Компьютерные игры сегодня — это реальный повод задуматься о негативном влиянии его на психическое здоровье ребенка. Школа, семья, одноклассники — являются одним из факторов, которые не всегда адекватно реагируют на потребности ребенка. Виртуальная жизнь позволяет нашим детям убежать от реальности, погрузив себя в мир жестоких сражений, войн, в которых он пытается стать главным, сильным и непобедимым. Данная статья является попыткой рассмотреть: какое влияние оказывают компьютерные игры на эмоциональную сферу школьника.
Ключевые слова: агрессия, игры, зависимость, замкнутость, стресс, тревожность.
Сегодня, когда почти в каждом доме имеется компьютер, перед психологами весьма остро встает вопрос о влиянии его на психическое развитие ребенка. На каждом возрастном этапе ребенок сталкивается с определенными трудностями, преодоление которых способствует переходу его на более высокую ступень развития. Среди трудностей, которые возникают у школьников, особое место занимают компьютерные игры, которые влияют на их психоэмоциональное состояние.
Само понятие «компьютерная зависимость» появилось еще в 1990 г., что послужило толчком для более широкого обсуждения причин, способствующих формированию у подростка данного вида зависимости, которая иногда учеными сравнивается с наркотической тягой. Подростковый период итак граничит своеобразным отношением к сверстникам, учителям, родителям. А появление данных игр смягчает на первый взгляд конфликтные взаимоотношения с социумом, позволяя погрузиться в свой собственный мир, уйти от проблем. Безусловно, с одной стороны происходит снижение развития индивидуально-личностных качеств учащегося, а с другой, способствует появлению новых психологических проблем, усугублению уже имеющихся в наличие.
Отдельные аспекты интересующей нас проблемы были объектом изучения таких ученых, как: Буровой В. А. [2], Бухановского А. О. [3], Евстигнеевой Ю. М. [4], Керделан К. [6], Юрьевой, Л. Н. [8] и др.
Как было отмечено в статье Калининой Т. В.: «выделяют три основных вида компьютерной зависимости, исходя из интересов субъекта: познавательная — интерес в сфере программирования, телекоммуникаций или хакерства; игровая — интерес к компьютерным играм, а также онлайн играм; коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией, интернет — аддикция» [5, с.823].
Физические аспекты компьютерной зависимости, как отмечала Бабаева Ю. Д., «характеризуются общим истощением организма — хронической усталостью» [1, с. 47]. Именно это в дальнейшем является причиной многочисленных заболеваний, возникающих в столь молодом возрасте.
Анализ литературы позволил нам выделить наиболее основные виды интернет-зависимости:
Безусловно, это неполный перечень интернет-зависимости, который постоянно изменяется и пополняется. Не осознавая тот факт, что именно в подростком периоде происходит процесс социализации личности, разработчики компьютерных игр создали условия для утраты подростком связи с реальностью, уход их в мир фантазий, носящих виртуальную окраску. Герои, с которыми подросток знакомиться в процессе игры заменяют ему недостаток внимания, ласки, взаимопонимания, общения, которые так нужны ему и отсутствуют со стороны близких и родных. Таким образом, он самоутверждается, компенсируя свою закомплексованность и одиночество.
Настораживает тот факт, что родители не всегда вовремя замечают возникновение тяги к компьютерным играм. Работа в школе позволила выделить признаки, которые мы могли бы отнести к явным признакам начальной стадии зависимости от игр:
Все это, безусловно, способствует формированию агрессии, эмоциональной неустойчивости у подростков. Для того, чтобы проверить насколько негативно влияние, оказываемое компьютерными играми на подростка (выборку составило 78 учащихся 7 классов), мы разработали опросник, на основании которого сделали выводы о том, насколько вредно влияние, оказываемое компьютерными играми на подростка.
Далее, мы попытались выявить связь между зависимостью от компьютерной игры и агрессивным поведением у подростков. С этой целью нами была применена проективная методика «Несуществующее животное» [7]
Результаты поразили нас наличием высоких показателей по параметру агрессия. Так из 78 человек данный показатель был зафиксирован у 38 учащихся, что составило 48,7 %, причем именно у тех подростков, кто достаточно много времени уделял игре за компьютером. Хотелось бы остановиться и на положительных моментах: в рисунках, представленных подростками, имело место наличие хорошей фантазии, творческого воображения, что можно отметить как позитивное влияние компьютерных игр на познавательную активность подростков.
В ходе проведения исследования, мы постарались ответить и на другой вопрос, какова роль родителей в формировании компьютерной зависимости у учащихся. Беседа с классным руководителем и учителями-предметниками, а также наблюдая за взаимоотношениями между учащимися и их родителями, мы отметили тот факт, что подростки, которые попали в группу «риска», имели явно натянутые отношения с родителями. Проведя индивидуальное консультирование родителей, имеющих трудности в общении со своими детьми, мы убедились в необходимости разработки коррекционной программы для данной группы подростков, с обязательным продолжением работы с родителями.
На очередном этапе работы, мы предполагаем продолжить исследование, основной задачей которого было бы организация коррекционно-профилактической работы с родителями (многие родители слабо информированы по данной теме), а также с подростками по устранению или ослаблению компьютерной зависимости.
Литература:
- Бабаева Ю. Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. — М.: Сканрус, 2003. — 336 с.
- Бурова В. А. Механизмы формирования интернет — аддикции / В. А. Буров, В. И. Есаулов // Материалы XIII съезда психиатров России.- М., 2000. — С. 290–291.
- Бухановский А. О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика: Пособие для врачей / А. О. Бухановский, А. С. Андреева, А. О. Бухановская. — Ростов н/Д: Изд-во ЛИНЦ Феникс, 2002.
- Евстигнеева, Ю. М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: Дисс. канд. психологических наук Текст. — М.: РГБ, 2003. 171 с.
- Калинина Т. В., Ручкина А. А. Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 21. — С. 822–824.
- Керделан, К. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / К. Керделан, Г. Грезийон; пер. с фр. А. Лущанова. — Екатеринбург: У — Фактория, 2006.
- Музыченко Г. Ф. Проективная методика «Несуществующее животное». Руководство и результаты психодиагностического исследования взрослых пациентов с различными расстройствами эмоционально-личностной сферы. — СПб.: Речь, 2013. — 556 с.
- Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. — Днепропетровск: Пороги, 2006.