Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, эмоциональной отзывчивости, эмоционального мира. Данная работа написана в соответствии с ФГОС ДО по методике «Рисунок цветом».
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, творческий потенциал, диагностика, «Рисунок цветом» по материалам Р. Штайнера, арт-терапевтические техники
Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. В современной психологии формируется ориентация на соединение практик диагностирования, воспитания, психотерапии. Мы прокладываем новые пути развития, где каждый ребенок благополучен и эмоционально и интеллектуально и физически. [1]
Развитый эмоциональный интеллект является таким средством и предполагает овладение ребенком: способностью понимать свои эмоции и эмоции других людей, умением правильно оценивать реакции окружающих, и регулировать собственные эмоции при принятии решений. [5] Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает самостоятельно и отличается непосредственностью и искренностью.
Мы, педагоги, должны помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал, развить способности. Узнавая что-то новое о себе, ребенок развивается и эмоционально, и интеллектуально. Художественно-творческая деятельность вызывает радостное, приподнятое настроение, положительное эмоциональное состояние у каждого ребенка. Только в творческой деятельности, когда человек чувствует себя защищенным, могут воплощаться чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Сами практики психотерапии начинают подвергаться исследованию, и внутри них ищется место для диагностики. [4]
И первой задачей на этом пути стал подбор диагностического материала для исследования психоэмоционального благополучия детей и взрослых в дошкольном учреждении через цветовые отношения. На этом этапе работы мною была рассмотрена и проанализирована методика «Рисунок цветом» по материалам Р. Штайнера, которая исследует: уровень эмоционального и личностного благополучия в ДОУ. Проходит первичная коррекция эмоционального неблагополучия, как у детей, так и у взрослых.
Внося изменения в поле опыта, через рисунок цветом, происходит дальнейшая коррекция отношений человека с Миром.
Особенности проведения:
− Логопед и психолог рисуют вместе с детьми (создает атмосферу доверия в совместной деятельности).
− время и количество рисунков не ограничено:
а. если ребенок самодостаточен, от 1 до 3 рисунков;
б. если неблагополучен, до 5–9 рисунков.
− первый рисунок-диагностика.
− следующие работы этого цикла — начало коррекционного этапа.
Неблагополучием можно считать:
− прорисовка образов в рисунке цветом — перегрузка информацией.
− появление рамок — запреты.
− появление цветовых полос — завышенные требования. Заорганизованность.
− очагов черного, коричневого и красного цвета — личностный дискомфорт.
− использование одного цвета — недостаточность самовыражения.
− рисование до дыр — тревожность.
− уровень заполнения листа — слабая энергия — мало самостоятельности.
Что положительного.
− обращение к целостному человеку.
− ребенок начинает самостоятельно работать данными средствами.
− дети начинают работать друг с другом, укрепляется дружба.
− общаясь, в ходе работы, с психологом и воспитателем укрепляется доверие к взрослым.
Уже после первого диагностического среза было ясно, что изучив эмоции, дети активно используют полученные знания. Однако, при рассмотрении цветовой гаммы рисунка наблюдается рассогласованность между эмоциональным рядом и цветовым выражением. Спектр рисунка оказался более широким, чем знания детей. Рождается гипотеза: «Знания детей об эмоциях не отражают истинных чувств, которые испытывают дети при рисовании». В рамках полученных результатов была пересмотрена работа с детьми, намечены новые пути по расширению и объединению знаний с чувственно-эмоциональной стороной жизни.
Вторым этапом работы было определение коррекционно-профилактических мероприятий. В русле работы с цветом была разработана коррекционно-профилактическая авторская программа «Работа с цветом или кому поют ангелы».
Цель данной программы:
- Изучение изменений психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста.
- Осознание чувств, их опосредованное выражение.
Задачи:
- Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, обучение умению быть в мире с самим собой.
- Совершенствование творческих способностей, воображения, речи.
- Формирование социального доверия к взрослому человеку, умение понимать эмоциональное состояние другого, развитие доверия к миру вообще.
Объект исследования:
- Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников.
- Личностные проблемы, представленные через средства изобразительной деятельности.
Предмет исследования:
Психологическое здоровье, психическое и личностное развитие.
Методы, используемые при проведении последующей программы коррекционной и психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста: арт-терапевтические техники: цветотерапия, сказкотерапия; сочинение рассказов детьми и беседы.
Предполагаемый результат:
- Совместная работа с педагогами и психологом развивает доверие к взрослому и миру вообще. Способствует снижению эмоционального напряжения у детей, создает положительный микроклимат, формирует адекватные формы поведения в коллективе.
- На работе с водой снимается напряжение, повышается настроение. Ребенок получает опыт работы в технике рисования «мокрым по мокрому».
- Понижается тревожность, агрессия за счет проживания и выплеска на листок негативных эмоций в цвете и гармонизации психоэмоционального состояния. Оптимизация развития эмоционально-личностной сферы, преодоление негативных переживаний: снятие страхов, снижение уровня тревожности, повышение самооценки.
- Развитие эмпатии и моральных представлений дошкольников.
В целях интеграции с педагогами ДОУ была намечена работа:
- Сделать подборку произведений живописи в технике «мокрым по мокрому». Построить ряд бесед на тему: «Какие чувства и эмоции у вас вызывает эта картина?».
- Составить картотеку «Эмоции и произведения живописи», которая будет способствовать формированию своего собственного эмоционально-эстетического взгляда детей на произведения живописи.
- Разработать блок НОД: «В гостях у матушки Природы», где дети рисуют, делятся своими эмоциями — передавая их по кругу. «В моей работе живет — радость…»
Предполагаемый результат:
− Продуктом совместной деятельности станет книга «Цветная сказка».
− Коррекционно-развивающая психологическая программа «Работа с цветом, или кому поют ангелы».
− У детей и взрослых будет много интересных и волнующих открытий в совместном творчестве. Эмоции обретут цвет и чувственное выражение.
Таким образом, проведение диагностической работы выявило проблемы детей в области эмоциональных состояний таких как: тревожность, агрессивность, проблемы в общении, страхи. А первичная коррекция и психопрофилактика в рисунке цветом через отношение человек — мир помогли дети управлять своим поведением, дети стали более общительные, легче воспринимать и понимать эмоции окружающих людей, стали менее тревожными и агрессивными.
Работа по развитию и обогащению эмоционального мира дошкольников в ДОУ продолжается.
Литература:
- Габдереева Г. Ш. Основные аспекты тревожности в психологии. // Тонус. – 2000. – № 5.
- Гаррисон Х. Рисунок и живопись: карандаш, акварель, масляные и акриловые краски, пастель: полный курс: материалы, техника, методы / пер. Елены Зайцевой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 74. — 253 с.
- Данилина Т. А., Зедгидзе В. Я., Сренина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Копытина А. И., Арт-терапия-новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006.
- Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М.: АРКТИ, 1999.
- Найс К. «Акварель для начинающих». Пошаговые примеры и детальные инструкции от А до Я. Техника рисования «мокрым по мокрому» акварелью / ПОПУРРИ 2010 г.
- Серов Н. В., Цвет культуры: психология, культурология, физиология. – СПб.: Речь, 2004.