«Трудные» дети и работа с ними всегда была объектом пристального внимания психологов. Что делать, как работать с детьми, которые не поддаются воспитанию, у которых агрессия, эмоциональная нестабильность, неумение управлять своим поведением, нежелание учиться, отсутствие интереса к обучению, низкая школьная мотивация? Роль психолога в выявлении трудностей, их причин и оказание психологической помощи данной группе детей, является в современном мире весьма актуальной и важной. Задачи, которые стоят перед школьными психологами заключаются в создании благоприятного психологического климата, способствующего оптимизации учебного процесса в школе.
Ключевые слова: беседа, консультация, коррекция, педагогически запущенные дети, трудные дети.
Младший школьный возраст – это новый этап в формировании личности ребенка. Ребенок — дошкольник становиться школьником. В чем же выражаются трудности у младшего школьника? Новая социальная ситуация развития, изменения, происходящие в познавательной и эмоциональной сфере ребенка, отражаются на его взаимоотношениях с детьми, учителями.
При поступлении ребенка в школу, школьными психологами проверяется степень готовности ребёнка к школе. Особое значение на данном этапе представляет выявление детей, слабо подготовленных к школе, которые отстают в развитии, с тяжелым характером, педагогически запущенных. Режим дня, новый коллектив, новые требования и трудности, связанные с выполнением заданий, ограничения, связанные с распределением времени, отведенного на игры, прогулки — все это, безусловно, создает дискомфорт и влияет на психику ребенка. В этих условиях только совместная, хорошо организованная работа педагога начальных классов, школьного психолога и родителей, позволит эффективно и в кратчайшие сроки разрешить узел противоречий, которые возникают у младших школьников. Важно, чтобы у ребенка не формировалось негативное отношение к учебе и синдром неудачника. Если охарактеризовать детей, относящиеся к определению «трудные», то следует отметить, что они являются частью более емкой проблемы, которую можно обозначить, как «дети группы риска».
Говоря о причинах, которые мешают обучаться и влияют на младшего школьника, в научной литературе их представлено огромное множество. Так Ефимовой В. Л. были выделены несколько типов нарушений функционирования нервной системы, которые мешают ребёнку учиться, однако ею было также отмечено, что «я не вижу никакого смысла бороться за то, чтобы ребенок получил какой-то диагноз, связанный с трудностями в обучении» [2, с. 53].
Ценность работы Мурашовой Е. В. [3] для нас заключается в попытке проанализировать особенности и формы проявления трудностей у детей в период обучения в школе, а также содержанием рекомендаций для родителей, у которых растут дети, относящиеся к особой группе «трудных» детей.
Очень часто нежелание разобраться в истинных причинах неуспешного обучения, родители связывают с низким уровнем профессионализма педагога, индивидуальными освоенностями ребенка. Однако, в литературе имеются исследования, которые находят зависимость между семейным воспитанием и наличием проблем в школе. В работе Петровой Л. И. четко были определены причины, которые способствуют формированию у ребенка особой группы: «биологические причины, социальные, психологические и педагогические» [4, с. 75].
Педагоги — психологи Фабер А. и Мазлиш Э. [5], предлагают нашему вниманию уникальное исследование, благодаря которому мы можем привить у ребенка любовь и интерес к обучению, выработать у него лидерские качества, наладить отношения с одноклассниками и окружающими его людьми.
Джон Уайт весьма кратко определил роль родителей в формировании агрессивного и проблемного ребенка: «пассивный отец, усталая мать и мятежный сын» [1, с.142].
Для того чтобы выяснить, с чего начать работу с трудными детьми, как организовать работу с ними, мы попытались ознакомиться с работой педагога и психолога в начальных классах.
Нами была разработана программа, по которой мы попытались познакомиться с детьми, выявить причины, которые позволили определить детей данной группы, под названием «трудные» дети. Мы ознакомились с результатами проведенной психологом диагностической работы и отметили факт того, что некоторые дети имели определённые трудности в адаптации, чрезмерная активность, граничащая с гиперактивностью, наличие неврозом, эмоциональная неустойчивость, которая проявлялась в неадекватной реакции на замечания учителя. В разработанной нами программе работы с младшими школьниками, были предусмотрены следующие пункты:
Проанализировав семьи, в которых воспитывались дети, мы выявили основные причины, исходящие именно из-за проблем в семье:
Выделив группу трудных детей, мы попытались организовать с ними работу, куда входило: проведение семинаров для родителей, на которых были проанализированы причины, пути коррекции трудных детей, консультативная работа, натравленная на снятие напряжения у родителей., индивидуальная работа с учащимся, применение игровых упражнений, которые способствовали эффективности процесса общения у учащихся, выработку навыков бесконфликтного общения, способствовали проявлению интереса к учёбе, укреплению школьной мотивации.
Литература:
- Джон Уайт: Трудные дети хороших родителей. — М.: Триада, 2011. — 336 с.
- Ефимова В. Л. Исключительные. Как помочь детям, которым трудно учиться в школе. — СПб: Издательство Диля, 2016. — 256 с.
- Мурашова Е. В. Ваш непонятный ребенок. Психологические прописи для родителей. — М.: Самокат, 2015. — 440 с.
- Петрова Л. И. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети. –Ростов на Дону: Феникс, 2013. — 362 с.
- Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить с детьми, чтобы они учились. — М.: Эксмо-Пресс, 2013. — 288 с.