Проблема поощрения и наказания в воспитании дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Багирова, Ф. Р. Проблема поощрения и наказания в воспитании дошкольников / Ф. Р. Багирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42029/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена одной из интересных тем психологии — роли методов поощрения и наказания в воспитании ребёнка. Автором определен круг задач, которые необходимо рассмотреть при анализе вопросов наказания, его формы, виды, применение с учетом возрастных особенностей ребенка. Экскурс в историю исследования проблемы был дополнен экспериментальной частью, в которой были выявлены особенности применения и виды наказания, используемые в воспитании родителями детей дошкольного учреждения.

Ключевые слова: воспитание, дошкольники, коррекция, наказание, поощрение, семья.

Одной из проблем, которая сегодня беспокоит родителей, педагогов, это воспитание детей, которое граничит с определенными трудностями. Очень часто мы не знаем, как правильно воспитывать, какие методы нужно использовать в процессе воспитания ребёнка, почему наши дети иногда агрессивно воспринимают наказание, а иной раз недооцениваем методы поощрения. Вопросы семьи являются объектом пристального внимания психологов и педагогов. Это и роль семьи в формировании детей, развитии эмоциональной неустойчивости, стили семейного воспитания, влияние семьи на развитие агрессии, тревожности, страхов и т. д. Нас же заинтересовала тема рассмотрение особенностей и влияния поощрения и наказания на развитие, формирование и становление ребенка. В воспитании ребенка обязательно присутствие, как наказания, так и поощрения. У ребенка четко должно быть сформировано отношение к наказанию — «что сделал неправильно» и к поощрению — «я хорошо поступил».

Данной проблемой занимались как педагогики, так и психологи. Среди них особое место занимают: А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский. Нельзя не согласиться с высказыванием К. Д. Ушинского, который считал, что если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и воспитания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если воспитатель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными» [8, с. 151].

Проблема поощрения и наказания в психологической науке представлена как одна из дискуссионных. Различные школы, направления в истории психологии по-разному оценивали роль наказания в формировании ребенка. Если, в общем, охарактеризовать исследование проблемы в зарубежной психологии, то модно сказать, что отдельные суждения содержаться как в работах основателя психоанализа З.Фрейда, так и в психологии А. Адлера, который рассматривая особенности человеческого характера, отмечал: «большинство родителей жалуется, что не может понять своих детей, и в то же время большинство детей заявляет, что родители их не понимают» [1, с.7]. Основу родительского воспитания по А. Адлеру все же составляет система поощрения, так как наказание формируют у ребенка чувство неполноценности. Отсюда и возникают проблемы, конфликты, агрессия, тревожность, на почве неправильного применения форм наказания и поощрения в воспитании детей.

Против системы наказаний выступал и представитель гештальтпсихологии, который доказывал, что развитие агрессии и напряженности у детей связано именно с наказанием. Максимум позитива, поощрения может положительно влиять на становление личности ребенка [5].

В работе А. С. Спиваковской основной упор делается на то, что именно наказания является основной и самым эффективным методом воздействия в семейном воспитании [7].

Исследуя тему поощрения и наказания, Гордин Л. Ю. выделил следующие их виды [3, с. 151]:

Педагогическая Энциклопедия, определяя поощрение, указывает на то, что «в воспитании поощрение — это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и другое» [6, с. 174].

Нельзя не отметить и работу азербайджанских ученых в исследование данной проблемы: Велиев М. В. [2], Гурбанова Л. М. [4] и др.

Рассматривая литературу по интересующей нас теме, мы обратили внимание на то, что большинство ученых относятся к наказанию как необходимой мере в воспитании ребёнка. Мы систематизировали имеющиеся сведения и попытались представить наказание в следующем виде:

Для того чтобы понять отношение родителей к поощрению и наказанию, мы решили провести опрос среди родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение — средняя группа и старшая дошкольная. В эксперименте участвовало 35 родителей. Нами был составлен опросник, который включал следующие вопросы:

  1. Как Вы считаете, нужно ли наказывать детей?
  2. Наказывали ли Вас в детстве?
  3. За что обычно Вы наказываете детей?
  4. В какой форме Вы наказываете детей?
  5. Считаете ли Вы допустимым применять физическое насилие при наказании?
  6. Как Вы думаете, почему дети не слушаются?
  7. Что Вам не нравится в вашем ребёнке?
  8. За что Вы можете ударить его?

Анализ полученных результатов, свидетельствовал о следующем: по первому вопросу: Из 35 человек — 28 ответили, что наказывать нужно. На вопрос: наказывали ли Вас в детстве? — 22 родителя признались, что их родители очень часто наказывали и били. Поэтому они считают, что ребёнка нужно наказывать, без этого не обойтись. Интересен ответ на вопрос: В какой форме Вы наказываете детей? Мнения разошлись: 12 человек запрещали детям выходить на улицу, 8 — ставили в угол, 9 — не обращали внимания на капризы и крики, игнорировали, 6 — применяли физическую силу.

Бросается в глаза тот факт, что в опросе участвовали мамы и бабушки. Причем в большинстве случаев по отношению к детям применяется сходная модель поведения, которая была применима к родителям детей. В психологии доказан факт того, что жизненный сценарий в большинстве случаев пишется в детстве самими родителями, что потом автоматически переносится во взрослую жизнь. Неудавшиеся взаимоотношения между родителями, конфликты, ссоры, все это отражается на детях, а некоторых случаях являются толчком к вымещению злости родителей на детях. Уставшие родители, неустроенность, материальные проблемы снижают эмоциональный настрой родителей. Они весьма редко могут похвалить ребенка, уделяя слишком мало времени на общение с ним. Все то, безусловно, травмирует ребёнка, отражается на его психике и лишает родителей радости полноценного общения с ребенком. Потом мы удивляемся тому факту, что ребенок замкнут, агрессивен. Умение подбодрить ребенка, похвалить, являются стимулом к его хорошему поведению, мотивирует его к осознанию правильности своего поведения, вырабатывает у него навыки правильного поведения в обществе. Безусловно, мы не говорит о том, что наказание должно полностью отсутствовать в практике семейного воспитания, но оно должно носить, справедливый и уместный характер, ребенок должен понимать смысл наказания. Все виды наказания, которые мы наблюдали в дошкольном учреждении, мы представили в следующей таблице.

Таким образом, в проведённом нами исследовании мы попытались ответить на вопрос что такое поощрение и наказание, остановились на их видах и путем опроса выявили виды наказания, которые применяются родителями, детьми и воспитателями. Очередным этапом исследования станет организация семинара, способствующего разъяснению родителям психологических особенностей развития ребенка, необходимости знания закономерностей применения в воспитании ребёнка, как наказания, так и поощрения.

Литература:

  1. Адлер А. Наука о характерах: Понять природу человека. Перевод Цыпина Е. — М.: Академический проект, 2014. — 243 с.
  2. Велиев М. В. Возрастная и педагогическая психология. — Баку: Наука, 2013. — 297 с.
  3. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей [Текст] / Л. Ю. Гордин. — М.: Педагогика, 1971. — 200 с.
  4. Гурбанова Л. М. Психологические проемы семьи и пути их решения. — Сумгаит, Издательство «Знание», 2012. — 240 с.
  5. Левин К. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности [Текст] / К. Левин, А. Бандура. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 125 с
  6. Российская Педагогическая Энциклопедия (в двух томах), т. 2 М-Я. — М.: Научное Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. — 672 с.
  7. Спиваковская A. C. Как быть родителем. — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  8. Сухомлинский В. А. О воспитании / Составитель и автор вступительного очерка С. Соловейчик — М.: Политиздат, 1986. — 270 с.
Основные термины (генерируются автоматически): наказание, ребенок, поощрение, родитель, вид наказания, воспитание детей, дошкольное учреждение, семейное воспитание, Адлер, какая форма.


Похожие статьи

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Проблемы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

В статье объектом исследования является проблема уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Рассматривается краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации и доля преступлений от общего числа, совершенных несоверше...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Признавая важность деятельности педагогов ДОО, направленной на развитие памяти у детей дошкольного возраста для дальнейшего обучения и социализации личности, автор статьи даёт определение этой психофизиологической характеристике ребёнка, приводит при...

Трудовое воспитание в исправительных колониях как инструмент адаптации личности

В настоящее время труд является мотивирующим фактором в жизнедеятельности человека и гражданина. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью рассмотрения роли труда в социальной адаптации осужденных с целью переосмысления и поиска новых ...

Формирование и развитие классного коллектива в условиях кадетского училища

В статье рассматривается проблема формирования и развития классного коллектива, обсуждаются задачи педагогов по диагностике и коррекции взаимоотношений в коллективе, а также роль психологического и педагогического сопровождения для успешного развития...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Воспитательные практики родителей дошкольников

Статья посвящена раскрытию понятия «воспитательные практики родителей» и проблеме их влияния на развитие ребенка дошкольного возраста. Автором подчеркивается необходимость изучения воспитательных практик родителей и вводится понятие «воспитательные п...

Народная сказка как средство нравственного воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается роль народной сказки в нравственном воспитании младших школьников. Обращаясь к богатству народного фольклора, авторы анализируют, какие ценности и уроки морали могут быть извлечены из сказочных сюжетов и персонажей. Ра...

Похожие статьи

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Проблемы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

В статье объектом исследования является проблема уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Рассматривается краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации и доля преступлений от общего числа, совершенных несоверше...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Признавая важность деятельности педагогов ДОО, направленной на развитие памяти у детей дошкольного возраста для дальнейшего обучения и социализации личности, автор статьи даёт определение этой психофизиологической характеристике ребёнка, приводит при...

Трудовое воспитание в исправительных колониях как инструмент адаптации личности

В настоящее время труд является мотивирующим фактором в жизнедеятельности человека и гражданина. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью рассмотрения роли труда в социальной адаптации осужденных с целью переосмысления и поиска новых ...

Формирование и развитие классного коллектива в условиях кадетского училища

В статье рассматривается проблема формирования и развития классного коллектива, обсуждаются задачи педагогов по диагностике и коррекции взаимоотношений в коллективе, а также роль психологического и педагогического сопровождения для успешного развития...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Воспитательные практики родителей дошкольников

Статья посвящена раскрытию понятия «воспитательные практики родителей» и проблеме их влияния на развитие ребенка дошкольного возраста. Автором подчеркивается необходимость изучения воспитательных практик родителей и вводится понятие «воспитательные п...

Народная сказка как средство нравственного воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается роль народной сказки в нравственном воспитании младших школьников. Обращаясь к богатству народного фольклора, авторы анализируют, какие ценности и уроки морали могут быть извлечены из сказочных сюжетов и персонажей. Ра...

Задать вопрос