Формирование у первоклассников умения рассуждать в обучении математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 470 раз

Библиографическое описание:

Бастина, И. А. Формирование у первоклассников умения рассуждать в обучении математики / И. А. Бастина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41593/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрывается смысл формирования умения рассуждать в обучении математики на примере первоклассников, предлагаются примеры заданий на рассуждение.

Ключевые слова: рассуждение, умозаключение, виды умозаключения

Уделяя большое внимание формированию у обучающихся осознанных навыков вычисления, программа также предполагает и доступное обучающимся обобщение учебного материала, понимание общих законов и принципов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, и осознание таких связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. А данную работу нельзя проводить, не формируя у обучающихся умения рассуждать. [7]

Рассуждение — ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме [3, с. 48]. По мнению Саранцева Г. И., рассуждение — умозаключение и способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося [4, с. 75]. В обоих определениях употребляется такое понятие, как умозаключение. Умозаключение — это вывод, основанный на рассуждении, размышлении [2, с. 69]. Сравнив определения «умозаключение» и «рассуждение», мы пришли к выводу, что данные понятия синонимичны.

Гетманова А. Д. выделяет три вида умозаключения [1, c. 93]:

1) дедуктивное (умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым);

2) индуктивное (умозаключение, в котором переход от частного знания к общему осуществляется с большей или меньшей степенью вероятности);

3) умозаключение по аналогии (на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.)

В процессе школьного обучения развивается способность обучающихся проводить умозаключения и формулировать рассуждения. Рассуждения обучающихся, по мере овладения знаниями, развиваются от простых форм к сложным постепенно. [5]. Обучающийся первого класса, в основном, судит о том или ином факте односторонне, в большинстве случаев лишь опираясь на свой ограниченный опыт или единичный внешний признак. [6]

Его суждения, как правило, выражаются в категорической утвердительной форме. Обучающийся еще не может высказывать предположения, рассуждать о возможности наличия того или иного признака, той или иной причины. Именно поэтому необходимо формировать умения рассуждать у обучающихся с начальной школы, а именно, с первого класса, но, рассмотрев обе части учебника по математике за первый класс (авторы: В. Н. Рудницкая, Е.Э Кочурова, О. А. Рыдзе; по системе «Начальная школа XXI века»), мы выяснили, что задания, на формирование такого умения, практически отсутствуют. Учебник, в основном, составляют задания, требующие конкретного ответа (75 %), и лишь 25 % заданий направлены на умение рассуждать.

Нами был выделен операционный состав рассуждения:

анализ и синтезсравнениеобобщение, абстрагированиеклассификация систематизация.

На основании данной структуры, предлагаются следующие задания.

1) По какому признаку собраны вещи в столбцах и строках?

C:\Users\Packerd Bell\Desktop\img11.jpg

2) По какому признаку распределены предметы на группы?

C:\Users\Packerd Bell\Desktop\img3.jpg

3) Чем похожи и чем отличаются записи?

3+1= 3+2= 3+3=

3+4= 3+5= 3+6=

4) Продолжи высказывания.

Если блузка дороже юбки, то юбка… (дешевле блузки);

Если по росту Рома ниже Феди, то Федя… (выше Ромы);

Если дорога шире тропинки, то тропинка… (уже дороги);

Если у мышки хвост короче, чем у кошки, то у кошки… (хвост длиннее, чем у мышки);

Если шкаф выше серванта, то сервант… (ниже шкафа).

5) Найди ошибку в рассуждениях.

C:\Users\Packerd Bell\Desktop\1-m1-r-84-638.jpg

Яблок на 3 больше, чем груш, и на 3 меньше, чем слив.

Яблок на 3 меньше, чем слив, и на 3 больше, чем груш.

Слив на 5 больше, чем груш, и на 3 больше, чем яблок.

Литература:

  1. Гетманова А. Д. Учебник по логике. — М, 2000. – 93.
  2. Лехова В. П. Дедуктивные рассуждения в курсе математики в начальных классах. — Начальная школа, 1988. – 69.
  3. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. — М., 1975. – 48.
  4. Саранцев Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе. -М., «Просвещение», 2000. – 75.
  5. Лысогорова Л. В. Технология подготовки будущего учителя к развитию математических способностей младших школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2007.
  6. Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Причины вычислительных ошибок младших школьников и пути их предупреждения. Педагогика городского пространства: теория, методология, практика. Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Т. А. Чичканова (ответственный редактор). Самара, 2015. С. 284–288.
  7. Лысогорова Л. В. Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии. Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 68–70.
Основные термины (генерируются автоматически): умозаключение, вид умозаключения, задание, какой признак, обучающийся, рассуждение.


Ключевые слова

умозаключение, рассуждение, виды умозаключения

Похожие статьи

Метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики

В статье отражена метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики, рассмотрены элементы логики метапредметного содержания и приведены примеры заданий.

Формирование логического мышления учащихся через использование интерактивных опорных схем на уроках математики

Статья посвящена проблеме формирования на уроках математики логического мышления учащихся с помощью интерактивных опорных схем. Приводится пример интерактивной опорной схемы по теме «Методы решения систем уравнений с двумя переменными».

Формирование у младших школьников умения оперировать суждениями

В статье рассматриваются вопросы развития логического мышления младших школьников на примере формирования умения оперировать суждениями.

Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе

В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.

Текст-рассуждение как форма обучения студентов организованной речи

В статье освещены вопросы правильного составления текста-рассуждения на занятиях русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Применение технологии критического мышления на уроках физики и математики в средней школе

В статье рассматриваются возможности применения технологии критического мышления на уроках физико-математического цикла. Представлены различные приемы и методы данной технологии, их примеры и преимущества использования.

Формирование элементарных математических представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования

Статья посвящена формированию элементарных представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования, приведены результаты исследования реализации годовой программы формирования математических представлений.

Некоторые аспекты применения метода иллюстраций для формирования у третьеклассников умения писать сочинение-описание

В статье рассматриваются понятие «сочинение-описание», метод иллюстраций; освещаются некоторые аспекты внедрения метода иллюстраций для формирования умения третьеклассников писать сочинение-описание.

Похожие статьи

Метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики

В статье отражена метапредметная сущность логических знаний и умений в школьном курсе физики, рассмотрены элементы логики метапредметного содержания и приведены примеры заданий.

Формирование логического мышления учащихся через использование интерактивных опорных схем на уроках математики

Статья посвящена проблеме формирования на уроках математики логического мышления учащихся с помощью интерактивных опорных схем. Приводится пример интерактивной опорной схемы по теме «Методы решения систем уравнений с двумя переменными».

Формирование у младших школьников умения оперировать суждениями

В статье рассматриваются вопросы развития логического мышления младших школьников на примере формирования умения оперировать суждениями.

Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе

В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.

Текст-рассуждение как форма обучения студентов организованной речи

В статье освещены вопросы правильного составления текста-рассуждения на занятиях русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Применение технологии критического мышления на уроках физики и математики в средней школе

В статье рассматриваются возможности применения технологии критического мышления на уроках физико-математического цикла. Представлены различные приемы и методы данной технологии, их примеры и преимущества использования.

Формирование элементарных математических представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования

Статья посвящена формированию элементарных представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования, приведены результаты исследования реализации годовой программы формирования математических представлений.

Некоторые аспекты применения метода иллюстраций для формирования у третьеклассников умения писать сочинение-описание

В статье рассматриваются понятие «сочинение-описание», метод иллюстраций; освещаются некоторые аспекты внедрения метода иллюстраций для формирования умения третьеклассников писать сочинение-описание.

Задать вопрос