В данной статье автором исследована история развития профессионально-педагогической подготовки преподавателей высшей школывРоссии. В статье изложены требования к педагогической подготовке преподавателей и необходимость получения дополнительного педагогического образования к основному образованию.
Ключевые слова: педагогическая подготовка, история, развитие высшей школы
Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей в системе высшего образования имеет определенные специфические особенности. Во-первых, она традиционно обеспечивалась классическими университетами, которые предлагали большое количество организационных моделей подготовки педагогических работников из фундаментальных направлений. Однако до сих пор предпочтение отдается теоретической составляющей профессиональной подготовки [1].
Во-вторых, профессиональная подготовка преподавателей, осуществляется в педагогических университетах, существенно не отличается от подготовки в педагогических институтах и имеет общие особенности [3].
В-третьих, профессиональная подготовка преподавателей стала осуществляться в университетах педагогического профиля, но она имеет существенные отличия от психолого-педагогической подготовки в педагогических учреждениях: гибкость и вариативность содержания и структуры [4].
Реализация нового подхода к профессиональной подготовке преподавателей требует решения определенных задач. Среди них важным является выяснение специфики проявления закономерностей, которые определяют общую организацию, содержание, формы, методы и подходы, то есть принципы целостного процесса профессиональной подготовки преподавателей в условиях университета.
Ключевым термином в исследовании является профессионально-педагогическая подготовка. Это целенаправленно организованный процесс, который позволяет осуществлять подготовку к педагогической профессии, прежде всего, к профессиональной деятельности преподавателя. Профессиональная подготовка преподавателей охватывает предметную, а также психолого-педагогическую подготовку. Учитывая специфику профессиональной подготовки педагога по педагогическому направлению, в которой отсутствует какая-либо связь между специальным и педагогическим образованием, профессионально-педагогическая подготовка преподавателей в педагогической науке рассматривается, прежде всего, как психолого-педагогическая, дополнительная подготовка [2].
Проблема повышения качества профессионально-педагогической подготовки будущих преподавателей в системе университетского образования обсуждалась в течение всего развития высшей школы. Решение этой проблемы представляется принципиально важным и необходимым, прежде всего потому, что кризисное состояние обучения и воспитания нельзя преодолеть, недооценивая данную проблему.
Образование на Руси положило свое начало еще во времена Кирилла и Мефодия. И только в 1687 г. в России появляется первое высшее учебное заведение — Академия (Славяно-греко-латинское училище), предназначавшееся для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы. Из нее вышли такие ученые как М. В. Ломоносов, писатель А. Д. Кантемир, архитектор В. И. Баженов и другие. Первые преподаватели — известные греческие ученные — монахи, прибывшие в Москву по настоянию патриархов — Иоаким и Софроний Лихуды. Подготовка преподавателей ведется в этот период по богословским книгам и важно отметить, что за время обучения треть предметов была направлена на овладение методикой преподавания, не смотря на то, что преподавание это было дополнительной профессией к основной. Соответственно именно это время можно считать началом зарождения педагогического образования для высшей школы.
В 1755 г. открывается Московский университет, в котором предусматривалось три факультета: юридический, философский и медицинский. Именно здесь начинает зарождаться институт магистратуры, а также вводится ученая степень магистра. В дальнейшем именно магистры составили основной профессорско–преподавательский состав университета.
Преподавателей катастрофически не хватало, в связи с этим начинают открывать учебные заведения педагогического профиля.
В 1783 г. для подготовки преподавателей для народных училищ было создано Петербургское Главное народное училище, из состава которого в 1786 г. выделилась учительская семинария. Важную роль в комплектовании преподавателями главных и малых народных училищ сыграла также Петербургская Александро-Невская духовная семинария.
В 1802 г. был открыт Дерпский университет на основе высшего учебного заведения, существовавшего еще в XVII в. (ныне Тартусский университет в Эстонии). В 1804 г. на базе учительской семинарии открылся Педагогический институт, который в 1819 г. был преобразован в университет. Именно здесь начинают профессионально, в рамках высшего образования, готовить преподавателей высшей школы.
В 1917 году магистратура перестает существовать, на смену в 1925 году появляется новый уровень подготовки аспирантура, который формирует научно-педагогические кадры в России. Но в годы Великой Отечественной войны(1941–1945) в районах боевых действий прекратили работу почти все высшие учебные заведения. Итогом этого стала проблема формирования профессионально-педагогической направленности обучающихся.
В 1993 году опять появляется такой уровень подготовки, как магистратура, которая несет в себе иной смысл, но предназначена также для восполнения научно-педагогических кадров в России.
Изменение общественного настроя на современном этапе и реформирование системы образования обусловливают необходимость проведения подобных исследований на современном этапе применительно к университетам.
Таким образом, исторически традиционно сложилась подготовка педагогических кадров высшей школы в Вузах. С развитием образовательной системы появились высшие учебные, а соответственно появились и преподаватели. В первое время это были приглашенные иностранцы, а с введением нового уровня образования-магистратуры, преподавателями становились защитившие выпускную работу магистры. В советское время появилась система аспирантуры в рамках подготовки кадров высшей школы, соответственно преподавателями становятся кандидаты и докторы наук, а магистратура уходит на второй план. На современном этапе развития в связи с переходом к двухуровневой системе высшего образования опять проявляется забытый этап — магистратура, а также сохраняется, но уже третьим этапом образования становится аспирантура.
Однако кадров не хватает, поэтому в начале XXI века появляется необходимость нового этапа развития образования — дополнительное профессиональное образование, в том числе и преподавателя высшей школы.
Литература:
- Бабак В., Лузик Е. Фундаментальная подготовка в современном университете: традиции и перспективы / В. Бабак, Е. Лузик. // Высшее образование России. — 2003. — № 1.
- Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: [для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений] / Г. М. Коджаспирова. — М., 2005.
- Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л. А. Карпенко; Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. –2 изд., расш., испр. и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
- Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. C. 4.
- Смирнов С. Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы: учебное пособие.-2-е изд., перераб. и доп.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Бумана, 2014. – 422.