В статье анализируется педагогический потенциал этнопедагогики в организации и содержании образовательного процесса в детском саду, указывается на необходимость воспитания патриотизма у дошкольников с опорой на базовые национальные ценности РФ.
Ключевые слова: базовые национальные ценности, гражданственность, гражданская идентичность, патриотизм, дети дошкольного возраста, этнопедагогика, факторы и средства народного воспитания, детский фольклор, этноэтикет
В документе «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ», 2009 г. (далее — Концепция) были провозглашены десять так называемых «базовых национальных ценностей» (далее — БНЦ): патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература, природа; человечество [1, c. 18–19]. Возникает вопрос: как соотносится данный «заказ» государства с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО)? Содержание образовательной Программы включает пять направлений развития и образования детей [2, c. 78–79]. И в каждой из них можно делать смысловые акценты на тех или иных БНЦ. Этот вопрос требует к себе самого серьезного внимания, как при решении его конкретных задач, так и в комплексе [3, c. 13–14].
Если рассматривать более конкретный вопрос: о воспитании «юного патриота» в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) средствами этнопедагогики, то, на наш взгляд, в первую очередь, необходимо обратить внимание на такие БНЦ, как «патриотизм» и «гражданственность». Гражданственность определяется в Концепции как «служение Отечеству» [1, c. 18]. Как качество личности оно формируется через понятие «гражданская идентичность». Это есть представление о единстве граждан национального государства, объединяющее представителей разных народов» [4, c. 216]. Патриотизм в документе определяется как «любовь к России, к своему народу, к малой родине, служение Отечеству» [1, c. 18]. Это актуализирует решение такой задачи в ДОО как «формирование первичных представлений … о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках (см. подр.: содержание образовательной области «познавательное развитие» детей в ФГОС ДО) [2, c. 78].
Но проблема заключается в том, что не всегда педагоги ДОО осознают глубину этой комплексной задачи, в том числе, смыслообразующее содержание термина «патриотизм», так как не учитывается его внутренняя структура (личностный, местный, национальный и государственный виды патриотизма) (по А. П. Садохину) [5, c. 144]. Так, решая задачу знакомства дошкольников с государственной символикой (флагом, гимном, гербом), воспитатель должен сам осознавать, что в данном случае речь идет о формировании основ гражданской идентичности (на уровне «государственного» вида патриотизма). Исследователь Б. Л. Вульфсон относит к «национально-государственной» (как синоним «гражданской» — Б.Г.) идентичности и такой неотъемлемый атрибут, как национальные праздники [6, c. 47].
Рассматривая, например, «национальный» вид патриотизма, безусловно, речь нужно вести о национальных традициях, в том числе, и о традициях народного воспитания. Этнопедагогика (или народная педагогика) как наука изучает эмпирический опыт народного воспитания (далее — НВ) и образования детей [4, c. 224]. Основатель отечественной этнопедагогики Г. Н. Волков выделял факторы НВ: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал и такие средства народной педагогики, как народные песни, сказки, пословицы, загадки [7, c. 63–153]. В новейшей литературе к средствам НВ относится и фольклор (Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов) [4, c. 192]. При этом педагогам ДОО следует, в первую очередь, опираться на средства детского фольклора. Еще один важный компонент народной педагогики — этноэтикет [8, c. 215]. Под ним понимается «национальный этикет того или иного народа, который состоит из правил поведения в его повседневной бытовой культуре… в том числе — на основе народной педагогики» [9, c. 4].
Таким образом, в решении рассматриваемой воспитательной задачи можно и нужно использовать интегрированный подход [3, c. 14]. Необходимо формировать у детей основы толерантности (через уважение к сверстникам, к представителям других народов). С этой целью при изучении этнопедагогики акцент делается на развитии качеств толерантной личности бакалавра, что поможет определить его выбор в направлении приоритетного мирного сосуществования и взаимопонимания между разными этносами в своей будущей профессиональной деятельности [10, c. 50–51]. Опираясь на знания о базовых национальных ценностях и на арсенал этнопедагогических средств, будущие педагоги смогут эффективнее решать задачу воспитания патриота-дошкольника.
Литература:
- Данилюк А., Кондаков А., Тишков В. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — 23 с.
- Нормативная база современного дошкольного образования: закон об образовании, ФГОС ДО. — М.: Просвещение, 2014. — 112 с.
- Бурдина Г. Ю. Представления о национальных ценностях в содержании и организации дошкольного образования // Молодой ученый. Международный научный журнал. — 2016. — № 13.3. (117.3). — С. 13–15.
- Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. учрежд. высш. проф. образ. / Л. Н. Набокова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. — 3-е изд. — М.: Академия, 2013. — 240 с.
- Бурдина Г. Ю. Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе детского фольклора в дошкольной образовательной организации // Детство как антропологический, культурологический и психолого-педагогический феномен: Материалы II Международной научной конференции. Самара, 25–26 марта 2016 года. В рамках проекта «А. З. Б.У. К. А. детства». Часть I. — Самара: СПГСПУ; ООО «Научно-технический центр», 2016. — С. 143–151.
- Вульфсон Б. Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации и встречи культур: учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во МПСИ, 2009. — 80 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
- Логунова Е. П., Лазарева Л. С., Бурдина Г. Ю. Традиции народной педагогики в учебном процессе дошкольной образовательной организации // Международный научный журнал «Символ науки» — 2016. — № 12–2. — С. 215.
- Бурдина Г. Ю. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. № 2 (21) [Электронный ресурс]. — М.: Науковедение, 2014. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/ 70PVN214.pdf, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
- Бурдина Г. Ю., Галочкина М. В. Совершенствование современного образовательного процесса посредством развития толерантности // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (25 октября 20013 года, г. Самара). / Ред.: Кочетова Н. Г., Лысогорова Л. В., Чичканова Т. А. (отв. ред.). — Самара: ЦДК «F 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013. — С. 43–51.