В статье освещаются основные проблемы, связанные со становлением и развитием системы инклюзивного образования в Азербайджане. Освещены вопросы становления и формирования инклюзивного образования, политика государства в этой области, принципы, задачи, основные компоненты включенного обучения, рассмотрена стратегия и основные направления работы в плане активизации деятельности психолога в системе оказания поддержки детям, с ограниченными физическими возможностями.
Ключевые слова: дети с нарушениями в развитии, инклюзивное образование, интеграция.
Как известно, в нашей Республике особое внимание уделяется детям, чье здоровье граничит с определенными трудностями. Политика государства направлена на постоянное улучшение жизни и образования детей, имеющих в физическом плане ограниченные возможности, инвалидность. Права детей, их защита, является объектом пристального внимания руководства Республики. Говорят, дети — наше будущее. От того, насколько своевременно и на профессиональном уровне будет организовано обучение данной группы детей, зависит процесс адаптации их в обществе и желание реализовать себя как полноценных граждан нашей Республики.
Что же представляет собой инклюзивное образование. Само слово инклюзив означает вовлеченный. Это система обучения, которая предполагает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми, которые не имеют физических ограничений. Анализ литературы по данной проблеме привел нас к систематизации принципов, из которых складывается сама система инклюзивного обучения:
Говоря о компонентах, из которых складывается инклюзивное образование, следует выделить:
Меня, как будущего психолога заинтересовала данная тема возможностью рассмотреть особенности данной проблемы, с точки зрения оказания помощи данной группе детей, а также изучить, как у нас в Республике организована система обучения данной категории детей. Прежде чем перейти к анализу ситуации в нашей Республике, хотелось бы остановиться на самом понятии и представить краткий экскурс истории возникновения данной идеи инклюзивного образования в науке.
Если говорить об истоках зарождения инклюзивного образования, то нужно отметить, что данная идея возникла в начале 60 — х годов ХХ века, причем изначально эта идея была связана с проблемой интегрированного обучения детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Самуил Гейнике явился основоположником немецкой сурдопедагогики, а также он вошел в историю как организатор первой в Германии школы для глухих детей. В дальнейшем эта идея восторженно была встречена во Франции и была связана с именем Александра Бланше, который организовал открытие в парижских муниципальных школах классов для глухих детей. Однако лишь в 1994 году на Всемирной конференции, было официально заявлено и принятии закона, декларации, включающей в себя принципы инклюзивного образования. Именно на этой конференции, возникла концепция инклюзивной школы, которая успешно претворяется в жизнь как за рубежом, в странах СНГ, так и в Азербайджане.
Как отметил в своей работе Малофеев Н. Н. — директор Института коррекционной педагогики РАО: «нам близка та инклюзия, которая не сводится к «реформированию школ и перепланировке учебных помещений», а та, что обеспечивается лишь при условии отсутствия в учебном заведении, открывающем двери для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, физических, психологических или иных барьеров, и условии наличия компетентных педагогов, соответствующего методического и технического оснащения» [4, с.52].
Отдельные аспекты интересующей нам проблемы были специально рассмотрены: Алехиной С. В. [1], Жирковой С. Г. [2], Митчелл Д. [6], Никуленко Т. Г. [7], Пугачевым А. С. [8]. Радует тот факт, что азербайджанскими учеными был внесен определенный вклад в разработку данной проблемы: Гусейнова Н. Т. [3], Мамедбеков Н. Г. [5], Пашаев Т. С. [9] и др. Анализ источников по данному вопросу, свидетельствует о том, что в Азербайджане около 60 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть из них обучается в специализированных школах, интернатах, имеется практика обучения их на дому. И только незначительная часть — 268 человек привлечена к системе инклюзивного образования.
В 2014 года в Баку прошла международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: опыт и предстоящие задачи». Говоря о цели данной конференции, следует отметить важность проведения таких конференций, которые содействуют обмену опытом между странами ближнего и дальнего зарубежья, определяются перспективы развития данной проблемы, совместно составляется программа и план действий в решении столь глобальной проблемы, как оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Огромное число ученых, специализирующихся в данной области, поделились методиками и методами организации работы с данной группой детей. Несомненным достоинством данной конференции, организованной Министерством образования, Азербайджанским институтом учителей, ЮНИСЕФ и Международным советом по образованию и реабилитации с нарушениями зрения (ICEVI), было участие ответственных сотрудников министерств образования стран СНГ, работающих в области специальной психологии и педагогики, инклюзивного образования, и представителей других соответствующих структур.
Хотелось бы подчеркнуть, что в реализации данной программы неоценимы заслуги Фонда Гейдара Алиева, который осуществил целый комплекс мер по оказанию поддержки и помощи в деле организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, лишенных родительской опеки, укреплению материально-технической и учебной базы образовательных учреждений, в которых они обучаются. В 2015 году Министром образования Азербайджана был утвержден проект совместно с Детским фондом ООН (UNİCEF), основной целью которого было внедрение инклюзивного образования в Азербайджане в начальной школе. Соответственно был утвержден план дальнейших действий, задачи и действия, которые предполагали поэтапное внедрение инклюзивного образования в систему в систему образования Азербайджана. В 2016–2017 учебном году в рамках вышеуказанного проекта были выбраны четыре школы: средняя школа № 202, школа-лицей № 220, средняя школа № 138 и школа-лицей № 252. Следует отметить, что после начала реализации пилотного проекта были получены положительные отзывы со стороны родителей детей, обучающихся в пилотных классах. Как было отмечено родителями, дети стали более активными и с радостью стали посещать школу. Особый психологически климат, который был установлен в рамках данных школ, способствовал поднятию духа и эффективности обучения данной группы детей. Помимо этого, нельзя не отметить работу отдела инклюзивного образования при институте «Проблемы образования», в котором разрабатываются методические рекомендации, учебные пособия, программы, необходимые в работе с детьми, входящих в данную группу. Сотрудниками данного отдела подготовлена стратегия развития, цели и задачи данного направления, которые предполагают:
- Разработку специальных программ для детей, с ограниченными возможностями;
- Создание методологии, обеспечивающей интеграцию в жизни и образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями;
- Разработка и внедрение модели образования, способствующей социальной адаптации данной категории детей;
- Открытие региональных, областных консультативных центров поддержки детей.
Это далеко не все мероприятия, проводимые в рамках системы инклюзивного образования.
Будучи на практике в школах, где внедрен пилотный проект, организованы классы для детей с ограниченными возможностями, мы отметили для себя важный факт. Основные моменты, которые должен учитывать педагог и психолог, работая с детьми, имеющими ограниченные возможности, это
Безусловно, работа с детьми, имеющими ограничения в здоровье, мы не должны забывать об индивидуальном и максимально ответственном походе к ребенку, привлекая к работе с ним семью, которая играет большую роль в его гармоничном формировании, адаптации в социуме.
Литература:
- Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. — 2011. — N 1. — С. 83–92.
- Жиркова С. Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования / С. Г. Жиркова // Научное обозрение. — 2010. — N 1. — С. 79–83.
- Инклюзивное образование. Учебное пособие. Составитель Н. Т. Гусейнова. — Баку: АГПУ, 2014. — 181 с.
- Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя //Проблемы современного образования www.pmedu.ru 2011, № 6, 44–54.
- Мамедбеков Н. Г. Мир детей с ограниченными возможностями здоровья. — Баку, 2012. — 154 с.
- Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. / Ред. Н.Борисова. — М.: РООИ «Перспектива», 2011.
- Никуленко, Т. Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие / Т. Г. Никуленко, С. И. Самыгин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 445 с.
- Пугачев А. С. Инклюзивное образование// Молодой ученый — 2012.- № 10.- С, 374–377.
- Современные вопросы коррекционной педагогики. Составитель Т. С. Пашаев. — Баку: Мутарджим, 2012. — 316 с.