Психология ребенка может быть одна из сложных, но интересных отраслей психологии. Становление личности ребёнка происходит в семье. Именно она способствует правильному формированию и развитию личности ребенка. По тому, каким вырос ребенок можно определить каковы его родители. Не секрет, что ребенок пытается быть похожим на своих родителей, он им подражает во всем, везде и всегда. Однако очень часто случается так, что дети уже с раннего возраста начинают обманывать. Каковы причины вранья, кто виноват, как с этим бороться?
Ключевые слова: воспитание, ложь, семья, гиперпротекция, гипопротекция, доминирование, фантазия.
Говорить о психологии детской лжи необходимо в контексте общей проблемы детской психологии и работы психолога с детьми, имеющими определённые трудности. Как известно данная проблема занимает умы многих ученых, педагогов, психологов. Воспитание ребенка не всегда проходит по заранее намеченному плану. Каждый возрастной этап граничит своими особенностями протекания, своими положительными и отрицательными моментами, что отражается на формировании личности ребенка, на его психическом и физическом становлении.
Наряду с имеющимися проблемами: агрессия, страхи, эмоциональная неуравновешенность, гиперактивность, замкнутость, ложь — не менее сложная задача, которую необходимо решить родителям в воспитании ребёнка. Безусловно, психологу в данном процессе отводиться особа роль. Без знания закономерностей развития ребенка, тех изменений, с которыми сталкивается ребенок на каждой ступени своего развития, невозможно правильно построить взаимоотношения с ребенком и говорить о полноценном формировании личности.
Очень часто мы сталкиваемся со сложностью проведения грани между ложью и фантазией, доверять ребенку, или наказывать.
Как было отмечено специалистом в области психологии лжи Полом Экманом: «Разобравшись в мотивах лжи, родители сумеют решить, как реагировать на ложь, чтобы дети больше не обманывали родителей» [7, с.35].
Нельзя не отметить работу Сурженко Л. А. [5], который выявил сложности в воспитании ребенка и ответил на вопросы начинающих родителей, как сделать ребенка счастливым.
Фундаментальными работами, исследующими феномен понимания правды вообще, являются труды: Симоненко С. И. [4], Знаков В. В. [1] и др.
«В первом классе еще ложь и фантазия продолжают быть в одном ряду… Чем меньше внимания уделяется ребенку родителями, тем больше вероятности формирования у него тотально лживого поведения» [3, с.115].
В целом, анализ научной литературы показал, что в качестве причин, приводящей к появлению детской лжи относятся:
Следует отметить, что большинство психологов считают, что детскую ложь трудно отнести к таковой. Нельзя с этим не согласиться, так как в связи со спецификой данного возраста у детей 5–6 лет ложь-фантазия закономерное явление. Особенно, если детям читают сказки, они смотрят мультфильмы, у них формируется воображение. Очень часто они пытаются представить желаемое за действительное.
Недостаток внимания со стороны родителей, любви и ласки, или отсутствие одного из них, обиды, закомплексованность, ущемленность — все создает почву для того, чтобы дети компенсировали свою неустроенность, одиночество наличием несуществующей бабушки — волшебницы, друга — динозавра и т. д.
Однако, безусловно, у некоторых детей присутствует настоящая ложь, в которой повинны сами родители. Неспроста говорят, что нельзя около детей совершать поступки, которые находятся под запретом для детей. Общаясь с детьми в дошкольном учреждении, мы обратили внимание на тот факт, что у детей в процессе игры проявляются элементы фантазирования, которые способствуют с одной стороны развитию воображения ребенка, с другой способствуют развитию коммуникативных навыков у детей.
В нашей экспериментальной работе, которая была проведена в дошкольном учреждении г. Баку, мы попытались проследить, каким образом тип семейного воспитания влияет на проявление лжи у детей. Выборка состояла из 34 семейных пар. Для реализации данной цели нами была использована методика — опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) — вариант для родителей детей 3–6 лет [6].
Результаты, полученные в ходе исследования были распределены следующим образом:
Была проведена параллель между типом воспитания и проявлением лжи у детей. Тот факт, что ложь была основным атрибутом чрезмерно требовательных и авторитарных родителей, уверил нас в том, что проблема данная должна решаться на уровне просвещения родителей, обучения их методам воспитания и воздействия на ребенка. Именно у таких родителей дети пытаются отстоять свою независимость, обижают детей в группе, пытаясь выместить злобу на других, доказать себе и окружающим свой высокий статус. С этой целью нами было организовано родительское собрание, на котором мы осветили основные вопросы, связанные с причинами детской лжи, что нужно делать, чтобы безболезненно для ребёнка решить эту проблему, а также была составлена памятка, в которой даются рекомендации по борьбе с ложью.
Литература:
1. Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. — М.: Изд — во «Институт психологии РАН», 2005. — 448 с.
2. Николаева Е. И. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. — Питер, 2011. — 160 с.
3. Николаева Е. И. Психология детской лжи// Портал психологических изданий: PsyJournals.ru, 2010, № 3 (24)
4. Симоненко С. И. Психологические основания оценки ложных и правдивых сообщений. Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998. — 117 с.
5. Сурженко Л. А. Воспитание без воспитания. Как вырастить ребенка счастливым человеком. — Питер, 2017. — 256 с.
6. Эйдемиллер Э. Г. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис // Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2001. — 652 с.
7. Экман П. Лгуны или фантазеры. Правда о детской лжи. — Питер, 2017. — 272 с.