В статье обосновывается необходимость занятий оздоровительным бегом как на уроках физической культуры, так и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: здоровье, оздоровительный бег
Существующие учебные пособия и школьные программы по предмету «Физическая культура», к сожалению, не уделяют должного внимания оздоровительному бегу, то есть бегу в медленном равномерном темпе. А ведь именно этот вид физической нагрузки является самым полезным для здоровья детей и самым общедоступным. Медленным бегом можно заниматься круглый год на свежем воздухе. Для него не нужны ни дорогостоящие залы, ни спортивный инвентарь, а только удобные, легкие кроссовки и самая простая одежда, не стесняющая движений бегуна. Оздоровительным бегом, по самым скромным подсчетам, занимаются более 100 млн. человек планеты Земля, среди которых, особенно за рубежом, много детей и молодежи.
Среди основных предпосылок для занятий оздоровительным бегом следует отметить укрепление здоровья и профилактику заболеваний, повышение работоспособности и удовольствие от самого процесса бега, стремление улучшить свою фигуру и приобщиться к здоровому образу жизни, в котором нет места вредным привычкам. Наиболее сильным стимулом для детей и молодежи, приступившим к занятиям оздоровительным бегом, как правило, является большое удовольствие, которое он приносит, и чувство гордости от преодоления собственной лени и малоподвижного образа жизни. [1]Оздоровительным бегом целесообразно начинать заниматься с V класса, когда у школьников уже сформировался достаточный для бега уровень общей физической подготовленности и психологически они стали более устойчивыми.
Оздоровительным является бег в медленном равномерном темпе со скоростью не быстрее чем 1 км за 6 мин., протяженностью от 500 м до 10 км и продолжительностью не более 1 часа по ровной трассе, в качестве которой может быть использована дорожка стадиона, грунтовые дорожки в лесу, поле, сквере, парке, на бульваре, а также асфальтированные дорожки (вспомним о возможности бегать круглый год) около школ. Такие трассы, особенно асфальтированные, должны быть по возможности круговыми, точно промеренными, чтобы во время уроков и тренировочных занятий можно было четко знать, сколько кругов пробежал каждый ученик.
Бегать лучше группой. Пусть ребята посильнее бегут впереди, а послабее сзади. Последние могут иногда переходить на ходьбу, то есть чередовать бег с ходьбой. Оптимальным вариантом является участие самого учителя в процессе бега. Учителю лучше всего бежать в середине группы, тогда все дети будут у него под постоянным наблюдением. Можно будет подсказать что-то по ходу бега, узнать о самочувствии каждого ученика.
Регулярные тренировки в оздоровительном беге положительно влияют на все звенья опорно-двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с гиподинамией. Ограничение притока суставной жидкости (лимфы) при гиподинамии приводит к нарушению питания хрящей и потере эластичности связок, снижению амортизационных свойств суставов и развитию артрозов. Циклические виды нагрузок (легкоатлетический бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание) увеличивают приток лимфы к суставным хрящам и межпозвоночным дискам, что является лучшей профилактикой артроза и радикулита.
Положительное влияние оздоровительного бега на функции суставов возможно только при условии использования адекватных, не превышающих возможности двигательного аппарата нагрузок, постепенного их увеличения в процессе занятий. Миновав начальный этап беговой подготовки, можно начинать бегать, преодолевая себя, испытывая определенные трудности, хорошо потея.
Практический опыт показывает, что примерно весь первый год регулярных тренировок в оздоровительном беге бывает сопряжен с достаточно большими волевыми усилиями, связанными не столько с преодолением усталости, сколько с соблюдением режима и дисциплины на тренировках, необходимостью регулярно преодолевать себя, выходя на трассу бега, и выполнять программу тренировки. Главное — как можно быстрее почувствовать радость от самого процесса бега, пусть даже пробивающуюся через физические усилия и трудности. [2]
Только добившись хорошего уровня тренированности, молодой человек уже не мыслит себя без бега, приносящего состояние душевного равновесия, благополучия и комфорта, близкого к эйфории. В этот момент бег становится не просто средством оздоровления, а физической и психологической потребностью.
Почему возникает такая потребность, стало понятно после последних открытий английского ученого М. Каразерса. Он обнаружил гормон «порэпинефрин», количество которого увеличивается при оздоровительном беге в оптимальном темпе, устраняя депрессивные состояния, порождая оптимизм и душевный комфорт.
Литература:
- И.Д. «Школа — Пресс 1» «Физическая культура в школе», 2010, № 3.
- Адаптация организации учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. — М.: Педагогика, 1982. — 240 с.