Эффективная инновационная политика и её факторы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 11.04.2017

Статья просмотрена: 293 раза

Библиографическое описание:

Сатторкулов, О. Т. Эффективная инновационная политика и её факторы / О. Т. Сатторкулов, К. У. Рахматов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 462-464. — URL: https://moluch.ru/archive/149/38459/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современных условиях, в эпоху интернета и электроники приоритетное значение имеет широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в отраслях экономики, кардинальное ускорение создания системы «Электронное правительство». Весь мировой опыт показывает, что в настоящее время в глобальной экономике все более возрастающую роль и значение приобретает сектор информационно-коммуникационных технологий, включающий в себя производство компьютерных и телекоммуникационных технологий, разработку программного обеспечения и предоставление на их основе широкого спектра интерактивных услуг. Не следует забывать, что развитие ИКТ напрямую влияет на уровень конкурентоспособности страны, позволяет собирать и обобщать огромные массивы информации, открывает широкие возможности для управления на стратегическом уровне [1, с. 3].

Научно-технический прогресс представляет собой одно из важнейших направлений становления и развития Узбекистана. Инновационная политика Узбекистана направлена на увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, обеспечение прогрессивных структурных и технологических преобразований в производстве, упрочение взаимосвязи науки, образования и индустрии. Как нам известно, инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования и т. п. В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой оружие конкуренции, так как именно инновация ведет к снижению себестоимости и цен, к росту прибыли, к повышению имиджа производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации, а с другой стороны-интеграции заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий для внедрения достижений науки и техники в экономику страны. Сложившийся уровень спроса на продукцию отраслей промышленности определяет как перспективу их развития, так и структурные изменения основных производственных фондов [2, с. 102].

На сегодняшний день отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, автомобилестроение, химия), нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. В этих случаях государственная инновационная политика в базовых отраслях экономики в первую очередь направлена на ускоренное освоение отечественных и зарубежных технологических достижений. Таким образом, вырисовывается общая картина эффективности инновационной политики:

  1. Промышленная и инновационная стратегии взаимообусловлены и формируются исходя из целевых экономических установок, принимаемых предприятием на долгосрочный период.
  2. Эффективная инновационная политика хозяйствующего субъекта определяется на основе проблемно-ориентированного подхода и реализуется как система программно-целевого управления. Таким образом, инновационная стратегия, опираясь на стратегический маркетинг хозяйствующего субъекта, должна опережать рыночный спрос и в определенной степени формировать его в будущем.
  3. В свою очередь, государственная инновационная политика состоит в определении приоритетных целей развития, механизмов правового регулирования и стимулирования инноваций, вплоть до прямого проведения отдельных инноваций национального масштаба. Инновационная политика должна строиться на основе системы государственных приоритетов в исследованиях и разработках.

Главными методами реализации инновационной политики является формирование институциональных и законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики.

Для совершенствования инновационной политики в законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, постановления о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, а также, государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство. Речь идет о создание условий для формирования совместных с зарубежными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем и внутреннем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам, развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования. Перечисленные методы будут применяться с учетом изменения рыночной конъюнктуры и конкретного содержания инновационных проектов и программ.

Инновационная политика государства во многом определяет долгосрочные перспективы экономического развития. Значительный физический и моральный износ производственного аппарата, моральный износ накопленных нематериальных активов не позволяют при отсутствии протекционистских мер, способствующих его быстрому обновлению, выдержать конкуренцию с зарубежными производителями даже на внутреннем рынке.

Обобщая выше изложенные, целесообразно заключить следующие выводы:

  1. Хотя рынок играет важную роль в стимулировании инновационной активности, он не может обеспечить динамичное развитие национальных инновационных систем. Значима и роль государства, формулирующего долгосрочную стратегию развития этих систем, а также реализующего конкретные мероприятия по поддержке и регулированию инноваций.
  2. Главной целью инновационной политики Узбекистана является освоение результатов науки в производстве для модернизации экономики, обеспечения прогрессивных структурных преобразований, повышения конкурентоспособности продукции. Взаимосвязь инновационной и научно-технической политики позволяет проводить единый комплекс мероприятий по обеспечению непрерывных инновационных процессов для перехода на траекторию устойчивого развития и достижение высокого уровня ВВП. Особое значение при этом приобретает не только выработка инновационной стратегии, ее нацеленность на формирование прогрессивного технологического уклада, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и косвенного регулирования, концентрировать организационные ресурсы на приоритетных направлениях, конкурентоспособных НИОКР.

Литература:

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации-наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Турсунходжаев М. Развитие национальной инновационной системы как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики Узбекистана. // материалы VII Форума экономистов. – Т.: ИПМИ, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная политика, инновационная стратегия, внутренний рынок, государственная инновационная политика, инновационная деятельность, инновационная политика Узбекистана, моральный износ, создание условий, хозяйствующий субъект.


Задать вопрос