Обогащение эмоционального мира дошкольников в ДОУ через методику «Рисунок цветом» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 318 раз

Библиографическое описание:

Баженова, Е. Л. Обогащение эмоционального мира дошкольников в ДОУ через методику «Рисунок цветом» / Е. Л. Баженова, М. С. Коротина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41592/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, эмоциональной отзывчивости, эмоционального мира. Данная работа написана в соответствии с ФГОС ДО по методике «Рисунок цветом».

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, творческий потенциал, диагностика, «Рисунок цветом» по материалам Р. Штайнера, арт-терапевтические техники

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. В современной психологии формируется ориентация на соединение практик диагностирования, воспитания, психотерапии. Мы прокладываем новые пути развития, где каждый ребенок благополучен и эмоционально и интеллектуально и физически. [1]

Развитый эмоциональный интеллект является таким средством и предполагает овладение ребенком: способностью понимать свои эмоции и эмоции других людей, умением правильно оценивать реакции окружающих, и регулировать собственные эмоции при принятии решений. [5] Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает самостоятельно и отличается непосредственностью и искренностью.

Мы, педагоги, должны помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал, развить способности. Узнавая что-то новое о себе, ребенок развивается и эмоционально, и интеллектуально. Художественно-творческая деятельность вызывает радостное, приподнятое настроение, положительное эмоциональное состояние у каждого ребенка. Только в творческой деятельности, когда человек чувствует себя защищенным, могут воплощаться чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Сами практики психотерапии начинают подвергаться исследованию, и внутри них ищется место для диагностики. [4]

И первой задачей на этом пути стал подбор диагностического материала для исследования психоэмоционального благополучия детей и взрослых в дошкольном учреждении через цветовые отношения. На этом этапе работы мною была рассмотрена и проанализирована методика «Рисунок цветом» по материалам Р. Штайнера, которая исследует: уровень эмоционального и личностного благополучия в ДОУ. Проходит первичная коррекция эмоционального неблагополучия, как у детей, так и у взрослых.

Внося изменения в поле опыта, через рисунок цветом, происходит дальнейшая коррекция отношений человека с Миром.

Особенности проведения:

− Логопед и психолог рисуют вместе с детьми (создает атмосферу доверия в совместной деятельности).

− время и количество рисунков не ограничено:

а. если ребенок самодостаточен, от 1 до 3 рисунков;

б. если неблагополучен, до 5–9 рисунков.

− первый рисунок-диагностика.

− следующие работы этого цикла — начало коррекционного этапа.

Неблагополучием можно считать:

− прорисовка образов в рисунке цветом — перегрузка информацией.

− появление рамок — запреты.

− появление цветовых полос — завышенные требования. Заорганизованность.

− очагов черного, коричневого и красного цвета — личностный дискомфорт.

− использование одного цвета — недостаточность самовыражения.

− рисование до дыр — тревожность.

− уровень заполнения листа — слабая энергия — мало самостоятельности.

Что положительного.

− обращение к целостному человеку.

− ребенок начинает самостоятельно работать данными средствами.

− дети начинают работать друг с другом, укрепляется дружба.

− общаясь, в ходе работы, с психологом и воспитателем укрепляется доверие к взрослым.

Уже после первого диагностического среза было ясно, что изучив эмоции, дети активно используют полученные знания. Однако, при рассмотрении цветовой гаммы рисунка наблюдается рассогласованность между эмоциональным рядом и цветовым выражением. Спектр рисунка оказался более широким, чем знания детей. Рождается гипотеза: «Знания детей об эмоциях не отражают истинных чувств, которые испытывают дети при рисовании». В рамках полученных результатов была пересмотрена работа с детьми, намечены новые пути по расширению и объединению знаний с чувственно-эмоциональной стороной жизни.

Вторым этапом работы было определение коррекционно-профилактических мероприятий. В русле работы с цветом была разработана коррекционно-профилактическая авторская программа «Работа с цветом или кому поют ангелы».

Цель данной программы:

  1. Изучение изменений психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста.
  2. Осознание чувств, их опосредованное выражение.

Задачи:

  1. Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, обучение умению быть в мире с самим собой.
  2. Совершенствование творческих способностей, воображения, речи.
  3. Формирование социального доверия к взрослому человеку, умение понимать эмоциональное состояние другого, развитие доверия к миру вообще.

Объект исследования:

  1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников.
  2. Личностные проблемы, представленные через средства изобразительной деятельности.

Предмет исследования:

Психологическое здоровье, психическое и личностное развитие.

Методы, используемые при проведении последующей программы коррекционной и психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста: арт-терапевтические техники: цветотерапия, сказкотерапия; сочинение рассказов детьми и беседы.

Предполагаемый результат:

  1. Совместная работа с педагогами и психологом развивает доверие к взрослому и миру вообще. Способствует снижению эмоционального напряжения у детей, создает положительный микроклимат, формирует адекватные формы поведения в коллективе.
  2. На работе с водой снимается напряжение, повышается настроение. Ребенок получает опыт работы в технике рисования «мокрым по мокрому».
  3. Понижается тревожность, агрессия за счет проживания и выплеска на листок негативных эмоций в цвете и гармонизации психоэмоционального состояния. Оптимизация развития эмоционально-личностной сферы, преодоление негативных переживаний: снятие страхов, снижение уровня тревожности, повышение самооценки.
  4. Развитие эмпатии и моральных представлений дошкольников.

В целях интеграции с педагогами ДОУ была намечена работа:

  1. Сделать подборку произведений живописи в технике «мокрым по мокрому». Построить ряд бесед на тему: «Какие чувства и эмоции у вас вызывает эта картина?».
  2. Составить картотеку «Эмоции и произведения живописи», которая будет способствовать формированию своего собственного эмоционально-эстетического взгляда детей на произведения живописи.
  3. Разработать блок НОД: «В гостях у матушки Природы», где дети рисуют, делятся своими эмоциями — передавая их по кругу. «В моей работе живет — радость…»

Предполагаемый результат:

− Продуктом совместной деятельности станет книга «Цветная сказка».

− Коррекционно-развивающая психологическая программа «Работа с цветом, или кому поют ангелы».

− У детей и взрослых будет много интересных и волнующих открытий в совместном творчестве. Эмоции обретут цвет и чувственное выражение.

Таким образом, проведение диагностической работы выявило проблемы детей в области эмоциональных состояний таких как: тревожность, агрессивность, проблемы в общении, страхи. А первичная коррекция и психопрофилактика в рисунке цветом через отношение человек — мир помогли дети управлять своим поведением, дети стали более общительные, легче воспринимать и понимать эмоции окружающих людей, стали менее тревожными и агрессивными.

Работа по развитию и обогащению эмоционального мира дошкольников в ДОУ продолжается.

Литература:

  1. Габдереева Г. Ш. Основные аспекты тревожности в психологии. // Тонус. – 2000. – № 5.
  2. Гаррисон Х. Рисунок и живопись: карандаш, акварель, масляные и акриловые краски, пастель: полный курс: материалы, техника, методы / пер. Елены Зайцевой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 74. — 253 с.
  3. Данилина Т. А., Зедгидзе В. Я., Сренина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  4. Копытина А. И., Арт-терапия-новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006.
  5. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М.: АРКТИ, 1999.
  6. Найс К. «Акварель для начинающих». Пошаговые примеры и детальные инструкции от А до Я. Техника рисования «мокрым по мокрому» акварелью / ПОПУРРИ 2010 г.
  7. Серов Н. В., Цвет культуры: психология, культурология, физиология. – СПб.: Речь, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, работа, рисунок цветом, эмоция, арт-терапевтические техника, первичная коррекция, совместная деятельность, творческий потенциал, эмоциональный интеллект.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, диагностика, творческий потенциал, арт-терапевтические техники, «Рисунок цветом» по материалам Р. Штайнера

Похожие статьи

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Развитие конструкторских умений и навыков у детей дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме развития конструкторских умений у дошкольников. За основу взята модель для конструирования и моделирования «МОБИ» двух тематических направлений «Замок» и «Транспорт». С целью решения педагогических задач разработана модель р...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...

Коллаборация педагогов дошкольной образовательной организации в воспитательно-образовательной области на основе возможностей логопункта

Статья посвящена комплексному воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации. Показано, что эффективность образовательно-воспитательного процесса зависит от консолидации усилий, направленных на развитие самостоятельн...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Похожие статьи

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Развитие конструкторских умений и навыков у детей дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме развития конструкторских умений у дошкольников. За основу взята модель для конструирования и моделирования «МОБИ» двух тематических направлений «Замок» и «Транспорт». С целью решения педагогических задач разработана модель р...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...

Коллаборация педагогов дошкольной образовательной организации в воспитательно-образовательной области на основе возможностей логопункта

Статья посвящена комплексному воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации. Показано, что эффективность образовательно-воспитательного процесса зависит от консолидации усилий, направленных на развитие самостоятельн...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Задать вопрос