В статье описывается опыт работы тьюторской площадки по обучению студентов факультета начального образования различным способам диагностики универсальных учебных действий на уроках русского языка. Показаны методические приёмы работы с системой PROCLASS как с инструментом для мониторинга результатов сформированности УУД.
Ключевые слова: способы диагностики универсальных учебных действий, мониторинг, система PROCLASS
Основной задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые должны обеспечить каждому обучающемуся возможность «научиться учиться». В соответствии с ФГОС метапредметные УУД подразделяются на регулятивные, познавательные и коммуникативные. Не отрицая информативности данной по ФГОС типологии, мы предлагаем рассмотреть другую классификацию, позволяющую определить специфические пути формирования тех или иных метапредметных УУД. [1] Авторы этой классификации метапредметные УУД разделили на две группы:
- группа: Универсальные способы действия, мышления, коммуникации, самопознания.
- группа: Структурные элементы учебной деятельности.
В целом, к первой группе относятся все познавательные универсальные учебные действия (логические и информационные) и часть коммуникативных. И задачей педагога является передача учащимся способа действия и обеспечение тем самым условий для формирования на его основе умения. Для этого используются специальные предметные задания.
Ко второй группе относятся способы, обеспечивающие осуществление учебной деятельности на разных её этапах: обнаружение проблемы и постановка цели, расшифровка цели в задачах, планирование последовательности решения этих задач, выбор рационального способа действия, контроль, оценивание и рефлексия собственной деятельности. Важной особенностью таких универсальных учебных действий является то, что ВНЕ конкретной деятельности они НЕ существуют. Передавать учащимся способы осуществления данных УУД можно только в процессе специально организуемой учебно-практической деятельности. К этой группе относятся все регулятивные УУД и часть коммуникативных (которые обеспечивают осуществление групповой деятельности). Основным инструментом формирования этой группы УУД является урок, основанный на системно-деятельностном подходе.
Таким образом, обобщая метапредметные УУД в две группы, мы имеем два пути их формирования, которые необходимо освоить учителю, чтобы вывести учащихся на метапредметный образовательный уровень.
Инструментом, с помощью которого педагог смог бы отследить качество сформированности того или иного метапредметного умения является мониторинг.
Он помогает педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Показатели мониторинга универсальных учебных действий — это конкретные умения познавательного, организационного или коммуникативного характера, которые можно измерить с помощью объективной диагностической процедуры.
В нашей школе комплексные диагностические работы проводятся с использованием комплекта изданий серии «Диагностика успешного обучения», авторами которого являются Вера Викторовна Богданова, Наталья Александровна Разагатова и Ольга Борисовна Ушакова. [4] Каждый комплект содержит три работы: входящую, промежуточную и итоговую. Но не все УУД можно диагностировать с помощью конкретных заданий, некоторые требуют систематического отслеживания в процессе работы с детьми. Чаще всего это отслеживание происходит посредством метода наблюдения.
Одним из способов организации работы на уроке, позволяющих формировать и диагностировать сформированность метапредметных, умений является групповая деятельность обучающихся. Метод наблюдения за учениками в процессе их групповой работы позволяет делать выводы о сформированности коммуникативных умений. Выполнение специально созданной системы заданий, даст возможность отследить уровень сформированности познавательных и регулятивных умений на различных этапах урока в соответствии с видом учебной деятельности ученика.
В качестве примера предлагаем задания для работы в группах на уроке по теме «Имя существительное. Обобщение» 2 класс.
Каждая из пяти групп (по количеству изучаемых морфологических признаков) получает лист с пятью заданиями. Каждое задание сформулировано так, чтобы можно было диагностировать то или иное метапредметное умение. (Предлагаем примеры заданий для двух групп.)
Таблица 1
Группа 1 |
Группа 2 |
Ручей, гром, орёл, дежурный, мячик, заяц, город, сосед, журавль, ковёр.
−небо, отец, столяр, карандаш −Иванов, волк, комар, сосна −Минск, город, Тула, школьник
Белоносые _______ собирают на пашне червяков. От тополя остался трухлявый _________________. Пушистым одеялом покрыл _________ всю землю. __________ пошли в сад кормить птиц. Слова для выбора: день, грачи, пень, дятлы, снег, ребята, дождь.
(Кто?) Петух, (кто?) одуванчик, (что?) берёза, (кто?) ветер, (что?) воробей, (что?) горох, (кто?) девочка.
пища — еда койка — кровать друг — приятель |
Курица, Пеструшка, кошка, Белка, коза, Мурка, Рыжик, лошадь, корова, Зорька
−город, Самара, Пенза, Москва −гость, мальчик, девочка, Мария −поэт, композитор, художник, Левитан −Буратино, Тортилла, черепаха, Мальвина
(К,к)аштанка, (М, м)олодежь, (К, к)уликовская битва, (С,с)обака, (Г,г)азета, (Т,т)ортила, (Е,е)нисей, (Л,л)омоносов, (М,м)арс, (П,п)етрович, (Ч,ч)ерепаха, (И,и)мператор.
Лёва скворцов сделал домик для скворцов. Наташка и серёжка собирали берёзовые серёжки. Гена ростов поехал в ростов. Наша марта вернулась из москвы в конце марта. Толя Арбузов привёз много арбузов.
Серёжа Морозов не боится морозов. Игорь Муравьёв наблюдал муравьёв. Иванова Поля возвращалась с поля. |
В результате работы каждая группа приходит к выводу, над каким морфологическим признаком она работала. Представители каждой группы у интерактивной доски формулируют свои выводы и наглядно представляют их в виде дерева — яблони, что позволяет привести обобщённые знания в систему. (Термины, вопросы, морфологические признаки занимают своё место на ветвях и плодах в зависимости от их количества).
Рис. 1.
Рис. 2.
Одним из качественных средств проведения диагностики сформированности универсальных учебных умений является система PROCLASS. Основополагающим моментом в работе с ней является чётко продуманная система вопросов и заданий, нацеленных на отслеживание определённых универсальных учебных действий. А, следовательно, педагогу, проводящему мониторинг и анализирующему его результаты, важно разбираться в сути каждого метапредметного умения, а также видеть, в каких учебных ситуациях оно проявляется.
Остановимся подробнее на некоторых умениях, которые подлежат формированию и мониторингу в начальной школе, и приведём примеры заданий, нацеленных на отслеживание результатов сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Задания составлены по теме «Имя существительное. Обобщение знаний» 2 класс.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
− Планирование — это предварительное осмысление и составление системы последовательных действий, которые необходимы для достижения определенной цели (действия по алгоритму).
− Оценивание— это сопоставление своих (чужих) действий или результатов деятельности с поставленной целью по заранее установленным критериям.
− Умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания
Контроль— совокупность действий, направленных на проверку выполнения какой-либо задачи. Контроль осуществляется посредством сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
ЗАДАНИЕ «Планирование»:
Укажи верный алгоритм определения рода имени существительного.
1) поставь имя существительное в начальную форму
2) определи его число
3) сделай вывод о роде имени существительного
4) подбери к имени существительному подходящее по смыслу местоимение
5) определи одушевленность/неодушевленность имени существительного
6) задай к имени существительному вопрос
7) определи по вопросу род имени существительного
А. 1, 2, 3
B. 4, 3, 1
C. 1, 4, 3
D. 5, 6, 7
ЗАДАНИЕ «Контроль иОценка».
Указка, девочка, Россия, стол, стоять, Анна, нитки, умная, жёлтая.
А. Выпиши имена существительные.
B. Одушевлённые имена существительные раздели на слоги для переноса.
C. У неодушевленных определи род.
D. Подчеркни заглавные буквы в именах собственных.
Проверь работу Дины. Какое задание осталось без внимания?
Указка (ж. р.), де/воч/ка, Россия, стол (м. р.), Ан/на, ножницы.
Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, оценка, контроль — регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания — познавательные.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
− Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Установление причинно-следственной связи— это установление отношений между одним явлением (процессом, состоянием объекта) и другим. То, из-за чего событие произошло, называют причиной; то, что наблюдается как результат, следствием.
ЗАДАНИЕ «Причинно-следственной связи».
Укажи верное высказывание.
А. Если имя существительное является одушевлённым, то оно пишется с заглавной буквы.
В. Если к имени существительному можно подставить местоимения он мой, то это существительное мужского рода.
С. Если имя существительное стоит в форме множественного числа, род определить нельзя.
D. Все названия животных являются именами собственными, так как являются зоонимами.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
− Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений
Данное умение позволяет ребенку в ситуации учебной коммуникации удерживать предмет разговора и формулировать вопросы, позволяющие ему получить новую информацию либо уточнить (проверить) имеющуюся.
ЗАДАНИЕ «Вопрос».
Выбери вопрос, на который нельзя ответить, используя информацию из данного текста.
Имя существительное — это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет. Имена существительные бывают одушевлёнными или неодушевлёнными, собственными или нарицательными. Они могут быть мужского, женского или среднего рода. Имена существительные могут изменяться по числам.
А. На какие вопросы отвечают имена существительные?
B. Каким членом предложения могут являться имена существительные?
С. Каково значение имени существительного?
D. Какой признак имени существительного является непостоянным?
Таким образом, формирование метапредметных умений — это длительный процесс, а описанные выше способы отслеживания развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.
Литература:
- Бетянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицая Е. Г., Беглова Т. В. Методические рекомендации к рабочей тетради Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 2 класс. Самара, Учебная литература. Издательский дом «Федоров», 2013. — 96 с.
- Гусева Е. В., Курникова Е. В., Останина Е. А. Зачётные работы по русскому языку. М. Экзамен, 2008.
- Кольцова С. С. Текущий и тематический экспресс-контроль по русскому языку. 2 класс. М., Русское слово, 2002.
- Ушакова О. Б., Разагатова Н. А., Богданова В. В. Комплексные диагностические работы. 1, 2, 3, 4 классы. Издательство О. Кузнецовой. 2016.