Проектная деятельность стала естественной составляющей работы современных дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО). Она предусматривает обязательное наличие продукта – того результата, который планируется участниками процесса по выбранной теме (методические разработки, авторская программа, продукты художественной и исследовательской деятельности детей и т.д.). Предложенный коллективом МБДОУ «Детский сад № 321» проект «Обеспечение позитивной социализации и личностного развития дошкольников в образовательной среде детского сада» отвечает требованиям ФГОС ДО и предусматривает организацию. образовательной среды (далее – ОС) для поддержки ребенка в процессе его позитивной социализации и в личностном развитии [2]. Для дошкольника – жителя города эта проблема особенно актуальна в силу определенных обстоятельств, обращение к средовому подходу в случае решения воспитательных задач вполне закономерно и, как показывает мировой педагогической практики, продуктивно [4, c. 3–9].
Актуальность темы проекта подтверждается задачами современного дошкольного образования, сформулированными в государственных документах. По мнению одного из разработчиков ФГОС ДО А.Г. Асмолова, приоритетной задачей в части поддержки «разнообразия детства» является «позитивная социализация и индивидуализация личности» [1] (понимание «позитивной социализации» в психолого-педагогических публикациях неоднозначно и требует отдельного рассмотрения). Именно дошкольный период детства признается сензитивным для социально-личностного развития ребенка. С позиции научных потребностей обращение к теме проекта актуально в силу необходимости уточнения понятий «позитивная социализация», «личностное развитие», «образовательная среда» в контексте дошкольного образования. С позиции практической значимости результаты проектной деятельности позволят определить условия позитивной социализации и личностного развития детей старшего дошкольного возраста в ОС детского сада для повышения эффективности воспитательного и образовательного процесса в ДОО.
Образовательная среда предполагает трехкомпонентную структуру: личностный компонент (субъекты ОС), материальный компонент (предметно-пространственные элементы ОС), процессуальный компонент (программное обеспечение, методическое сопровождение, продуктивная деятельность, в том числе художественная, обеспечивающая решение проектных задач на основе современных социальных норм и традиционных, заложенных в народных культурах). ОС – актуальный предмет изучения теоретиками и практиками дошкольного образования [3, c. С. 647–651]. Проект базируется на принципе интеграции (образовательных областей, тематической).
Проблема в рамках проекта определяется противоречиями: между возможностью реорганизации и/или целевой организации образовательной среды ДОО для использования ее компонентов в решении задач позитивной социализации и личностного развития дошкольников и практикой фрагментарного использования предметно-пространственной среды; между необходимостью обеспечения каждому воспитаннику детского сада условий для личностного развития и преобладающей практикой групповой и коллективной работы. Проблема, таким образом, заключается в поиске ответа на вопрос, при каких педагогических условиях обеспечивается позитивная социализация и личностное развитие старших дошкольников в образовательной среде детского сада.
Цель проекта – выявить и апробировать педагогические условия позитивной социализации и личностного развития старших дошкольников в ОС детского сада. Задачи: 1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность понятий «образовательная среда», «позитивная социализация» и «личностное развитие» детей в условиях ДОО; 2) на основе анализа опыта работы сотрудников ДОО выявить условия, эффективные формы и средства позитивной социализации и личностного развития старших дошкольников в ОС детского сада; 3) разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на создание ОС в условиях детского сада для обеспечения позитивной социализации и личностного развития старших дошкольников. Этот комплекс предусматривает организацию продуктивной художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста [5, c. 112–115]; 4) подобрать и применить диагностические материалы для определения эффективности проведенных мероприятий; 5) подготовить научные и методические публикации о формах и средствах позитивной социализации и личностного развития старших дошкольников, провести методические семинары для сотрудников ДОО по теме проекта.
Календарный план реализации проекта (поэтапный):
- диагностический: выявление проблемы, обоснование ее актуальности; изучение теоретической базы (анализ психолого-педагогической, методической литературы, документальной базы); изучение опыта работы ДОО по теме проекта. Ожидаемые результаты: выявление содержания понятий «позитивная социализация», «личностное развитие», «образовательная среда» в контексте темы проектной площадки; выявление условий позитивной социализации и личностного развития старших дошкольников в ОС детского сада; оценка ОС детского сада в контексте темы проекта; диагностика;
- прогностический: разработка программы деятельности проектной площадки; подготовка методического сопровождения. Ожидаемые результаты: разработка содержания, форм и методов работы и организации ОС для позитивной социализации и личностного развития старших дошкольников в ОС детского сада (программа деятельности); проект ОС детского сада; материалы первичного и текущего мониторинга;
- организационный (создание условий для работы проектной площадки): организационные мероприятия в детском саду по разъяснению цели и задач проектной площадки (собрания педагогического коллектива, заседания проектной группы, информирование родителей); подготовка кадрового и материального сопровождения проектной деятельности. Ожидаемые результаты: создание проектной группы и уточнение состава участников проекта; положительное отношение педагогического коллектива и родителей к проектной деятельности, их готовность к участию; определение кадровой и материальной базы для обеспечения проектной деятельности;
- практический этап: проведение констатирующих срезов (входная диагностика); реализация программы, внесение изменений в практику; мониторинг результатов. Ожидаемые результаты: определение исходного уровня условий для социализации и личностного развития детей; реализация программы проектной площадки; апробации педагогических условий и показатели результативности процесса;
- аналитический: оценка и анализ результатов; обработка данных и соотнесение результатов работы с поставленными задачами. Ожидаемые результаты: получение текущих и итоговых результатов; оформление и описание хода и результатов работы;
- внедренческий: подготовка методического и дидактического материала (продукции), зрительного ряда (видео- и фотодокументов), аудиозаписей для проведения семинаров, открытых занятий. Ожидаемые результаты: подготовка научных и методических публикаций; проведение методических семинаров.
Проектная деятельность предусматривает трансляцию опыта, в том числе через Интернет-ресурс: 1) размещение на сайте детского сада информации о городских методических семинарах; фотоотчетов о мероприятиях; методических материалов (разработок) участников проекта в разделе «Методическая копилка»; 2) методическое консультирование участниками проектной площадки воспитателей и педагогов детских садов города через раздел «Обратная связь». Практическими результатами выполнения проекта могут стать: 1) готовая к трансляции модель ОС (или ее фрагмента), обеспечивающей позитивную социализацию и личностное развитие детей в предусмотренных проектом условиях; 2) тематические научные (статьи, доклады) и методические публикации (разработки) по теме проекта; 3) материалы методических семинаров для сотрудников ДОО города.
По результатам работы проектной площадки возможна реализация методической функции детского сада для трансляции опыта и консультирования сотрудников ДОО города по вопросам социализации и личностного развития детей дошкольного возраста.
Литература:
- Асмолов А.Г. Культурный ген связи времен. Растим содружество почемучек // Учительская газета: независимое пед. изд. – 2013. – № 29 (16 июля). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/51834.
- Воробьева М.Ю. Детский сад как модель развития эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста // Просвещение: Всероссийский образовательный портал. Авторская публикация в разделе «Дошкольная образовательная организация». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://prosveshhenie.ru/publikacii/material?n=4501.
- Каратаева Н.А., Крежевских О.В. Развивающая предметно-пространственная среда: мифы и реальность // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 647–651.
- Чичканова Т. А. Город. Образовательные контексты [Текст] / Т. А. Чичканова // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25–26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т.А. Чичканова (отв. ред.), Н.С. Искрин, О.Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – С. 3-9.
- Чичканова Т. А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 112-115.