На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной налоговой политики является обеспечение развития производства посредством снижения налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов. Посредством снижения налоговых ставок нужно совершенствовать налогооблагаемую базу и пересматривать налоговые льготы, и вместе с тем необходимо совершенствовать методику расчета налоговой нагрузки.
Налоговые платежи являются главным источником формирования средств государственного бюджета. В настоящее время в национальной экономике в соответствие в Налоговым Кодексом действует 10 видов налогов и 5 видов других обязательных платежей, а также применяются упрошенные режимы налогообложения для хозяйств, и фиксированный налог по отдельным видам деятельности.
Налоговая политика Узбекистана направлена на снижение ставок прямых налогов, оптимизацию косвенных налогов и ресурсных платежей, связанных с эффективным и бережным использованием не воспроизводимых природных, земельных и водных ресурсов.
Эффективным средством реализации налоговой политики являются налоговые льготы. В соответствии с Налоговым Кодексом РУз, льготами по налогам и другим обязательным платежам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами и решениями Президента Республики Узбекистан преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог и (или) другой обязательный платеж либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с налоговым законодательством льготы по налогам и другим обязательным платежам могут предоставляться с условием направления высвобожденных средств на определенные цели. В случае нецелевого использования таких средств сумма нецелевого использования подлежит взысканию в бюджет с начислением пени в установленном порядке.
Для обеспечения ускоренного развития новых экспорто-ориентированных отраслей промышленности, осуществления модернизации, технического и технологического обновления производств хозяйствующим субъектам предоставлено в налоговом кодексе более двухсот налоговых льгот и преференций. Кроме того, нормативными документами Президента Республики Узбекистан и Правительства страны были предоставлены широкие дополнительные налоговые льготы для развития приоритетных отраслей экономики и сферы услуг.
Сегодня в Республике Узбекистан создана такая налоговая система, которая способна обеспечивать стабильное формирование доходной части бюджета. Мировой опыт показывает, что налоговая система продолжает совершенствоваться из года в год. Республика Узбекистан не является исключением. Правительство нашего государства выбрало путь поэтапного реформирования системы налогообложения, что является самым оптимальным решением в условиях перехода на рыночные отношения.
Совершенствование налоговой политики государства на современном этапе в условиях либерализации экономики страны связано с дальнейшим снижением налогов, нагрузки на хозяйствующие субъекты, систематизацией и оптимизацией числа налоговых льгот в целях повышения их эффективности и максимальным расширением налогооблагаемой базы.
В соответствии с приоритетом модернизации экономики обеспечивается резкое снижение налогового бремени стимулирование технического перевооружения предприятий через систему инвестиционных льгот, упрощение системы налогообложения субъектов малого и частного предпринимательства, повышение защищенности добросовестных налогоплательщиков от необоснованного вмешательства в их хозяйственную деятельность, либерализацию уголовного и административного наказания.
Налоговые освобождения от уплаты налога на прибыл и налога на имущество, снижения ставок единого налогового платежа были направлены на поддержку отечественных производителей, специализирующихся на переработке мяса и молоко и производстве отдельных товаров первой необходимости с условием целевого направления высвобождаемых средств на техническое перевооружение и модернизацию производства. Предприятия-экспортеры, а также предприятия с иностранными инвестициями, производящие готовую продукцию, освобождались от всех видов налогов и сборов, кроме НДС.
В целях поддержки малого бизнеса микрофирмы сферы услуг были освобождены сроком на три года от уплаты единого налогового платежа; дивиденды учредителей в части средств, направляемых на инвестиции в расчеты за ранее полученные кредиты, освобождены от налогообложения сроком на пять лет; на 30 % сокращено число налоговых проверок.
С 2011 года экономический приоритет — повышения конкурентоспособности национальной экономики снижения налоговой нагрузки, повышения стимулирующей роли налогов в деятельности хозяйствующих субъектов. Общая стратегия налоговой политики Узбекистана, основанная на расширении налоговой базы и снижении налогового бремени в целом успешно достигает целей микроэкономического развития.
Таблица 1
Динамика изменения ставок основных налогов, налогового бремени, роста ВВП исальдо государственного бюджета 1995–2015г.г.
Показатели |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2014 |
2015 |
Налог на доход (прибыл) юридических лиц, % |
38 |
31 |
15 |
9 |
8 |
7,5 |
Единый социальной платеж, % |
40 |
38 |
30 |
25 |
25 |
25(15)* |
Единый налоговой платеж для микрофирмы и малого бизнеса |
- |
15 |
15,2 |
7 |
6 |
5 |
Подоходный налог |
45 |
40 |
29 |
22 |
22 |
23 |
Налоговое бремя на экономику, % |
41,2 |
39,5 |
22,6 |
21,9 |
20,5 |
20,0 |
Реальный рост ВВП, % |
99,5 |
4,0 |
7,0 |
8,5 |
8,1 |
8 |
Сальдо государственного бюджета, % |
- |
-1 |
+0,1 |
+0,3 |
+0,2 |
+0,1 |
* для микрофирмы и малых предприятий, а также фермерских хозяйств.
Как результат налоговых реформы, доля налогов в ВВП снизилась с 41,2 % в 1995 г. до 20 % ВВП в 2015 г.
Сокращение налоговых ставок и либерализация налоговой системы является на сегодня, в среднем 7–8 % в год. Экономический приоритет повышения как внутренней, так и внешней конкурентоспособности национальной экономики обуславливает продолжение политики снижения налоговой нагрузки, повышение стимулирующей роли налогов в деятельности хозяйствующих субъектов.
Устойчивость основных налоговых ставок и упрощение налогового администрирования наряду с либерализацией налогового контроля способствовала стабилизации привлекательности бизнес-климата и несмотря на снижение общего налогового бремени, привела к росту налоговых поступлений, что позволило достигнуть 0,1 % профицита Государственного бюджета по итогам 2015 г. Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане достигло 56,7 % объёма ВВП [2].
В целях снижения налоговой нагрузки на доходы населения и увеличения их покупательской способности были пересмотрены в сторону снижения ставки налога на доходы физических лиц, введены дополнительные льготы в виде уменьшения налогооблагаемого дохода на сумму средств, уплачиваемых за обучение в высших учебных заведениях, а также средств, добровольно перечисляемых на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан в филиалах Государственного акционерно-коммерческого Народного банка Республики Узбекистан. Важным фактором стимулирования внутреннего спроса и роста доходов населения стало введение в 2015 г. «необлагаемого минимума» по налогу на доходы физических лиц. Сумма дохода до 1 МРЗП теперь не подлежать налогообложению. За счет реализации этой меры работающие получили дополнительно в общей сложности не менее 120 миллиардов сумов [2].
Налогово-бюджетная политика на 2016 год направлена на достижение экономического роста в 7,8 % ВВП, дальнейшую модернизацию, техническое и технологическое обновление производства, а также ускоренное развитие дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, развитие агропромышленного комплекса. Обеспечение роста экспорта и повышение конкурентоспособности экономики страны.
Так, налоговые стимулы 2016 года обеспечивает финансовую поддержку предпринимательской деятельности и структурные изменения в экономике.
Для предприятий, производящих непродовольственные потребительские товары, до 1 января 2018 г. сохраняется освобождение от уплаты налога на прибыль и налога на имущества, а для микрофирм и малых предприятий — от уплаты единого налогового платежа и обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд. В числе важнейших мер по дальнейшему сокращению налогового бремени предусматривается продление сроков действия отдельных налоговых льгот, значительно смягчающих налоговую нагрузку на отрасли экономики. Это мера позволить отдельным категориям налогоплательщиков укрепить их финансовую устойчивость и направить высвобождаемые средства на дальнейшее развитие и модернизацию производства, повышение заработной платы работникам и увлечение доходов инвесторов.
Реализация стимулирующих мер, предусмотренных концепцией налоговой политики, позволить обеспечить дальнейшему снижение налоговой нагрузки на экономику страны.
До 1 января 2018 г. продлено освобождение от уплаты налога на имущества предприятий текстильной промышленности. Предельная численность работающих на малых предприятиях, ведущих деятельность в сфере автомобильного транспорта, повышена с 20 до 50 человек. Ставки единого земельного налога установлено в размере 0,95 % к нормативной стоимости сельскохозяйственных земель.
Важным дополнением к мероприятиям по внедрению рыночных принципов и подходов в системе корпоративного управления, является налоговое стимулирование иностранных работников акционерных обществ, привлеченных в качестве управленческого персонала. Доходы по оплате труда таких работников освобождаются от начисления и уплаты единого социального платежа и налога на доходы физических лиц.
Введение прогрессивного налогообложения компаний, оказывающих услуги мобильной связи, исходя из уровня рентабельности, приводит к усилению как фискальной, так и социальной функции налоговой системы. Так, если уровень, рентабельности составляет до 20 %, то налог уплачивается по ставке 7,5 % при уровне рентабельности свыше 20 % налог уплачивается по ставке 50 %.
Современная налоговая политика Узбекистана соответствует целям экономического развития и последовательно реализует установки на национальной конкурентоспособности через снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, обеспечение макроэкономической стабильности и высоких темпов роста ВВП, повышение социальной справедливости налогообложения, унификацию налоговых ставок, упрощение налоговых процедур и либерализацию налогового контроля, с повышением ответственности как налоговых органов, так и налогоплательщиков.
В то же время, по оценкам экспертов налоговая система Узбекистана имеет проблемы, связанные с излишни налоговый бремени и недостаточный влиянием налогов на процессы модернизации.
Налоговые преференции должны стимулировать внедрение в процессе производства высоких и ресурсосберегающих технологий.
Снижение налоговой нагрузки, значительно снизит производственную себестоимость готовой продукции, уменьшит долю затрат в удельном весе дохода от реализации, высвобождая дополнительные ресурсы для финансирования собственного капитала.
Таким образом, введения налоговой льготы для какого-то сектора рынка этот сектор становится более привлекателен для инвесторов, в него начинают интенсивно притекать новые капиталы и, соответственно, увеличивается рыночная стоимость уже задействованных в этом секторе производственных и коммерческих активов.
Литература:
- Налоговый Кодекс Республики Узбекистан. Сборник Законодательства Республики Узбекистан, 2012г.
- www.stat.uz