях со взрослыми, в фактах серьезного участия подростка делах семьи уже на правах взрослого человека. Взрослость может отражаться как в примерах доверительных отношений и внутренней близости с матерью у девочек, так и в наличии независимости от нее, в развитии уровня посредственного, даже рационального поведения с взрослыми. А Болдин выделил два стиля воспитания:

  1. демократический — высокая степень вербального общения с ребенком, включенность в семейные проблемы, успешность ребенка и готовность всегда прийти на помощь, стремление субъективности в видении ребенка [4].
  2. контролирующий — имеет в виду ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий. Требования к ребенку могут быть жесткими, но они предъявляются ему постоянно и последовательно и признаются им как справедливые и обоснованные.

По Д. Боулериду выделяются три типа матерей, характер которых соответствует методам их воспитательной деятельности [5]:

‒ Авторитетные матери — инициативный, общительный добрый ребенок. Авторитетны те матери, которые предпочитают не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить они требуют от дочери осмысленного поведения и стараются им помочь, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие матери обычно проявляют твердость, сталкиваясь с капризами, а тем более с ненормативными вспышками гнева. При таком воспитании подростки обычно ответственно относятся к своим обязанностям, им легче дается усвоение социально приемлемых форм поведения. Они энергичны, уверены в себе, у них развито чувство собственного достоинства и самоконтроля, им легче общаться со сверстниками [5].

‒ Когда матери авторитарны — девочки склонны к конфликтам. Матери считают, что не следует предоставлять дочери слишком много свободы и прав, что она должна подчиняться их воле. Они стараются выработать у дочери дисциплинированность, как правило, не оставляя ей возможности выбора вариантов поведения, ограничивают ее самостоятельность, лишают права возражать старшим даже если дочь права. Такие матери считают нужным чаще всего обосновать свои требования. Жесткий контроль за дочерью — основа их воспитания, которое не идет дальше запретов, выговоров. Нередко в этом случае физическое наказание. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание и угрозы. Такие матери исключают душевную близость, они скупы на похвалы, поэтому между ними и дочерями редко возникает чувство привязанности, так как жесткий контроль редко дает положительный результат. У таких подростков формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины, страха перед наказанием, слабый самоконтроль. Девочки таких матерей с трудом устанавливают контакт со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим [5].

‒ Снисходительные матери-дочери импульсивные, агрессивные. Матери не контролируют дочерей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля; разрешают им делать все. У таких девочек чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится неуправляемым. Матери грубо и резко наказывают их и могут применить физическую силу [5].

В подростковый период у девочки появляется ощущение взрослости, но ее социальный статус не отличается особо от статуса ребенка, неизбежно приводит к конфликтам с окружающими. Исходя из этого девочка — подросток еще не может существовать без внимания и заботы взрослых. В это время ей особенно нужно ощущать заботу и опеку матери.

Одной их особенностей психологии девочек в подростковом возрасте является становление половой роли, которая формируется в противоречивых направлениях в зависимости от традиций семьи, установок родителей. Несмотря на это, они должны строиться на доверии матери и дочери и тогда мать, будет в курсе проблем, которые имеются у дочери, в курсе ее интересов. Она сможет проявить понимание к дочери и найти решение любой проблемы.

Изначально отношения матери и дочери, как правило, базируются на чувстве любви, опеки, заботы, терпимости, умении прощать. Данный перечень чувств благотворно влияет на девочку, на ее развитие. И обеспечивает ей ощущение любви, надежности, чувство защищенности от внешних воздействий, а в лице матери дочь всегда может обрести надежного советчика. Однако парадокс заключается в том, что эта изначальная позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать и негативным фактором в формировании характера. Важно соблюдать меру проявления чувств. От недостатка материнской любви девочка может вырасти недоброжелательной, агрессивной, черствой к переживаниям других людей, иногда замкнутой или чрезмерно застенчивой. У выросшей же в атмосфере чрезмерной гиперопеки девочки могут развиться черты эгоизма, эгоцентризма, несамостоятельности, избалованности. Если девочка подвержена влиянию безнравственности, негативных асоциальных примеров, то развитие ее характера осложняется, и это становится неблагоприятным фактором в формировании социально приемлемых качеств личности подростка.

Пример матери реализует в дальнейшем отношение будущей женщины к жизни Одной главной особенностью в построении взаимоотношений между матерью и дочерью являются то, что дочь включена во все важные виды деятельности под руководством матери, которыми обозначаются как интеллектуально — познавательная, трудовая, общественная, творческая [2;3].

Для того чтобы выявить отношение девочек-подростков к матерям нами было проведено исследование 20 кыргызских девочек подросткового возраста(12–15 лет).Для этой цели был использован опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR — сокращённо подростки о родителях), который исследует установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети-подростки.

Эта методика основана на положении, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) характеризуется с помощью трёх факторных переменных: принятие — эмоциональное отвержение, психологический контроль — психологическая автономия, скрытый контроль — открытый контроль, при этом принятие здесь предполагает безусловно положительное отношение к ребёнку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей [4].

Эмоциональное отвержение характеризуется как отрицательное отношение к ребёнку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определённое давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

В нашем исследовании мы взяли в учет только оценки подростков — девочек по отношении к матерям.

В результате проведённого исследования были получены следующие данные отношений девочек-подростков к матерям (Рисунок 1.):

Рис. 1. Отражение шкал отношений девочек-подростков к своим матерям

Таким образом, позитивная шкала- 12 баллов;

Директивная шкала 2,5 баллов;

По шкале враждебности 0 баллов;

Шкала автономности 2,5 баллов;

Непоследовательность- 0 баллов.

Анализ интерпретации результатов исследования говорит о том, что большинство девочек-подростков имеют к матерям позитивное отношение, основанное на психологическом принятии. Данные кыргызские матери часто поощряют обращение за помощью дочерей в случае конфликтов с другими или каких-либо затруднений. Главное, дочери считают, наличие взаимопонимания с одной и с другой стороны. Некоторые матери демонстрировали директивность и автономность по отношению к дочерям. Данные дочери негативно относятся к проявлениям авторитарности и директивности со стороны их матерей (83 %), считая, что это подавляет их личность.

Роль матери очень значима в развитии и формировании характера девочки — подростка. Дочь извлекает из общения с матерью положительные модели поведения. Значение роли матери трудно переоценить. От понимания, такта и чуткого отношения матери зависит характер общения, протекающий в разных плоскостях: авторитетным, авторитарным, снисходительным. Отсутствие внимания и понимания- с одной стороны, чрезмерная строгость и жестокость матери — с другой стороны могут повлиять негативно на формирование положительных отношений, поэтому необходимо соблюдать меру. Мать — женщина, имеющая жизненный психологический опыт в чувствах и отношениях, несущая большую ответственность за эмоциональный комфорт своей дочери. От нее зависит созидание благоприятных взаимоотношений, которые приводят к полноценному становлению личности девочки-подростка.

Литература:

  1. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 409–415.
  2. Кошелева А. Д., Алексеева А. С. Диагностика и коррекция материнского отношения М., 1997.
  3. Попцова Е. В. Качества матери, необходимые для психического развития ребёнка раннего возраста М., 1995.
  4. Синягина Н. Ю. Психология детско-родительских отношений М., 2003.
  5. Фельдштейн Д. И. Психология взросления М., 1999.
  6. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): мать, подростковый возраст, дочь, девочка, отношение, подросток, ADOR, жесткий контроль, психологический контроль, эмоциональное отвержение.


Ключевые слова

формирование, мать, характер, подростковый возраст, понимание, опека, девочка-подросток, положительные взаимоотношения, забота, ощущение взрослости

Похожие статьи

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Психологическое благополучие матери в многодетной семье

Статья посвящена представлению результатов исследования взаимосвязи психологических особенностей многодетных матерей с уровнем их психологического благополучия в семье.

Проблема формирования внутренней позиции ученика первого класса сельской школы

В статье описана проблема формирования внутренней позиции первоклассников сельской школы. Представлены результаты изучения развития самооценки младших школьников по отношению к своему «образу Я», как основного компонента внутренней позиции ученика и ...

Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков

В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Исследование детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка по материалам методики «Рисунок семьи»

Статья посвящена проблеме исследования детско-родительских взаимоотношений и самоидентификации ребенка с помощью методики «Рисунок семьи». В статье предлагаются варианты интерпретации и рассматриваются основы психологического анализа результатов данн...

Различия в переживаниях чувства одиночества у подростков из благополучных и неблагополучных семей

Статья посвящена рассмотрению связи между семейным неблагополучием и особенностями переживания одиночества у подростков, а также анализу особенностей переживания одиночества у подростков из неблагополучных семей.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека

В данной статье раскрывается вопрос влияния раннего опыта отношений привязанности в диаде мать-ребенок на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека. Рассматривается зависимость развития коммуникатив...

Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника

В статье рассматривается психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника. Анализируются модели поведения родителей, оказывающие влияние на формирование психологического климата семьи и душевного состояния ребенка.

Похожие статьи

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Психологическое благополучие матери в многодетной семье

Статья посвящена представлению результатов исследования взаимосвязи психологических особенностей многодетных матерей с уровнем их психологического благополучия в семье.

Проблема формирования внутренней позиции ученика первого класса сельской школы

В статье описана проблема формирования внутренней позиции первоклассников сельской школы. Представлены результаты изучения развития самооценки младших школьников по отношению к своему «образу Я», как основного компонента внутренней позиции ученика и ...

Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков

В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Исследование детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка по материалам методики «Рисунок семьи»

Статья посвящена проблеме исследования детско-родительских взаимоотношений и самоидентификации ребенка с помощью методики «Рисунок семьи». В статье предлагаются варианты интерпретации и рассматриваются основы психологического анализа результатов данн...

Различия в переживаниях чувства одиночества у подростков из благополучных и неблагополучных семей

Статья посвящена рассмотрению связи между семейным неблагополучием и особенностями переживания одиночества у подростков, а также анализу особенностей переживания одиночества у подростков из неблагополучных семей.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека

В данной статье раскрывается вопрос влияния раннего опыта отношений привязанности в диаде мать-ребенок на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека. Рассматривается зависимость развития коммуникатив...

Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника

В статье рассматривается психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника. Анализируются модели поведения родителей, оказывающие влияние на формирование психологического климата семьи и душевного состояния ребенка.

Задать вопрос