В статье дана характеристика организационного компонента экспериментальной работы: выбор экспериментального плана, определение критериев и показателей, описание уровней их проявления, выбор диагностических методик и заданий для проведения оценивания. Рассматривается содержание технологического и субъектного критериев, позволяющих оценить знания и умения, ценностное отношение и личностные качества будущего педагога, необходимые для эффективного управления проектными кластерами.
Ключевые слова: организационный компонент, экспериментальный план, методы диагностики, средства диагностики, диагностические задания
Попадая в профессиональную среду, где инновационные процессы занимают важное место и предусматривают все более масштабную проектную деятельность с привлечением самых разных специалистов, выпускник педагогического вуза должен быстро встраиваться в эти процессы, привлекать современный аппарат, который позволяет решать самые сложные задачи. Будущий педагог должен обладать готовностью управлять специально создаваемыми под конкретный проект проектными кластерами, специфика которых предусматривает сетевую форму работы его участников и обязательную автоматизацию процессов, снижающую риск ошибок, неизбежно возникающих при дистанционном взаимодействии большого количества субъектов.
Подтверждение актуальности исследования готовности будущих педагогов к управлению проектными кластерами можно получить, осуществив анализ ее современного состояния, который, целесообразно реализовать через систематизации терминологического аппарата.
Проектный кластер — это кластер, организованный для создания проекта решения актуальной проблемы, который предусматривает горизонтальное взаимодействие субъектов, совместное использование ресурсов и реализуется с применением информационно-коммуникационных технологий.
Управление проектным кластером — это целенаправленная управленческая деятельность, обеспечивающая на основе автоматизации процессов координацию горизонтального взаимодействия субъектов и ресурсов, объединенных для выполнения проекта.
Подготовка будущего педагога к управлению проектными кластерами — это целенаправленная совместная деятельность субъектов в специально созданной проектно-образовательной среде вуза, обеспечивающая формирование у студента готовности к самостоятельной систематизации ресурсов и осуществлению продуктивного сетевого взаимодействия по разработке образовательного проекта на основе автоматизации сбора, обработки и передачи информации.
Апробация идей, представленных в любом педагогическом исследовании, является важнейшей его составляющей, реализуемой, как правило, в ходе педагогического эксперимента, который в современной литературе трактуется как «эмпирический метод познания педагогических явлений и процессов в контролируемых и управляемых условиях» [2, с. 129]. Корректная постановка и подготовка валидного диагностического обеспечения является ключевой задачей экспериментальной работы. Выявление критериев, показателей и описание уровневых шкал для оценки их проявлений, а также систематизация соответствующего диагностического аппарата и построение математической модели определяют степень сформированности готовности будущего педагога к управлению проектными кластерами.
Опираясь на позиции современных исследователей [1; 3] и учитывая специфику формируемого вида готовности будущих педагогов, в качестве основных будем использовать технологический и субъектный критерии.
Технологический критерий позволяет оценить знания и умения будущего педагога в указанных выше направлениях, необходимые для эффективного управления проектными кластерами.
Управление и кластерообразование включают:
− знания роли и значении кластера, особенностей его формирования, специфики функционирования, сущности и процедур управления, показателей его эффективности и др.,
− умения организовать кластер, выявить ресурсы, необходимые для его успешного функционирования, выполнять управленческие функции, делегировать полномочия, организовать работу по решению общей проблемы, координировать командные действия и др.
Проектная деятельность включает:
− знания сущности проектной деятельности, видов проектов, специфики работы над проектом, технологий проектной деятельности, форм и способов представления результатов и др.,
− умения ставить проектные задачи, реализовывать этапы проектной деятельности, генерировать новые способы решения проблемы и оценивать их новизну, описывать проект как результат совместной деятельности и др.
Сетевое взаимодействие включает:
− знания современных информационных сетей и их возможностей, способов и средств сетевого взаимодействия, правил коммуникации и др.,
− умения работать в сетях, использовать их возможности, получать и передавать информацию, корректно себя проявлять и взаимодействовать и др.
Автоматизация процессов включает:
− знания процессного подхода, видов процессов в современном образовании, сущности и значения автоматизации, технологического аппарата автоматизации, методов управления автоматизацией процессов, распределения полномочий при автоматизации и др.,
− умения выделять потенциально автоматизируемые подпроцессы, давать их характеристику и проводить детализацию, разрабатывать техническое задание для автоматизации, контролировать процесс взаимодействия субъектов подпроцесса и др.
Уровневая шкала сформированности знаний и умений, оцениваемых в рамках технологического критерия, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Уровневая шкала проявления знаний иумений
Уровень |
ЗНАНИЯ |
УМЕНИЯ |
Характеристика уровня |
||
Недостаточный |
Студент имеет серьезные пробелы в знаниях по указанным направлениям, допускает грубые ошибки, плохо ориентируется в учебном материале, не может сделать выводы или делает их неправильно, не может обосновать собственную точку зрения |
Умения не сформированы или слабо сформированы, не позволяют будущему педагогу продуктивно участвовать в учебной проектной деятельности, реализовать свой потенциал, что затрудняет или приводит к срыву работу остальных участников учебного проектного кластера |
Достаточный |
У студента в целом сформированы базовые знания, отдельные пробелы в знаниях он способен устранить самостоятельно или при оказании своевременной помощи, допускаемые ошибки, как правило, не являются принципиальными, студент может выделить главное, сформулировать собственные выводы и обосновать свою позицию |
Умения в целом позволяют будущему педагогу продуктивно участвовать в учебной проектной деятельности, реализовать свой потенциал в отдельных направлениях, однако существуют определенные пробелы, которые могут затруднять работу остальных участников учебного проектного кластера, но они самостоятельно устраняются студентом при оказании своевременной помощи |
Продвинутый |
Студент имеет достаточный объем знаний, позволяющий ему вывести собственную деятельность на продуктивно-творческий уровень, а стремление расширить свой кругозор и освоить новую информацию в исследуемом направлении позволяет полноценно реализовать собственный потенциал |
Сформированных умений достаточно для продуктивного участия в учебной проектной деятельности и руководства другими студентами в решении отдельных задач, для полноценной реализации своего потенциала в осуществлении автоматизации процессов в проектном кластере |
Диагностический аппарат для оценки уровня проявления знаний и умений, включает:
− методы диагностики: наблюдение, устные и письменные опросы, экспертиза продуктов деятельности, тестирование, комментированное выполнение заданий, упражнения, взаимооценка, самооценка и др.;
− средства диагностики: опросные листы, тестовые задания, бланки наблюдений, контрольно-измерительные материалы, перечень индикативных показателей и др.;
− диагностические задания: дать определение понятия, обосновать значение характеризуемого феномена, раскрыть его свойства, признаки, воспроизвести последовательность действий, указать факторы для принятия тех или иных управленческих решений, выполнить конкретное практическое задание по указанным выше направлениям, распределить деятельность между участниками группы, организовать сетевое взаимодействие, объяснить свой способ решения задачи, провести инструктаж или подготовку к осуществлению запланированных действий, провести оценку результативности коллективной деятельности и др.
Общий уровень проявления технологического критерия, имеющего комплексный характер, определяется усреднением оценок по показателям «знания» и «умения» из расчета: 1 балл, если показатель проявляется на недостаточном, 2 балла — на достаточном и 3 балла — на продвинутом уровне.
Готовность будущего педагога к управлению проектными кластерами относится к таким личностным новообразованиям, которые носят практико-ориентированный характер, а, значит, в проявлениях его показателей уровень освоенных умений не может быть выше уровня знаний. В связи с этим, разделение по уровням технологического критерия имеет следующий вид (рисунок 1).
Рис. 1. Уровни проявления технологического критерия
Субъектный критерий позволяет оценить личностные характеристики будущего педагога:
− ценностное отношение к управлению проектными кластерами;
− личностные качества, необходимые для успешного управления проектными кластерами.
Ценностное отношение к управлению проектными кластерами проявляется в понимании студентом его значения для своей будущей работы, интересе к сетевому кластерному взаимодействию, способному обеспечить более высокую результативность проектного решения в отличие от индивидуальной проектной деятельности, стремлении автоматизировать процессы, ответственность за которые он несет, чтобы снизить риск ошибок, связанных с «человеческим фактором» и т. д.
Сформированные личностные качества позволяют сделать исследуемый процесс более результативным. Выделенные личностные качества: коммуникабельность, самостоятельность и ответственность, позволяют личности осуществлять продуктивное взаимодействие и успешно диагностируются имеющимися в педагогике и психологии средствами.
Коммуникабельность как личностное качество представляет собой «склонность к общению, установлению дружеских и деловых контактов и связей» [5, с. 15]; самостоятельность — это «обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [4, с. 199], а ответственность– это «способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе социальным, нравственным и правовым нормам и правилам, в результате чего возникает чувство причастности общему делу, а при несоответствии — чувство невыполненного долга» [2, с. 70].
Уровневая шкала проявления ценностного отношения и личностных качеств (коммуникабельности, самостоятельности, ответственности), оцениваемого в рамках субъектного критерия, представлена в таблице 2.
Таблица 2
Уровневая шкала проявления ценностного отношения иличностных качеств
Уровень |
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ |
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА |
Характеристика уровня |
||
Недостаточный |
Ценностное отношение сформировано слабо, студент не осознает значения автоматизации процессов, не видит своего места в проектных кластерах и не понимает их роли, не проявляет стремления к управленческой деятельности |
Личностные качества сформированы слабо, студент не осознает их значимости, не опирается на них в деятельности, не занимается самовоспитанием и саморазвитием |
Достаточный |
Ценностное отношение сформировано частично и ситуативно проявляется при наличии опыта решения проблемы, студент осознает в некоторых аспектах значение автоматизации процессов, с интересом воспринимает работу в проектных кластерах и стремится к участию в ней |
Личностные качества проявляются ситуативно, студент осознает их значение, недостаточно сформированные качества студентом развиваются в ходе его самовоспитания и саморазвития под внешним контролем (преподавателя, других студентов или авторитетных лиц) |
Продвинутый |
Ценностное отношение достаточно хорошо сформировано и является основой выполнения студентом действий по управлению проектными кластерами, студент проявляет интерес и стремится максимально полно использовать возможности автоматизации процессов |
Личностные качества достаточно хорошо сформированы, являются основой для выполнения студентом действий по управлению проектными кластерами, а самовоспитание носит автономный характер и обеспечивает высокую эффективность осваиваемой деятельности |
Диагностический аппарат для оценки уровня проявления ценностного отношения и личностных качеств, включает:
− методы диагностики: наблюдение за взаимодействием студентов, анкетирование, тестирование, экспертиза результатов деятельности, анализ ситуаций, взаимооценка, самооценка и др.;
− средства диагностики: бланки наблюдений, тесты (В. Ф. Ряховского, Р. Б. Кэттела, М. Рокича, Ш. Шварца, С. А. Касьянова и др.), опросные листы и др.;
− диагностические задания: выполнить тестовое задание, конкретное практическое упражнение по указанным выше направлениям, распределить деятельность между участниками группы, организовать взаимодействие, объяснить свой способ решения задачи, провести инструктаж или подготовку к осуществлению запланированных действий, провести оценку результативности коллективной деятельности, найти ошибку в собственных действиях и действиях других участников и др.
Общий уровень проявления субъектного критерия, имеющего комплексный характер, определялся усреднением оценок по показателям «ценностное отношение» и «личностные качества» из расчета: 1 балл, если показатель проявлялся на недостаточном уровне, 2 балла — на достаточном и 3 балла — на продвинутом уровне.
Субъектный критерий проявляется на недостаточном уровне, при среднем значении по показателям 1 или 1,5; на достаточном, при среднем значении 2 или 2,5; на продвинутом, при среднем значении равном 3.В отличие от технологического критерия, где показатели «знания» и «умения» оказались определенным образом связаны, по субъектному критерию не удалось установить подобной связи в проявлениях показателей «ценностное отношение» и «личностные качества»: они могли быть сформированы независимо и на любом уровне.
Ценностное отношение к управлению проектными кластерами успешно формируется у личности на фоне имеющихся знаний и умений, т. е. при наличии положительного опыта проектной работы. Недостаточный уровень знаний и умений не позволяет студенту решать соответствующие проблемы и не дает ему возможности почувствовать реальные преимущества от организации работы в проектном кластере на автоматизированной основе. В отношении же личностных качеств ситуация обстоит несколько иначе. Как правило, изначально сформированные на более высоком уровне, личностные качества сами помогают не только освоить знания и умения, но и в дальнейшем успешно работать в проектных кластерах. При этом динамика формирования у будущего педагога как ценностного отношения, так и личностных качеств более слабая, чем знаний и умений — показателей технологического критерия.
Рис. 2. Уровни сформированности готовности будущего педагога к управлению проектными кластерами
В итоге, общий уровень сформированности у будущего педагога готовности к управлению проектными кластерами должен определятся усреднением значений по технологическому и субъектному критерию. Таким образом, переменная, обозначающая оценку сформированности готовности будущего педагога, может принимать определенные значения, исходя из которых ей присваиваются уровни.
Литература:
- Булаева М. Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности: дис. канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2009. — 208 с.
- Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике: учеб. электронное текстовое издание / А. С. Воронин. — Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «УГТУ — УПИ», 2006. — 135 с.
- Магомедалиева М. Р. Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к проектной деятельности: дис. канд. пед. наук. — Махачкала, 2013. — 191 с.
- Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А. М. Новиков. — М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. — 268 с.
- Словарь психолого-педагогических понятий: справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / авт.-сост. Т. Г. Каленникова, А. Р. Борисевич. — Минск: Изд-во БГТУ, 2007. — 68 с.