В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных интегративных курсов.
Ключевые слова: интегративный подход, интегративный курс, компетентностные задания, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность магистров дошкольного и начального образования
Проблема формирования профессиональной компетентности магистров образования актуальна и значима в современном педагогическом пространстве. Согласно ФГОС ВО (федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования), модель выпускника, освоивших программу магистратуры, обозначена в виде компетентностных характеристик [4].
Грамотно организовать работу по формированию профессиональной компетентности магистров образования к обучению детей 5–10 лет — важная задача педагога высшей школы.
Профессиональная компетентность — интегративная характеристика, включает комплекс профессиональных компетенций; систему личностных и профессионально значимых качеств [1; 2].
Процессу формирования профессиональной компетентности магистров образования способствует разработка и внедрение в образовательную деятельность специальных интегративных курсов.
Нами был разработан и апробирован курс «Проектирование единой развивающей среды в дошкольной образовательной организации и начальной школе» по программе магистратуры «Технология организации преемственности в работе детского сада и начальной школы».
Рассмотрим некоторые основные положения.
Цель дисциплины — формирование профессиональной компетентности магистров ДОО и начальной школы. Образовательные результаты представлены в таблице.
Таблица 1
Образовательные результаты (Источник: О.А.Борзенкова)
Опыт деятельности |
Умеет |
Знает |
− владеет способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы); − владеетспособами организации деятельности детей 5–10 лет по проектированию единой развивающей среды |
− проектировать единую образовательную среду в ДОО и в начальной школе; − учитывать особенности индивидуального развития детей 5–10 лет; − выбирать оптимальные методы, приемы и технологии проектирования единой развивающей среды; − использовать в образовательном процессе современные образовательные ресурсы |
− приемы, способы, технологии проектирования единой развивающей среды в ДОО и начальной школе; − возрастные и индивидуальные особенности детей 5–10 лет; − основные линии преемственности между дошкольным и начальным образованием; − закономерности физиологического и психического развития детей 5–10 лет и особенности их проявления в процессе образования в разные возрастные периоды |
Интегративный курс включает в себя следующие разделы:
1) Технология формирования метапредметных умений детей 5–10 лет.
2) Технология формирования проектировочных умений дошкольников и младших школьников.
3) Развитие творческого потенциала дошкольников и младших школьников.
Приведем примеры некоторых компетентностных заданий, направленных на совершенствование профессиональной подготовки магистров дошкольного и начального образования.
Задание 1. Разработайте рекомендации по формированию проектировочных умений детей:
−педагогам ДОО;
−бакалаврам профилей «Дошкольное образование» и «Начальное образование»;
−педагогам начальной школы.
В рекомендациях пропишите педагогические (не менее 3, не более 5) и методические условия (не менее 3, не более 5), направленные на формирование проектировочных умений детей 5–10 лет.
Таблица 2
Шкала оценивания
В рекомендациях представлены педагогические и методические условия (по 5 условий). Представленные рекомендации предназначены педагогам ДОО; бакалаврам совмещенных профилей; учителям начальной школы. |
Максимальное количество баллов — 30 б. (15 б. — педагогические условия; 15 б. — методические условия) |
В рекомендациях прописаны все педагогические и методические условия, но встречаются неточности в формулировке данных условий. В рекомендациях прописано менее трех условий. |
За каждую неточность в формулировке указанных условий «-1» б. |
Задание 2. Приведите примеры (2–3 задания) реализации перечисленных процедур в организации познавательной деятельности старших дошкольников и в учебной деятельности младших школьников на материале любого содержания. Ответ оформите в виде таблицы.
Примечание: В творческой деятельности выделяются следующие процедуры:
- Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.
- Видение новой проблемы в знакомой ситуации.
- Видение новой функции объектов.
- Осознание структуры объекта.
- Поиск альтернативы решения или способа решения.
- Комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач в новый способ [3].
Таблица 3
Процедуры творческой деятельности |
Примеры реализации творческой деятельности детей (творческие задания) |
|
старший дошкольник |
младший школьник |
|
Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
и т. д. |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Таблица 4
Шкала оценивания
Ответ оформлен в виде таблицы; рассмотрены 2–3 задания для старших дошкольников и младших школьников (на материале любого содержания); задания учитывают возрастные особенности старших дошкольников и младших школьников; задания соответствуют основным процедурам творческой деятельности детей 6–10 лет. |
Максимальное количество баллов 18. |
Примечание магистров |
Комментарии преподавателя |
Таким образом, совершенствованию подготовки магистров образования, формированию их профессиональной компетентности, способствует внедрение интегративных курсов.
Литература:
- Артемов А. К., Тихонова Н. Б. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников: Учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального образования. — Самара: Изд-во СГПУ, 1999. – 118 с.
- Борзенкова О. А. Совершенствование методико-математической компетентности магистров образования // Молодой ученый: Международный научный журнал. — № 13.3 (117.3) / 2016. — Спецвыпуск: материалы VIII Международной научной конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия». – 2016. — С. 9–10.
- Борзенкова О. А., Федорова Т. В. Формирование методико-математических компетенций педагога-методиста дошкольного образования. // От проблем подготовки современного педагога к его профессиональной успешности. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной столетию вуза. – Самара: ПГСГА, 2011. — 256 с. — С. 165–173.
- Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 № 35263). — КонсультантПлюс, www.consultant.ru