Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Особенность ФГОС — деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
В связи с этим в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Ключевые слова: урок, урок информатики
Задачей учителя на уроках информатики является формирование у ученика информационной компетентности — одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер.
Для реализации поставленных задач в новые образовательные стандарты заложен системно-деятельностный подход в обучении. Основной целью которого является не обеспечить готовыми знаниями, а создать благоприятные условия для самостоятельного открытия новых знаний. Для достижения этой цели учителю информатики необходимо отобрать и обработать учебный материал, выбрать подходящие методы и средства обучения, продумать организацию собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке, спланировать условия для взаимодействия учащихся друг с другом с целью успешного решения учебных проблем.
Задачи современного урока:
− урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
− учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
− вывод делают сами учащиеся;
− минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
− время-сбережение и здоровье-сбережение;
− в центре внимания урока — дети;
− учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
− умение демонстрировать методическое искусство учителя;
− планирование обратной связи;
Принципы педагогической техники на уроках:
− свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
− открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
− деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
− идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
− обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.
Первая функция — введение обучаемых в учебную деятельность. Вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.
Вторая функция — создание учебной ситуации, т. е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели. Для создания учебной ситуации учителю нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи. Особенность учебных задач состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. Важно помнить, что решение учебной задачи — это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности. [1]
Третья функция —обеспечение учебной рефлексии. Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:
− «Что ты делал?» (вопрос, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);
− «Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся
«места» затруднения, ошибки);
− «Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);
− «Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).
Четвертая функция — функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых.
При проектировании современного учебного занятия по информатике, учитель должен стимулировать учебные мотивы ученика, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.
Наиболее эффективными для повышения качества учебного процесса при использовании системно-деятельностного подход являются активные методы обучения — методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. [2]
Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, то в деловой игре — до 90 %.
Классификация методов активного обучения (по М. Новик):
− Имитационные;
− игровые (деловые игры, игровое проектирование, ролевая игра);
− неигровые (тренинг, анализ конкретных ситуаций);
− неимитационные: проблемные лекции, проблемные семинары, тематические дискуссии, мозговая атака, круглый стол, педагогические игровые упражнения).
Активные методы обучения, прежде всего, ориентированы на личность учащегося, его активное участие в саморазвитии и самосовершенствовании, на получение качественных знаний, на нахождение творческих решений конкретных проблем.
Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Главная задача современного учителя на уроке заключается в формировании и развитии УУД школьников, то есть умения учиться всю свою сознательную жизнь и применять полученные знания на практике.
Литература:
- Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Формирование метапредметных результатов у обучающихся начальной и основной школы на уроках математики В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 216–218.
- Лысогорова Л. В. Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии. Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 68–70.
- Сизова М. Н. Обобщенный способ рассуждения при решении математической задачи как вариант постановки и решения учебной задачи. Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 88–90.