В статье особое место уделяется проблеме оценивания качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования.
Ключевые слова: мониторинг, педагогическая диагностика, психологическая диагностика
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования (далее — ООП ДО), представляет собой важную составную часть данной деятельности, направленную на ее усовершенствование.
В соответствии с ФГОС ДО (п. 4.3–4.5), целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение ООП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Оценивание качества образовательной деятельности направлено в первую очередь на оценивание созданных образовательным учреждением (далее — ОУ) условий, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические и т. д.
ООП ДО предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
− диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ООП ДО;
− внутренняя оценка, самооценка ОУ;
− внешняя оценка ОУ, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.
На уровне ОУ система оценки качества реализации ООП ДО решает задачи:
− повышения качества реализации данной программы;
− реализации требований ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам ООП ДО;
− обеспечения объективной экспертизы деятельности ОУ в процессе оценки качества ООП ДО;
− задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самого ОУ;
− создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования является оценка качества психолого-педагогических условий реализации ООП ДО, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне ОУ.
Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации ОУ материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над ООП ДО, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений ООП ДО, корректировки образовательного процесса, выбора вариативных образовательных программ и условий образовательной деятельности.
ОУ имеет право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей.
Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности ОУ, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов.
Педагогическая диагностика.
Реализация ООП ДО предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика — оценка индивидуального развития дошкольников, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения образовательных задач п. 3.2.3 ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года):
− индивидуализировать образование (в том числе поддержку ребенка, построение образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
− оптимизировать работу с группой детей.
Мониторинг может проводится по диагностическим картам, предлагаемым авторами комплексных образовательных программ, выбранных ОУ, либо по самостоятельно разработанным образовательной организацией картам на основе целевых ориентиров, в которых представлен структурированный в таблицы диагностический материал по 5 образовательным областям.
Используемая система диагностики интегративна с точки зрения взаимодействия специалистов ОУ. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса и выделять детей с проблемами в развитии, своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов, что регламентировано п. 3.2.2. ФГОС ДО.
Выделенные в диагностические таблицы показатели развития основных (ключевых) компетенций ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др.
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов и позволяет своевременно корректировать педагогический процесс в группе детей / в ОУ.
Применение данного метода дает довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеет большую ценность для организации образовательного процесса.
Для оперативного отслеживания уровня освоения детьми программного материала и оптимизации образовательного процесса дважды-трижды в год проводится диагностика педагогического процесса (входная (начало сентября), промежуточная (середина учебного года) и итоговая (конец мая) — для проведения сравнительного анализа).
Технология работы с диагностическими картами.
Каждая карта заполняется по параметрам определенной образовательной области. В диагностике используются общепринятые критерии развития детей (в каждой группе соответственно возрасту воспитанников) и уровневый подход к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей, в ОУ. Оценивание может проводиться по трехбалльной, либо пятибалльной системе.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку. Этот показатель необходим для определения характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Подсчитывается итоговый показатель по группе по каждому параметру и по образовательной области в целом. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы в группах.
Этап 3. Общегрупповые показатели вносятся в единую сводную таблицу по всему ОУ. Это необходимо для прослеживания освоения ООП ДО, ее корректировки в дальнейшем, исходя из показаний освоения программы воспитанниками.
Психологическая диагностика.
Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода дошкольного детства, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе воспитательно-образовательной деятельности, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.
Психодиагностическая работа проводится только специалистами (педагогом-психологом, психологом) как индивидуально, так и с группами воспитанников ОУ.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только ссогласия его родителей (законных представителей) на основании письменного разрешения.
Психологическая диагностика проводится в рамках оказания помощи участникам образовательного процесса (администрация, педагоги, дети, их родители). Знание об индивидуально-психологических особенностях ребенка позволяет оказать помощь педагогам по реализации в образовательно-воспитательном процессе потенциальных возможностей ребенка, самого педагога, родителя, предупредить возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
Выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка на соответствующих возрастных этапах рекомендуется проводить по пакету психодиагностических методик, сконструированному специалистами регионального центра социопсихологических исследований — МБУ ДО «Центр «ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА» г. о. Самара, в который вошли методики, отобранные по психометрическим критериям и апробированные в условиях практической работы педагогами-психологами учреждений образования Самарской области (см. Письмо ГУО АСО от 22.07.1998 г. № 1515 «О содержании деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении»).
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства образования и науки РФ ФГАУ ФИРО — Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства образования и науки РФ ФГАУ ФИРО — Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf, свободный.
- Бережнова О. В. и др. Педагогическая диагностика по комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015.
- Верещагина Н. В. Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.