Экстракорпоральное оплодотворение — основной вид вспомогательных репродуктивных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тихомирова, К. Г. Экстракорпоральное оплодотворение — основной вид вспомогательных репродуктивных технологий / К. Г. Тихомирова, Р. А. Максимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.2 (148.2). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41924/ (дата обращения: 18.12.2024).



Сегодня во всем мире и в России помимо оперативного и консервативного лечения с целью преодоления проблемы бесплодия используются так называемые вспомогательные репродуктивные технологии, в частности, ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). Показанием к проведению процедуры ЭКО являются различные формы мужского и женского бесплодия.

Ключевые слова: ЭКО, экстракорпоральное оплодотворение, яйцеклетка, сперматозоид, эмбрион, инкубатор

Проблема бесплодия в наше время более чем актуальна -15 % семейных пар в России сталкиваются с этим диагнозом [9,12],но несмотря на это, не все еще достаточно знают об ЭКО. Экстракорпоральное оплодотворение — вспомогательная репродуктивная технология, используемая в случае бесплодия. Во время процедуры ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается в течение 2–5 дней, после чего эмбрион переносят в полость матки для дальнейшего развития [2,4]. Очень важно для хорошей имплантации эмбриона, чтобы женщина не страдала хроническим эндометритом [8,10,7,11]. В специализированных медицинских учреждениях в условиях амбулаторного лечения осуществляется технология ЭКО. Для проведения процедуры экстракорпорального оплодотворения необходимо получить яйцеклетки, получить сперматозоиды, провести оплодотворение in vitro, вырастить эмбрион, ввести эмбрион в полость матки женщины. [1]

Существует четыре вида бесплодия:

– Мужское-снижение оплодотворяющей способности спермы

– Женское-нарушение репродуктивной способности женщины

– Смешанное-нарушение репродуктивной способности мужчины и женщины

– Необъяснимое-репродуктивные способности мужчины и женщины в нормальном состояние, но беременность не наступает [1]

На долю мужского, женского и смешанного бесплодия приходится 40 %,а на необъяснимое -20 %. [1] Абсолютное бесплодие — единственный показатель к экстракорпоральному оплодотворению. Так же к показаниям относятся: эндокринное бесплодие (отсутствие результатов после гормонотерапии), абсолютное трубное бесплодие(неустранимая хирургическими методами непроходимость маточных труб или полное их отсутствие),эндометриоз, смешанное бесплодие, олигоастенозооспермия 1 и 2 степени(плохое качество спермы),отсутствие результатов лечения внутриматочной инсеминации, отсутствие или функциональная неполноценность яичников. К противопоказаниям относят: наследственным заболевания(рождение раннее детей с заболеваниями, наследуемыми сцеплено с полом),нарушения углеводного, аминокислотного, гликолипидного обмена у супругов, врожденные аномалии(повторные рождения детей с однотипными пороками развития, аномалии и пороки развития матки, гиперпластические состояние яичников и матки, нарушение непроходимости цервикального канала, не поддающееся лечению, противопоказания к вынашиванию ребенка(психические и соматические заболевания) [2]

У женщины в норме в течение одного менструального цикла созревает одна яйцеклетка, но для процедуры ЭКО стараются получить несколько яйцеклеток, так как это повышает эффективность метода лечения бесплодия. Для этого используют процедуру «стимуляции суперовуляции», при которой женщина проходит курс инъекций гормональных препаратов: фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), лютеинизирующего гормона (ЛГ), хорионического гонадотропина (ХГ), в сочетании с агонистами или антагонистами гонадотропин-рилизинг гормона (ГнРГ). Для введения данных препаратов существует режим, который называется «схема стимуляции» или «протокол». Виды препаратов, их количество и длительность введения подбирают индивидуально для каждой пациентки, по показаниям. Стимуляция суперовуляции может занимать от 7 до 20 дней. [1,4]

Неинвазивными методами не может быть определено созревание яйцеклеток, о созревании яйцеклеток судят косвенно по росту фолликулов яичника, который наблюдают с помощью аппаратов ультразвукового исследования. Когда доминантный фолликул достигает нужного размера (16–20мм) назначают процедуру извлечения яйцеклеток — пункцию фолликулов яичника [2]. Пункцию фолликулов проводят под общей анестезией, иглу проводят трансвагинально, ход иглы контролируют аппаратом УЗИ. Основной целью пункции является отсасывание содержимого фолликула (фолликулярной жидкости). Полученную жидкость исследуют с помощью микроскопа для обнаружения ооцитов (яйцеклеток).

Полученные яйцеклетки отмывают от фолликулярной жидкости и переносят в чашки Петри, которые помещают в инкубаторы до момента добавления подготовленных сперматозоидов.

В основном использование гормональных препаратов и проведение пункции фолликулов не вызывает отрицательных реакций у женщин, но порой могут возникнуть осложнения. Осложнениями является: синдром гиперстимуляции яичников (СГЯ), который может развиться во время и спустя несколько дней после окончания стимуляции в результате созревания большого количества фолликулов. Пункция фолликулов может осложниться наружным или внутренним кровотечением. При отсутствии возможности получения яйцеклеток у пациентки (отсутствие яичников, менопауза и пр.) возможно использование донорских яйцеклеток. Донором яйцеклеток могут быть бескорыстные доноры (родственницы, знакомые) или платный донор. Условия работы с донором яйцеклеток регламентирует приказ № 107н Минздрава РФ от 2012 года. [5]

Сперму пациент получает самостоятельно с помощью мастурбации. Допустимо использование прерванного коитуса, либо медицинского презерватива без смазки. В случае невозможности получения спермы путём эякуляции, используют хирургические методы: аспирация содержимого эпидидимиса, биопсия яичка и прочее. Сперму получают в день пункции фолликулов супруги. Если получение спермы в день пункции невозможно, то используют предварительное получение спермы с последующим замораживанием и хранением в жидком азоте. Перед оплодотворением яйцеклетки сперматозоиды отмывают от семенной жидкости и с помощью специальных методов выделяют наиболее качественные из них. При неосуществимости использования спермы мужа пациентки или при отсутствии у пациентки полового партнёра, возможно использование спермы донора. Использование спермы донора производится при обязательном письменном согласии супруга и регламентируется приказом № 107н Минздрава РФ. [5] В соответствии с этим приказу сперма донора используется после 6-месячного карантина, т. е. через 6 месяцев хранения в замороженном состоянии и повторного обследования донора, подтверждающего отсутствие инфекционных заболеваний.

Непосредственно ЭКО проводится врачами-эмбриологами в условиях эмбриологической лаборатории. Оплодотворение проводят одним из двух способов:

1) интрацитоплазматическая инъекция сперматозоидов

2) инсеминация in vitro;

Первый способ (ИКСИ): сперматозоид вводят в яйцеклетку «вручную» с помощью микрохирургических инструментов. ИКСИ используют при очень плохом качестве спермы, когда оплодотворение не может быть получено даже в чашке.

Второй способ (in vitro): к яйцеклеткам, которые находятся в питательной среде, добавляют суспензию сперматозоидов. Сперматозоиды добавляют из расчёта 100–200 тыс. на одну яйцеклетку. В течение 2–3 часов один из сперматозоидов проникает в яйцеклетку и оплодотворяет её. После этого яйцеклетка считается эмбрионом. Вероятность успешного оплодотворения 60–70 %. Эмбрионы содержат в искусственных условиях от 2 до 6 дней. Для этого используют так называемые СО2-инкубаторы — шкафы, в которых поддерживается температура 37 °C. [1,3]

Перенос эмбриона в матку осуществляют через 2–5 дней после оплодотворения яйцеклетки. Данная процедура не требует анестезии и выполняется на гинекологическом кресле в течение нескольких минут. Эмбрион переносят в матку, проводя через шейку матки специальный эластичный катетер. Согласно приказу N 67 Минздрава РФ от 2003 [6] в полость матки не рекомендуется переносить более 4 эмбрионов, чтобы избежать многоплодной беременности. В современной практике в России обычно осуществляют перенос двух эмбрионов. При невозможности вынашивания плода пациентка может прибегнуть к использованию суррогатной матери. [3,4]

Эффект лечения бесплодия методом ЭКО невысок: приблизительно одна из трёх пациенток становится беременной после процедуры ЭКО, приблизительно одна из четырёх пациенток завершает лечение рождением ребёнка. Согласно статистике Европейского общества репродуктивной медицины и эмбриологии (англ. ESHRE) за 2010 год 33,2 % пациенток, которым осуществили перенос эмбрионов в матку после процедуры ЭКО, достигли клинической беременности. Согласно опубликованным в 2013 году данным Российской ассоциации репродукции человека (РАРЧ) в 2011 году 36,6 % пациенток забеременели после проведения процедуры ЭКО, 25,8 % женщин, прошедших процедуру ЭКО родили ребёнка. [3]

Таким образом, ведение беременности и роды после ЭКО в целом не отличаются от обычных. Вероятность осложнений во время беременности зачастую связана не с искусственным оплодотворением как таковым, а с частным многоплодием среди пациенток экстракорпорального оплодотворения и с высоким средним возрастом рожениц.

Литература:

  1. Семинский И. Ж.// Экстракорпоральное оплодотворение: медицинские и социальные аспекты //Сибирский медицинский журнал (Иркутск)// Выпуск № 2 / том 31 / 2011-с.76–79
  2. Абдуллина Л. И. //Бесплодие-проблема разрешима. // 3-е изд. Самара//— 2009, —142с.
  3. Пучков С.М, Найко Ю. В.//Особенности течения беременности и родов у пациенток после ЭКО//Бюллетень медицинских интернет конференций//Выпуск № 4 / том 4 / 2014-с.257
  4. Экстракорпоральное оплодотворение//Материал из Википедии — свободной энциклопедии//https://ru.wikipedia.org/wiki/Экстракорпоральное_оплодотворение
  5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 107н г. Москва «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» // 11 апреля 2013 г. в «РГ» — Спецвыпуск № 6054
  6. Приказ N67 Минздрава РФ от 26 февраля 2003 года «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» (отменён приказом от 30.08.2012 N 107н)
  7. Петров Ю. А. Современные представления о проблеме искусственного прерывания беременности (обзор литературы)/Петров Ю. А., Байкулова Т. Ю.// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2016. -№ 8–5. –С.727–731.
  8. Петров Ю. А. Роль иммунных нарушений в генезе хронического эндометрита //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. -2011. -№ 6. — С.282–289.
  9. Петров Ю. А. Результаты иммуно-микробиологической составляющей в генезе хронического эндометрита //Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. -2011. -№ 3. –С.50–53.
  10. Петров Ю. А. К вопросам патогенеза хронического эндометрита //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. -2011. -№ 6. — С.386–392.
  11. Радзинский В. Е. Патогенетические особенности макротипов хронического эндометрита /Радзинский В. Е., Петров Ю. А., Калинина Е. А., Широкова Д. В., Полина М. Л.//Казанский медицинский журнал. — 2017. –Т.98. -№ 1. –С.27–34.
  12. Рымашевский Н. В., Петров Ю. А., Ковалева Э. А. Слагаемые супружеского счастья. –Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. -415с.
Основные термины (генерируются автоматически): яйцеклетка, Минздрав РФ, оплодотворение, пациентка, проведение процедуры, Россия, эмбрион, ESHRE, плохое качество спермы, фолликулярная жидкость.


Похожие статьи

Частота встречаемости и результаты лечения эктопической беременности при применении ЭКО

В настоящее время в мире широко используются вспомогательные репродуктивные технологии для лечения бесплодных пар. В связи с этим растет и число осложнений, например, такого как эктопическая беременность. В данной работе описана частота встречаемости...

Осложнения ЭКО: синдром гиперстимуляции яичников

Несколько десятилетий назад приговор женщинам выставлялся в виде диагноза «бесплодие», но на данный момент ситуация значительно изменилась в лучшую сторону с появлением в мире такой процедуры, как ЭКО. В статье представлены краткие данные о методе эк...

Проблемы использования информационных технологий в образовании с целью оптимизации времени на уроке

В данной статье рассматриваются различные информационные технологии в образовании, с помощью которых можно решить проблему нехватки времени на подачу необходимого объёма учебного материала. Несмотря на все преимущества, которые дает использование инф...

Особенности течения и ведения индуцированной беременности

Бесплодие в браке — проблема, занимающая особое место в медицине. С каждым годом все большее число женщин сталкиваются с данной проблемой. Причинами бесплодия могут быть: нарушения эндокринной системы, блокирование трубного канала, ранний климакс, им...

Применение инструментов бережливого производства для адаптации студентов первого курса

В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда за счет сокращения времени, необходимого д...

Сравнительная характеристика метода корневой мембраны и традиционного (одномоментного) метода установки имплантата

Стоматологическая мембрана — специальная пленка, которая используется в стоматологической практике в качестве барьерного и фиксирующего материала в процедурах по имплантации зубов. Применение мембраны позволяет успешно бороться с атрофией кости, преп...

Использование мультимедийных технологий при изучении английского языка в вузе

В данной статье описывается влияние мультимедийных технологий на повышение качества знаний у студентов при изучении иностранного языка в вузе. Применение мультимедийных технологий при обучении студентов иностранному языку способствует повышению эффек...

Экстракционные методы в промышленности: ультразвуковая экстракция в фармацевтическом производстве

В данной статье рассматривается применение ультразвуковой экстракции (УЗЭ) в фармацевтической промышленности. Статья освещает основные принципы работы ультразвуковой экстракции, ее преимущества по сравнению с традиционными методами, а также факторы, ...

3D-биопечать: перспективы развития

Показатели смертности в России и в мире вследствие дефицита донорских органов и сложности их эксплуатации из-за отторжения трансплантата постоянно увеличиваются. Содействие в решении данной проблемы может оказать 3D-биопечать органов и тканей. В данн...

Использование аудиовизуальных средств обучения для развития навыков устной речи на уроках английского языка

В данной статье говорится о применении такого аудиовизуального средства обучения, как фильм или видеофрагмент, на уроках английского языка для развития устной речи. Кроме того, аудиовизуальные средства мотивируют учащихся на изучение английского язык...

Похожие статьи

Частота встречаемости и результаты лечения эктопической беременности при применении ЭКО

В настоящее время в мире широко используются вспомогательные репродуктивные технологии для лечения бесплодных пар. В связи с этим растет и число осложнений, например, такого как эктопическая беременность. В данной работе описана частота встречаемости...

Осложнения ЭКО: синдром гиперстимуляции яичников

Несколько десятилетий назад приговор женщинам выставлялся в виде диагноза «бесплодие», но на данный момент ситуация значительно изменилась в лучшую сторону с появлением в мире такой процедуры, как ЭКО. В статье представлены краткие данные о методе эк...

Проблемы использования информационных технологий в образовании с целью оптимизации времени на уроке

В данной статье рассматриваются различные информационные технологии в образовании, с помощью которых можно решить проблему нехватки времени на подачу необходимого объёма учебного материала. Несмотря на все преимущества, которые дает использование инф...

Особенности течения и ведения индуцированной беременности

Бесплодие в браке — проблема, занимающая особое место в медицине. С каждым годом все большее число женщин сталкиваются с данной проблемой. Причинами бесплодия могут быть: нарушения эндокринной системы, блокирование трубного канала, ранний климакс, им...

Применение инструментов бережливого производства для адаптации студентов первого курса

В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда за счет сокращения времени, необходимого д...

Сравнительная характеристика метода корневой мембраны и традиционного (одномоментного) метода установки имплантата

Стоматологическая мембрана — специальная пленка, которая используется в стоматологической практике в качестве барьерного и фиксирующего материала в процедурах по имплантации зубов. Применение мембраны позволяет успешно бороться с атрофией кости, преп...

Использование мультимедийных технологий при изучении английского языка в вузе

В данной статье описывается влияние мультимедийных технологий на повышение качества знаний у студентов при изучении иностранного языка в вузе. Применение мультимедийных технологий при обучении студентов иностранному языку способствует повышению эффек...

Экстракционные методы в промышленности: ультразвуковая экстракция в фармацевтическом производстве

В данной статье рассматривается применение ультразвуковой экстракции (УЗЭ) в фармацевтической промышленности. Статья освещает основные принципы работы ультразвуковой экстракции, ее преимущества по сравнению с традиционными методами, а также факторы, ...

3D-биопечать: перспективы развития

Показатели смертности в России и в мире вследствие дефицита донорских органов и сложности их эксплуатации из-за отторжения трансплантата постоянно увеличиваются. Содействие в решении данной проблемы может оказать 3D-биопечать органов и тканей. В данн...

Использование аудиовизуальных средств обучения для развития навыков устной речи на уроках английского языка

В данной статье говорится о применении такого аудиовизуального средства обучения, как фильм или видеофрагмент, на уроках английского языка для развития устной речи. Кроме того, аудиовизуальные средства мотивируют учащихся на изучение английского язык...

Задать вопрос