Средства этнопедагогики в воспитании юного патриота в условиях детского сада (из опыта преподавания дисциплины «Этнопедагогика» на факультете начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 683 раза

Библиографическое описание:

Бурдина, Г. Ю. Средства этнопедагогики в воспитании юного патриота в условиях детского сада (из опыта преподавания дисциплины «Этнопедагогика» на факультете начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета) / Г. Ю. Бурдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41598/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье анализируется педагогический потенциал этнопедагогики в организации и содержании образовательного процесса в детском саду, указывается на необходимость воспитания патриотизма у дошкольников с опорой на базовые национальные ценности РФ.

Ключевые слова: базовые национальные ценности, гражданственность, гражданская идентичность, патриотизм, дети дошкольного возраста, этнопедагогика, факторы и средства народного воспитания, детский фольклор, этноэтикет

В документе «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ», 2009 г. (далее — Концепция) были провозглашены десять так называемых «базовых национальных ценностей» (далее — БНЦ): патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература, природа; человечество [1, c. 18–19]. Возникает вопрос: как соотносится данный «заказ» государства с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО)? Содержание образовательной Программы включает пять направлений развития и образования детей [2, c. 78–79]. И в каждой из них можно делать смысловые акценты на тех или иных БНЦ. Этот вопрос требует к себе самого серьезного внимания, как при решении его конкретных задач, так и в комплексе [3, c. 13–14].

Если рассматривать более конкретный вопрос: о воспитании «юного патриота» в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) средствами этнопедагогики, то, на наш взгляд, в первую очередь, необходимо обратить внимание на такие БНЦ, как «патриотизм» и «гражданственность». Гражданственность определяется в Концепции как «служение Отечеству» [1, c. 18]. Как качество личности оно формируется через понятие «гражданская идентичность». Это есть представление о единстве граждан национального государства, объединяющее представителей разных народов» [4, c. 216]. Патриотизм в документе определяется как «любовь к России, к своему народу, к малой родине, служение Отечеству» [1, c. 18]. Это актуализирует решение такой задачи в ДОО как «формирование первичных представлений … о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках (см. подр.: содержание образовательной области «познавательное развитие» детей в ФГОС ДО) [2, c. 78].

Но проблема заключается в том, что не всегда педагоги ДОО осознают глубину этой комплексной задачи, в том числе, смыслообразующее содержание термина «патриотизм», так как не учитывается его внутренняя структура (личностный, местный, национальный и государственный виды патриотизма) (по А. П. Садохину) [5, c. 144]. Так, решая задачу знакомства дошкольников с государственной символикой (флагом, гимном, гербом), воспитатель должен сам осознавать, что в данном случае речь идет о формировании основ гражданской идентичности (на уровне «государственного» вида патриотизма). Исследователь Б. Л. Вульфсон относит к «национально-государственной» (как синоним «гражданской» — Б.Г.) идентичности и такой неотъемлемый атрибут, как национальные праздники [6, c. 47].

Рассматривая, например, «национальный» вид патриотизма, безусловно, речь нужно вести о национальных традициях, в том числе, и о традициях народного воспитания. Этнопедагогика (или народная педагогика) как наука изучает эмпирический опыт народного воспитания (далее — НВ) и образования детей [4, c. 224]. Основатель отечественной этнопедагогики Г. Н. Волков выделял факторы НВ: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал и такие средства народной педагогики, как народные песни, сказки, пословицы, загадки [7, c. 63–153]. В новейшей литературе к средствам НВ относится и фольклор (Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов) [4, c. 192]. При этом педагогам ДОО следует, в первую очередь, опираться на средства детского фольклора. Еще один важный компонент народной педагогики — этноэтикет [8, c. 215]. Под ним понимается «национальный этикет того или иного народа, который состоит из правил поведения в его повседневной бытовой культуре… в том числе — на основе народной педагогики» [9, c. 4].

Таким образом, в решении рассматриваемой воспитательной задачи можно и нужно использовать интегрированный подход [3, c. 14]. Необходимо формировать у детей основы толерантности (через уважение к сверстникам, к представителям других народов). С этой целью при изучении этнопедагогики акцент делается на развитии качеств толерантной личности бакалавра, что поможет определить его выбор в направлении приоритетного мирного сосуществования и взаимопонимания между разными этносами в своей будущей профессиональной деятельности [10, c. 50–51]. Опираясь на знания о базовых национальных ценностях и на арсенал этнопедагогических средств, будущие педагоги смогут эффективнее решать задачу воспитания патриота-дошкольника.

Литература:

  1. Данилюк А., Кондаков А., Тишков В. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — 23 с.
  2. Нормативная база современного дошкольного образования: закон об образовании, ФГОС ДО. — М.: Просвещение, 2014. — 112 с.
  3. Бурдина Г. Ю. Представления о национальных ценностях в содержании и организации дошкольного образования // Молодой ученый. Международный научный журнал. — 2016. — № 13.3. (117.3). — С. 13–15.
  4. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. учрежд. высш. проф. образ. / Л. Н. Набокова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. — 3-е изд. — М.: Академия, 2013. — 240 с.
  5. Бурдина Г. Ю. Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе детского фольклора в дошкольной образовательной организации // Детство как антропологический, культурологический и психолого-педагогический феномен: Материалы II Международной научной конференции. Самара, 25–26 марта 2016 года. В рамках проекта «А. З. Б.У. К. А. детства». Часть I. — Самара: СПГСПУ; ООО «Научно-технический центр», 2016. — С. 143–151.
  6. Вульфсон Б. Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации и встречи культур: учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во МПСИ, 2009. — 80 с.
  7. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
  8. Логунова Е. П., Лазарева Л. С., Бурдина Г. Ю. Традиции народной педагогики в учебном процессе дошкольной образовательной организации // Международный научный журнал «Символ науки» — 2016. — № 12–2. — С. 215.
  9. Бурдина Г. Ю. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. № 2 (21) [Электронный ресурс]. — М.: Науковедение, 2014. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/ 70PVN214.pdf, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
  10. Бурдина Г. Ю., Галочкина М. В. Совершенствование современного образовательного процесса посредством развития толерантности // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (25 октября 20013 года, г. Самара). / Ред.: Кочетова Н. Г., Лысогорова Л. В., Чичканова Т. А. (отв. ред.). — Самара: ЦДК «F 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013. — С. 43–51.
Основные термины (генерируются автоматически): народная педагогика, народное воспитание, гражданская идентичность, детский фольклор, малая родина, образование детей, средство.


Похожие статьи

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

В данной статье рассматривается один из аспектов мультикультурного образования детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками народов Севера. Представле...

Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования

В статье исследуется проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы со старшеклассниками на современном этапе развития образования. В ходе предложенного экспериментального исследования доказывается, что специально разработанная ...

Патриотическое воспитание дошкольников в наше время

Патриотическое воспитание в современных условиях должно начинаться ещё в дошкольном возрасте. Именно этой проблеме посвящена данная статья, которая ставит своей целью выявление особенностей подготовки и осуществления подобного педагогического процесс...

Нормативно-методическая база для формирования гражданской позиции школьной молодежи

В статье рассматриваются нормативные и методические основы формирования системы воспитания гражданской позиции школьной молодежи. В тексте автор с помощью сравнительного метода анализирует современное состояние законодательной базы, проверяет гипотез...

Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям

Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...

Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников по средствам использования художественной литературы, как одного из способов духовно-нравственное воспитания. Анализирует труды ученых по поставленной проблеме исследован...

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство»

В статье рассматривается роль и значение дисциплины народное декоративно-прикладное искусство, на которых студенты знакомятся с народной педагогикой в различные периоды истории народа, условиями функционирования и развития эстетических ценностей, опр...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Духовно-нравственное развитие младшего школьника при обучении иноязычному чтению на начальном этапе

В статье поднимается проблема создания технологии формирования нравственных ценностей посредством чтения в условиях начального иноязычного образования. Рассматривается значимость чтения для воспитания младших школьников при обучении иноязычному чтени...

Поликультурное воспитание как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье автор акцентирует внимание на том, что в детях старшего дошкольного возраста патриотизм необходимо воспитывать в тесной взаимосвязи с поликультурным воспитанием. Поликультурный аспект необходимо учитывать по причине того, что Россия — это мн...

Похожие статьи

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

В данной статье рассматривается один из аспектов мультикультурного образования детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками народов Севера. Представле...

Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования

В статье исследуется проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы со старшеклассниками на современном этапе развития образования. В ходе предложенного экспериментального исследования доказывается, что специально разработанная ...

Патриотическое воспитание дошкольников в наше время

Патриотическое воспитание в современных условиях должно начинаться ещё в дошкольном возрасте. Именно этой проблеме посвящена данная статья, которая ставит своей целью выявление особенностей подготовки и осуществления подобного педагогического процесс...

Нормативно-методическая база для формирования гражданской позиции школьной молодежи

В статье рассматриваются нормативные и методические основы формирования системы воспитания гражданской позиции школьной молодежи. В тексте автор с помощью сравнительного метода анализирует современное состояние законодательной базы, проверяет гипотез...

Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям

Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...

Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников по средствам использования художественной литературы, как одного из способов духовно-нравственное воспитания. Анализирует труды ученых по поставленной проблеме исследован...

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство»

В статье рассматривается роль и значение дисциплины народное декоративно-прикладное искусство, на которых студенты знакомятся с народной педагогикой в различные периоды истории народа, условиями функционирования и развития эстетических ценностей, опр...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Духовно-нравственное развитие младшего школьника при обучении иноязычному чтению на начальном этапе

В статье поднимается проблема создания технологии формирования нравственных ценностей посредством чтения в условиях начального иноязычного образования. Рассматривается значимость чтения для воспитания младших школьников при обучении иноязычному чтени...

Поликультурное воспитание как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье автор акцентирует внимание на том, что в детях старшего дошкольного возраста патриотизм необходимо воспитывать в тесной взаимосвязи с поликультурным воспитанием. Поликультурный аспект необходимо учитывать по причине того, что Россия — это мн...

Задать вопрос