Эта статья посвящена проблеме школьной тревожности и влияния ее на школьную мотивацию. Это одна из актуальных проблем, с которой сталкиваются школьные психологи. Школьная тревожность негативно отражается во всех сферах жизни ребёнка: учёбе, общении, как в учебном заведении, так и за его пределами, а также на физическом и психологическом здоровье. Помимо этого, на школьную мотивацию особое влияние оказывает и школьная дезадаптация ребенка.
Ключевые слова: неуверенность, школьная тревожность, эмоциональная неустойчивость.
Работа психолога в школе граничит определенными трудностями, которые связаны с организацией консультативной, коррекционной, профилактической помощи школьникам разных возрастных групп.
Тревожность — одна из актуальных и сложных тем современной психологической науки. Именно благодаря присутствию тревожности у школьников, затрудняется процесс восприятия информации, происходит снижение эффективности восприятия материала, проявляются отдельные виды и форма агрессии, что приводит к конфликтным ситуациям как между сверстниками, так и во взаимоотношениях с учителями, родителями.
Безусловно, школьник, у которого тревожность в рамках допустимой нормы или граничит со средним показателем, будет адекватно реагировать на школьные трудности. К сожалению, повышенная тревожность негативно отражается и на школьной мотивации.
Особо нас заинтересовал взгляд Божович Л. И., которая, рассматривая развитие личности в детском возрасте определила особенности развития не только познавательной, но мотивационной сферы, причем ею была определена не только взаимосвязь между элементарными и высшими мотивами, но и целостная система мотивов, мотивационная сфера человека, особенности соотношения мотивов внутри этой сферы, закономерности возникновения мотивационных иерархий. То есть, если можно так сказать, — мотивация не в «плоскостном», а в «объемном» ракурсе» [2, с.21].
Вопросы мотивации, мотива, причем с позиции онтогенетического аспекта, мотивация агрессивного поведения, застенчивости, тревожности были предметом изучения таких ученых, как Ахмадуллина Ш. Е., Шарафиевой Д. Н. [1], Ильина Е. П. [3].
В работе Кочубей Б. И. и Новикова Е. В. «Эмоциональная устойчивость школьника» [4], излагается весьма интересный подход к проблеме тревожности, причем отмечаются причины, которые приводят к развитию данного состояния у ребенка. Нельзя не согласиться с авторами о наличия у ребенка конфликта с самим собой, который может быть вызван следующими обстоятельствами:
Ряд работ, проанализированных нами, содержат ценные идеи, связанные с рассмотрением школьной мотивации и направлены на оказание помощи психологам в работе с данной проблемой. Как было отмечено Петерсон Л. Г., «Для входа и достаточно прочного удержания человека в пространстве учебной деятельности необходимой предпосылкой является наличие у него проявленной и актуализированной потребности в реализации собственного потенциала» [5, с.32].
Целью данной статьи является возможность поделиться опытом работы психолога в школе-лицее Бакинского Славянского университета. Организация работы в данном учебном заведении было изначально разделено на ряд блоков, в которые были включены следующие возрастные группы:работа с начальными классами, работа с подростками, работа со старшеклассниками.
Задачи, поставленными нами в данной исследовательской работе связаны с изучением вопросов, связанных с диагностикой мотивации и эмоционального отношения к учению. Выборку составила 155 человек, учащихся 5–6 классов. В качестве методики для экспериментальной части исследования была выбрана методика «Диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» Спилберг-Андреева. Проведенный опрос учащихся и обработки данных, позволил нам распределить полученные результаты по уровням:
Результаты обследования учащихся были распределены следующим образом:
- доминирование познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему была выявлена у 32 человек,
- позитивное отношение к учению, граничащее социальным нормам — у 18 человек,
- сниженная познавательная мотивация (средний уровень) — 25 учеников.
Настораживает тот факт, что сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», заниженная познавательная активность, тревожность, гнев были выявлены у 80 учащихся.
- негативное в эмоциональном плане отношение к учению — 42 ученика,
- отрицательное отношение к учению было выявлено у 38 учащихся.
На очередном этапе исследования был применен тест «Экспресс диагностика уровня самооценки личности» [6] и исследование уровня притязаний (тест Шварцландера) [7].
Следует отметить, что уровень притязаний необходимый элемент в деле правильного воспитания личности ребенка. Именно соответствие того что ребенок может, на что способен и на что претендует — важный компонент его гармоничного развития. Очень часто именно несоответствие данного критерия создает дисбаланс противоречие у ребенка и приводит к конфликтам
В подростковом периоде, как известно, уровень притязаний личности претерпевает серьезные изменения. Для определения того, что происходит в переходный период у учащихся, мы на очередным этапом исследования применили методику диагностики самооценки — «Экспресс диагностика уровня самооценки личности». Результаты были распределены между тремя показателями:
Среди учащихся уровень завышенной самооценки составил 30 % (48 учащихся), 34 % (54 ученика) — выбрали средний результат, что является свидетельством того, что они время от времени стараются подладиться под мнения других.
Отдельную группу составили учащиеся с заниженной самооценкой — 34 % (53 ученика). Эта группа учащихся считает себя хуже других и весьма тяжело переносит критику в свой адрес.
На следующем этапе нашей работы была применена методика по выявлению уровня притязаний (тест Шварцландера) [7], что выявило несоответствие уровня притязания личности ребёнка к своим реальным возможностям. В обследуемой выборке показатели распределились следующим образом:
- нереально высокий уровень притязаний — 32 уч-ся,
- высокий уровень притязаний — 21 уч-ся,
- умеренный уровень притязаний — 41уч-ся,
- низкий уровень притязаний — 36 уч-ся
- нереально низкий уровень притязаний — 25 уч-ся.
Следует отметить, что полученные результаты имеют весьма противоречивые результаты: с одной стороны высокие показатели уровня притязаний (общее число — 53), с другой — низкий уровень (61).
Таким образом, консультативная и диагностическая работа с возрастной группой подростков выявила не только присутствие тревожности у данной подростковой группы, но и наличие проблем с самооценкой и уровнем притязаний ребенка. На очередном этапе нами предполагается проведение работы с родителями и составление коррекционной программы, способствующей снятию напряжения в обследуемых группах, а также проведение работы, направленной на корректировку уровня притязаний и самооценки личности школьника.
Литература:
- Ахмадуллин Ш. Е., Шарафиева Д. Н. Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться. — М.: Билингва, 2016. — 80 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 398 с.
- Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Знание, 1988. — 80 с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
- Петерсон Л. Г., Агапов Ю. В. Мотивация и самоопределение в учебной деятельности. — М.: Ювента, 2011. — 64 с.
- http://psychok.net/testy/330-test-ekspress-diagnostika-urovnya-samootsenki-lichnosti-metodika-diagnostiki-samootsenki