Практика проведения артикуляционной гимнастики у дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 2689 раз

Библиографическое описание:

Антонова, Л. Н. Практика проведения артикуляционной гимнастики у дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном учреждении / Л. Н. Антонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41591/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлена практика проведения артикуляционной гимнастики c применением нетрадиционных упражнений, разработанных автором, у старших дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном учреждении.

Ключевые слова: практика, артикуляционная гимнастика, дошкольники, нарушения речи, образовательное учреждение

В настоящее время в системе образования происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, что побуждает педагогов и специалистов к поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.

Преодоление нарушений речи, а в частности нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной возникновения трудностей в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

В многочисленных исследованиях отечественных дефектологов подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи, в особенности, формирования произношения звуков (А. Н. Гвоздев, Б. М. Гриншпун, Н. И. Жинкин, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, С. С. Ляпидевский, О. В. Правдина, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичёва, Г. В. Чиркина и др.).

Данные последних лет свидетельствуют, что при поступлении в группу с тяжёлыми нарушениями речи у 60–70 % детей выявляется общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом. У таких детей страдает произношение не только согласных раннего и позднего генеза, но также нарушены и гласные звуки. Своевременное устранение недостатков произношения помогает предотвратить трудности, во-первых, в социальной адаптации ребёнка, поскольку любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и со взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы, во-вторых, в овладении навыками чтения и письма. Перед нами как специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Для этого требуется понимание сути речевого расстройства, осмысленный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. А также необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты, поскольку формирование правильной речи — это часто сложный и трудоёмкий для ребёнка процесс.

В своей практике мы пришли к выводу, что важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. «Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики» признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, М. Ф. Фомичёва и другие) [1, 2].

Под артикуляционной гимнастикой понимают «совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе» [3].

Целью артикуляционной гимнастики является «выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков» [4].

Вся система артикуляционной гимнастики включает в себя два вида упражнений:

  1. Статические подготовительные упражнения («Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Трубочка»).
  2. Динамические подготовительные упражнения («Часики», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Маляр», «Катушка», «Грибок»).

В нашей практике мы проводим артикуляционную гимнастику в групповой и индивидуальной форме.

Артикуляционная гимнастика, проводимая в групповой форме имеет цель: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и обеспечить их мышечную активность, поэтому в неё включаются упражнения доступные всем детям и для мышц, которые обеспечивают работу языка, нёба, гортани. Такая гимнастика применялась народными целителями, как гимнастика для горла, в частности, Ириной Александровной Васильевой, исходившей из простейшего соображения: горло здорово, когда его ткани хорошо снабжаются кислородом крови. Обеспечивается эта подпитка мышечной активностью, то есть необходимо, чтобы мышцы, благодаря которым работают язык, нёбо, гортань чаще напрягались. Для этого мы включаем такие упражнения, как:

− «Лошадки». Цокать языком громко и быстро 10–20 секунд.

− «Ворона». Беззвучно произносить «каааар» и с закрытым ртом. 6 раз.

− «Колечко». Напряжённо скользя кончиком языка по нёбу стараться дотронуться до маленького язычка, заворачивая язычок в колечко, сначала с открытым ртом, затем с закрытым. Повторить 6 раз.

− «Лев». Стараться дотянуться язычком до подбородка. Повторить 6 раз.

− «Зевота». Зевнуть несколько раз с закрытым ртом, как-бы скрывая зевоту от окружающих. Повторить 6 раз.

− «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой. Попробовать вращать губами. Дотянуться губами до носа, затем до подбородка. Повторить 6 раз.

− «Смех». Вызвать искусственный смех: произносить ритмично «ха-ха-ха», положив ладонь на горло, чтобы ощутить насколько напряжены мышцы.

Проведённый анализ заболеваемости детей острыми респираторными заболеваниями показал, что снизился уровень заболеваемости с 6-ти до 3-х человек в месяц (от общего количества – 18 человек). Таким образом, мы убедились, что такого рода артикуляционная гимнастика действительно является оздоровительной.

Артикуляционную гимнастику, проводимую в индивидуальной форме, выполняют сидя, так как в таком положении прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Лучше это делать перед зеркалом. Упражнять следует лишь нарушенные движения и только те, которые нужны для постановки нарушенного звука.

Помимо традиционных упражнений артикуляционной гимнастики, указанных в литературе, мы разработали и используем нетрадиционные: силовые артикуляционные упражнения, упражнения с сопротивлением, так называемую миогимнастику.

При гипотонусе мышц щёк, губ предлагаем выполнять упражнение:

− «Улыбка с сопротивлением». Ребёнок растягивает губы в «оскале», логопед ладошками медленно с силой гладит щёки ребёнка в направлении к кончику носа, пытаясь «сломать улыбку», а ребёнок старается удержать улыбку. Повторений 5–7. Затем ребёнок сам своими ладошками, совершая движения в направлении к кончику носа, пытается «сломать улыбку». Повторений 5–7.

При подготовке к постановке свистящих звуков предлагается, например, выполнить упражнения:

− «Наведи порядок в домике язычка». Логопед прячет свой указательный пальчик, завёрнутый в тонкую тканую салфетку, за нижними резцами во рту у ребёнка, а ребёнок, растягивая губы в «улыбке-оскале» кончиком языка пытается вытолкнуть пальчик логопеда из-за своих нижних резцов. Чем крепче логопед удерживает свой пальчик за зубами ребёнка, тем эффективнее выполнение этого упражнения. Повторений 6–8.

− «Горка с сопротивлением». Ребёнок кончиком языка упирается в свои нижние резцы, растягивая губы в «улыбке-оскале», а логопед своим указательным пальчиком, завёрнутым в тонкую тканую салфетку совершает надавливающие движения на кончик языка ребёнка. Язычок сопротивляется, не уступает своей позиции. Чем сильнее сопротивляется язычок, тем больший эффект достигается при выполнении этого упражнения. Повторений 6–8.

При подготовке к постановке шипящих звуков и [р] предлагается, например, выполнить упражнения:

− «Наведи порядок в домике язычка на полу». Логопед прячет свой указательный пальчик, завёрнутый в тонкую тканую салфетку за верхними резцами во рту у ребёнка, а ребёнок, растягивая губы в «улыбке-оскале» кончиком язычка пытается вытолкнуть пальчик логопеда. Рот ребёнка широко открыт, губы в «оскале». Повторений 6–8

− «Травинка с сопротивлением». Ребёнок кончиком языка упирается в верхние резцы, а логопед указательным пальцем, завёрнутым в тонкую тканую салфетку надавливает на нижнюю поверхность кончика языка. Язычок сопротивляется и не уступает своей позиции. Рот ребёнка широко открыт, губы в «оскале». Повторений 6–8.

− «Задень язычок-струнку». Рот ребёнка широко открыт, губы в «оскале», кончик языка упирается в верхние резцы. Логопед своим пальчиком, завёрнутым в тканую тонкую салфетку задевает за правый край язычка, пытаясь «оторвать» кончик языка от верхних зубов, а язычок с силой удерживается ребёнком. Повторить 6–8 раз. Затем аналогично логопед задевает за левый край язычка, стараясь его «оторвать» от верхних зубов, а язычок опять сопротивляется.

Все упражнения проводятся в игровой форме, что способствует поддержанию интереса у детей к артикуляционной гимнастике.

Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Этого можно достичь, если привлечь родителей к ежедневному выполнению с детьми артикуляционных упражнений дома. Для достижения этой цели мы проводим: консультации с родителями, как групповые, так и индивидуальные; мастер-классы по обучению родителей упражнениям артикуляционной гимнастики.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:

− улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

− улучшить подвижность артикуляционных органов;

− укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

− научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

− увеличить амплитуду движений;

− подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Результаты применения предлагаемых нами нетрадиционных артикуляционных упражнений приведены в таблице.

Результаты применения нетрадиционных артикуляционных упражнений

Периоды

До применения нетрадиционных артикуляционных упражнений

После применения нетрадиционных артикуляционных упражнений

Подготовка к постановке звука

2–3 месяца

1 месяц

Постановка и автоматизация звука

4 месяца

2 месяца

Введения звука в речь

4–5 месяцев

2–3 месяца

Анализ результатов применения артикуляционной гимнастики с силовыми упражнениями, упражнениями с сопротивлением (так называемой миогимнастикой) показывает, что примерно в два раза сокращается время подготовительного периода к постановке звуков, время постановки звуков и время введения звуков в речь, что особенно важно для детей с дизартрическим компонентом при гипотонусе мышц языка, губ, щёк. Дети видят результат этих упражнений, становятся уверенными, и это является дополнительным стимулом в достижении цели. Эти результаты говорят о том, что предлагаемая практика проведения такого вида артикуляционных упражнений достаточно эффективна в преодолении нарушений звукопроизношения у детей, экономит время и силы участников коррекционно-развивающего процесса, способствуя этим здоровому развитию речи.

Литература:

  1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2007.
  2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. СПб.: КАРО, 2004.Астрель, 2007.
  3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-хлоп. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5–9 лет. М.: ГНОМ и Д, 2004.
  4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.
  5. Репина З.А., Буйко В. И. Уроки логопедии. М.: ЛИТУР, 2005.
  6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение,1989.
  7. Хватцев. М. Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ, изд. 5. М., Учпедгиз, 1959.
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная гимнастика, упражнение, губа, ребенок, тонкая тканая салфетка, кончик языка, раз, указательный пальчик, язычок, артикуляционный аппарат.


Похожие статьи

Развитие речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием театрализованной деятельности в ДОУ

В статье рассматривается использование театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ.

Нетрадиционные подходы к речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора

В статье авторы раскрывают опыт работы по речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий

В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики

В фокусе данной статьи представлен потенциал применения средств ритмической гимнастики для преодоления нарушений праксиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается взаимосвязь развития моторной сферы ребёнка и его р...

Формирование дивергентного мышления у детей дошкольного возраста через дополнительные кружки в ДОУ

В статье рассмотрены особенности формирования дивергентного мышления у детей дошкольного возраста через дополнительные кружки в ДОУ.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития

В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Похожие статьи

Развитие речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием театрализованной деятельности в ДОУ

В статье рассматривается использование театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ.

Нетрадиционные подходы к речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора

В статье авторы раскрывают опыт работы по речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий

В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики

В фокусе данной статьи представлен потенциал применения средств ритмической гимнастики для преодоления нарушений праксиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается взаимосвязь развития моторной сферы ребёнка и его р...

Формирование дивергентного мышления у детей дошкольного возраста через дополнительные кружки в ДОУ

В статье рассмотрены особенности формирования дивергентного мышления у детей дошкольного возраста через дополнительные кружки в ДОУ.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития

В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Задать вопрос