Роль фонетической зарядки на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 13.04.2017

Статья просмотрена: 12229 раз

Библиографическое описание:

Белая, Н. Н. Роль фонетической зарядки на уроках английского языка / Н. Н. Белая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 550-552. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41516/ (дата обращения: 15.11.2024).



Фонетическая зарядка — специальное тренировочное упражнение в произношении, предупреждающее забывание фонетического материала, рассчитанное на 2–6 минут и планируемое на любом этапе урока, где это методически целесообразно. Фонетическая зарядка незаменима при становлении не только произносительных, но также и лексических навыков.

На самом раннем этапе овладения иностранным языком происходит формирование слухо-произносительной базы и поэтому обучение произношению в начальной школе — одна из основных задач, поскольку сформировать основные механизмы правильного произношения на начальном этапе изучения иностранного языка гораздо легче, чем в будущем корректировать фонетические ошибки. И здесь надо иметь в виду следующее: если на начальном этапе будет что-то упущено, и возникнут неправильные произносительные привычки, то исправить их впоследствии очень трудно. Решением этой проблемы на начальном этапе и, что очень важно отметить, на последующих этапах является фонетическая зарядка.

Как уже было сказано, особое и не менее большое значение фонетическая зарядка имеет и на среднем и старшем этапах, когда важно не только поддерживать сформированные навыки, но и продолжать их совершенствование. Таким образом, мы полагаем, что фонетическая зарядка является основным способом формирования, поддержания и совершенствования произносительных навыков и представляет собой специальное тренировочное упражнение в произношении, которое предупреждает забывание фонетического материала и препятствует деавтоматизации навыков. Благодаря фонетической зарядке отрабатываются фонетические навыки, которые по какой-либо причине оказались недостаточно сформированными.

У фонетической зарядки нет и не может быть фиксированного места на уроке. На некоторых уроках она вообще бывает лишней. Ее место на уроке зависит от последовательности выполнения тех заданий, где учащиеся могут столкнуться с трудностями. Она позволяет предвосхитить и избежать появления возможных фонетических сложностей любого порядка. В некоторых случаях можно рекомендовать начинать урок с непродолжительной фонетической зарядки регулярно. Речь идет о тех группах школьников, где необходима коррекция произносительных навыков. Но фонетическая зарядка может выполнять и другие задачи:

− развитие речевого аппарата;

− снятие напряжения;

− учет индивидуальных особенностей учащихся.

Цель проведения фонетической зарядки на уроках иностранного языка — помочь учащимся в овладении и развитии основных навыков произношения и интонации иностранного языка и понимании иностранной речи на слух. Поэтому вместе с отработкой трудных отдельных звуков иностранного языка фонетическая зарядка предусматривает систематическую отработку интонационных моделей, воспроизведение коммуникативных ситуаций и синхронного понимания разговорной речи и знакомство с различными стилями произношения. Известно, что фонетические навыки являются наиболее неустойчивыми. Поэтому необходимо их постоянно поддерживать, развивать, совершенствовать и, при необходимости, реанимировать с помощью различных фонетических упражнений. Таким образом, только наличие твердых произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех без исключения видов речевой деятельности. Этим и объясняется то значение, которое придается в школе работе над произношением, и в частности фонетической зарядке, с помощью которой эта работа проводится.

Опыт многих преподавателей и школьных учителей подтверждает, что использование пословиц и поговорок на уроках иностранного языка сегодня — это эффективный приём поддержания интереса к учёбе, повышения активности и работоспособности учащихся на уроках, так как они помогают ввести элемент игры и соревнования в процесс овладения языком.

Многообразие пословиц и поговорок позволяет успешно использовать их на всех ступенях обучения с разным уровнем языковой подготовки детей.

Существует несколько видов скороговорок ипословиц:

Классическийтип:

A sailor went to sea

To see what he could see,

And all he could see

Was sea, sea, sea.

Скороговорки в одну строку:

I scream, you scream, all we scream for ice cream!

Скороговорка-загадка:

lizabeth, Betty, Betsy and Bess,

They all went together to seek a bird’s nest.

They found a bird’s nest with five eggs in,

They all took one, and left four in.

Наиболее важные и сложные, но не очень интересные темы легче отрабатывать в игре. Особое значение игры имеют в обучении, поддержании и совершенствовании фонетических навыков.

Игра — понятие широкое. Она также может представлять собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает сказку со своим сюжетом. Это может быть, например, фонетическая сказка для отработки определённых звуков. У детей высокоразвито восприятие и слух. Они быстро схватывают тонкости произношения. Но всё это должно подкрепляться фонетическими упражнениями, чтобы перейти в навык. Упражнение им делать скучно, поэтому его можно представить как фонетическую сказку. На младшем этапе при обучении артикуляции отдельных английских звуков чаще всего предлагается использовать следующую фонетическую сказку, главным героем которой выступает “язычок”.

Можно предложить детям послушать, например, «Сказку о язычке», с героем которой происходят разные приключения. Начните так: «У язычка есть хозяин. Каждый из нас имеет свой язычок. Надо сделать его послушным. Он должен делать то, что прикажет хозяин».

На вводном занятии после прослушивания всей сказки можно попросить детей нащупать кончиком языка любимое место язычка — «потолок», альвеолы верхних зубов, поместить язык у нижних зубов — «на полу», пощупать языком внутреннюю сторону щек — «стены домика язычка», приоткрыть «внутреннюю и наружные двери язычка» — зубы и губы и т. д.

Язычок по имени [j] живет в удобном теплом доме — во рту своего хозяина. В доме есть две стены, пол, потолок и коридор. Язычок любит тепло, поэтому у него две двери: наружная — губы и внутренняя — зубы. Язычок спит на полу — там ему удобнее. А у кончика язычка есть любимое место на потолке — на возвышении, сразу за верхними зубами. Он любит играть в разные звуки [d, t, n, l, s, z]. Вот так язычок живет-поживает, наружу не выходит, боится простуды и тому подобное.

Фонетические упражнения являются наиболее многочисленными по своему распространению. Перед учителем открывается широкий спектр упражнений для отработки произносительных навыков. И каждый учитель может выбрать те упражнения, которые на его взгляд являются наиболее подходящими для достижения цели урока.

Для проведения фонетической зарядки, в качестве примера, можно привести следующие фонетические упражнения:

№ 1

Прослушивая ряд звуков/слов, подайте любой сигнал, к примеру, поднимите руку, карточку, хлопните в ладоши, услышав звук […]

Учитель может предлагать различные звуки.

№ 2

Определите, сколько раз во фразе встретился звук [z].

He is as clever as his father is.

№ 3

Прослушайте предложения, поднимите руку, когда услышите вопросительное (повествовательное, повелительное и т. д.) предложение.

I do know him!

Do you really know her?

Learn the rule!

You want to eat?

№ 4

Определите количество ударений в предложении

The story says that about 200 years ago there lived in Ireland, in a country

Not far from England, a man James Daly by name.

№ 5

Из каждой пары слов подчеркните то, которое произносит учитель/диктор.

Stay — stayed Beg — begged

Skim — skimmed Rate — rated

№ 6

Произнесите слова, обращая внимание на долготу/краткость звуков.

Barn — bun Bard — bud Laugh — luff

Calm — come darn — done Card — cud

Таким образом, использование фонетических зарядок имеет ряд преимуществ:

− регулярное проведение фонетических зарядок улучшает артикуляционные навыки учащихся;

− ученики могут на слух различать долгие и краткие английские звуки, русские и английские звуки;

− фонетические зарядки способствуют не только развитию слухо-произносительных навыков, но и запоминанию и тренировке лексических единиц и грамматических структур.

Основные термины (генерируются автоматически): фонетическая зарядка, иностранный язык, навык, звук, фонетическая сказка, зуб, начальный этап, специальное тренировочное упражнение, упражнение, фонетический материал.


Задать вопрос