Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Агаев, А. Э. Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста / А. Э. Агаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42017/ (дата обращения: 15.11.2024).



«Трудные» дети и работа с ними всегда была объектом пристального внимания психологов. Что делать, как работать с детьми, которые не поддаются воспитанию, у которых агрессия, эмоциональная нестабильность, неумение управлять своим поведением, нежелание учиться, отсутствие интереса к обучению, низкая школьная мотивация? Роль психолога в выявлении трудностей, их причин и оказание психологической помощи данной группе детей, является в современном мире весьма актуальной и важной. Задачи, которые стоят перед школьными психологами заключаются в создании благоприятного психологического климата, способствующего оптимизации учебного процесса в школе.

Ключевые слова: беседа, консультация, коррекция, педагогически запущенные дети, трудные дети.

Младший школьный возраст – это новый этап в формировании личности ребенка. Ребенок — дошкольник становиться школьником. В чем же выражаются трудности у младшего школьника? Новая социальная ситуация развития, изменения, происходящие в познавательной и эмоциональной сфере ребенка, отражаются на его взаимоотношениях с детьми, учителями.

При поступлении ребенка в школу, школьными психологами проверяется степень готовности ребёнка к школе. Особое значение на данном этапе представляет выявление детей, слабо подготовленных к школе, которые отстают в развитии, с тяжелым характером, педагогически запущенных. Режим дня, новый коллектив, новые требования и трудности, связанные с выполнением заданий, ограничения, связанные с распределением времени, отведенного на игры, прогулки — все это, безусловно, создает дискомфорт и влияет на психику ребенка. В этих условиях только совместная, хорошо организованная работа педагога начальных классов, школьного психолога и родителей, позволит эффективно и в кратчайшие сроки разрешить узел противоречий, которые возникают у младших школьников. Важно, чтобы у ребенка не формировалось негативное отношение к учебе и синдром неудачника. Если охарактеризовать детей, относящиеся к определению «трудные», то следует отметить, что они являются частью более емкой проблемы, которую можно обозначить, как «дети группы риска».

Говоря о причинах, которые мешают обучаться и влияют на младшего школьника, в научной литературе их представлено огромное множество. Так Ефимовой В. Л. были выделены несколько типов нарушений функционирования нервной системы, которые мешают ребёнку учиться, однако ею было также отмечено, что «я не вижу никакого смысла бороться за то, чтобы ребенок получил какой-то диагноз, связанный с трудностями в обучении» [2, с. 53].

Ценность работы Мурашовой Е. В. [3] для нас заключается в попытке проанализировать особенности и формы проявления трудностей у детей в период обучения в школе, а также содержанием рекомендаций для родителей, у которых растут дети, относящиеся к особой группе «трудных» детей.

Очень часто нежелание разобраться в истинных причинах неуспешного обучения, родители связывают с низким уровнем профессионализма педагога, индивидуальными освоенностями ребенка. Однако, в литературе имеются исследования, которые находят зависимость между семейным воспитанием и наличием проблем в школе. В работе Петровой Л. И. четко были определены причины, которые способствуют формированию у ребенка особой группы: «биологические причины, социальные, психологические и педагогические» [4, с. 75].

Педагоги — психологи Фабер А. и Мазлиш Э. [5], предлагают нашему вниманию уникальное исследование, благодаря которому мы можем привить у ребенка любовь и интерес к обучению, выработать у него лидерские качества, наладить отношения с одноклассниками и окружающими его людьми.

Джон Уайт весьма кратко определил роль родителей в формировании агрессивного и проблемного ребенка: «пассивный отец, усталая мать и мятежный сын» [1, с.142].

Для того чтобы выяснить, с чего начать работу с трудными детьми, как организовать работу с ними, мы попытались ознакомиться с работой педагога и психолога в начальных классах.

Нами была разработана программа, по которой мы попытались познакомиться с детьми, выявить причины, которые позволили определить детей данной группы, под названием «трудные» дети. Мы ознакомились с результатами проведенной психологом диагностической работы и отметили факт того, что некоторые дети имели определённые трудности в адаптации, чрезмерная активность, граничащая с гиперактивностью, наличие неврозом, эмоциональная неустойчивость, которая проявлялась в неадекватной реакции на замечания учителя. В разработанной нами программе работы с младшими школьниками, были предусмотрены следующие пункты:

Проанализировав семьи, в которых воспитывались дети, мы выявили основные причины, исходящие именно из-за проблем в семье:

Выделив группу трудных детей, мы попытались организовать с ними работу, куда входило: проведение семинаров для родителей, на которых были проанализированы причины, пути коррекции трудных детей, консультативная работа, натравленная на снятие напряжения у родителей., индивидуальная работа с учащимся, применение игровых упражнений, которые способствовали эффективности процесса общения у учащихся, выработку навыков бесконфликтного общения, способствовали проявлению интереса к учёбе, укреплению школьной мотивации.

Литература:

  1. Джон Уайт: Трудные дети хороших родителей. — М.: Триада, 2011. — 336 с.
  2. Ефимова В. Л. Исключительные. Как помочь детям, которым трудно учиться в школе. — СПб: Издательство Диля, 2016. — 256 с.
  3. Мурашова Е. В. Ваш непонятный ребенок. Психологические прописи для родителей. — М.: Самокат, 2015. — 440 с.
  4. Петрова Л. И. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети. –Ростов на Дону: Феникс, 2013. — 362 с.
  5. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить с детьми, чтобы они учились. — М.: Эксмо-Пресс, 2013. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, причина, младший школьник, особая группа, психолог, работа, родитель, школа, школьная мотивация.


Ключевые слова

беседа, коррекция, консультация, педагогически запущенные дети, трудные дети

Похожие статьи

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Девиация – вирус современного общества

Одной из самых актуальных проблем в современном российском обществе является девиантное поведение подростков. Социально-политические и экономические преобразования в обществе более всего отразились на несовершеннолетних, чем на других категориях насе...

Профилактика рисков и опасностей при переходе учащихся из начальной школы в среднюю

В статье рассматриваются следующие проблемы: причины возникновения трудностей во время адаптации ко всему новому в другом школьном звене у учащихся, возможные кризисные ситуации, а также помощь, которую могут оказать представители школы и, конечно же...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков. Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задейств...

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Влияние взаимоотношений родителя и ребёнка на становление личности подростка

В статье рассматриваются вопросы влияния взаимоотношений родителя и ребенка на становление личности подростка. Рассматриваются различные проблемы их взаимодействия. Проблема отношений между родителями и детьми является одной из самых актуальных в сов...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач

Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...

Похожие статьи

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Девиация – вирус современного общества

Одной из самых актуальных проблем в современном российском обществе является девиантное поведение подростков. Социально-политические и экономические преобразования в обществе более всего отразились на несовершеннолетних, чем на других категориях насе...

Профилактика рисков и опасностей при переходе учащихся из начальной школы в среднюю

В статье рассматриваются следующие проблемы: причины возникновения трудностей во время адаптации ко всему новому в другом школьном звене у учащихся, возможные кризисные ситуации, а также помощь, которую могут оказать представители школы и, конечно же...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков. Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задейств...

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Влияние взаимоотношений родителя и ребёнка на становление личности подростка

В статье рассматриваются вопросы влияния взаимоотношений родителя и ребенка на становление личности подростка. Рассматриваются различные проблемы их взаимодействия. Проблема отношений между родителями и детьми является одной из самых актуальных в сов...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач

Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...

Задать вопрос