В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, познавательной.
Ключевые слова: экологическое образование дошкольников, экологизация среды ДОУ, виды детской деятельности, осознанно-правильное отношение к природе
Дошкольное детство — самое благодатное время для формирования осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с природой.
Процесс экологизации образования граждан активно набирает обороты. Указом президента В. В. Путина, 2017 год объявлен в России Годом экологии. Дошкольное образование не остается в стороне. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей. Интеграция образовательных областей поможет сделать процесс экологического образования дошкольников наиболее емким и продуктивным, так как в процессе социально-коммуникативного развития дошкольники смогут усвоить нормы и ценности, принятые в обществе. Содержание этой области также направлено на развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В процессе познавательного развития ребенок получает первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов. Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.
Процесс экологического образования в детских садах идет непрерывно, на помощь педагогу приходят родители, общественные организации. Многие детские сады становятся городскими проектными площадками по реализации программы экологического образования.
С 01.01.2016 года наш детский сад № 174 г. о. Самара стал проектной площадкой по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности», и наша группа стала работать в инновационном режиме.
Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Мы в своей работе тоже придерживаемся этого мнения, поэтому в первую очередь преобразовали уголок природы в группе: дополнили его экологическим центром, где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.
Также оформили библиотечку для родителей, в которую поместили книги, журналы, статьи из газет и сборников по теме проектной площадки. Считаем, что это поможет родителям организовать совместную деятельность с детьми в области экологии.
На территории дошкольного учреждения была создана «экологическая тропа» для того, чтобы воспитанники могли проводить опытно-экспериментальную деятельность, наблюдать за ростом различных деревьев и кустарников, а также за погодой. Излюбленным местом на экологической тропе для детей является «Зеленая аптека», где растут лекарственные растения: подорожник, череда, лопух, чистотел, календула, мята. Здесь мы знакомимся со свойствами лекарственных растений, вспоминаем о том, какие растения используют их мамы, когда они заболеют. В группе организовали фитобар «Травник», где дети пили чай с мятой, выращенной своими руками.
Наблюдения показывают, что в дошкольном возрасте ребенок легко включается в различные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, продуктивную художественно-эстетическую и другие, но педагогически организованная деятельность при взаимодействии с природой и детская экологически направленная деятельность имеют существенные различия.
Так, экологическая направленность игровой деятельности предполагает предпочтение ребенком игр с экологическим содержанием, в которых можно выступать защитником природы, выполнять правила поведения в природе в соответствии с нормами экологической этики и т. д.
Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается в формировании представлений о гармоничной естественной целостности природы, уникальности объектов, умение выделять экологические свойства, качества, связи, закономерности существующие в природе. Освоение детьми экологических понятий происходит не только на занятиях и прогулках. В своей деятельности мы активно используем беседы с детьми, чтение книг, рассматривание альбомов, фотографий, дидактические игры. Эти, уже ставшие традиционными формы, хорошо зарекомендовали себя.
Экологическая направленность трудовой деятельности предполагает осознание детьми экологических потребностей живых существ, установление взаимосвязи между способами ухода и улучшением состояния природных объектов. Трудовая деятельность привлекает многих детей. Они охотно откликаются на призыв помочь взрослому по уходу за растениями и животными. Самое главное вызвать у ребенка интерес, тогда и отдача будет видна сразу. В процессе трудовой деятельности отрабатываются практические навыки, формируется определенный тип поведения и отношения к природе.
В своей работе мы практикуем такой вид практической работы как выращивание культурных растений (Огород на подоконнике). Вместе с детьми выращивали лук, перец, томат. Ребята получили навыки посева и ухода за растениями. В процессе такой работы проводим и экспериментирование (например, с рассадой томатов: убрали 2 стаканчика с посевами в темное место и не поливали. Дети, рассмотрев через неделю растения, заметили вялость, бледность листьев, сухую землю, отставание в росте и смогли сделать вывод: рассаде нужен свет и вода. Ежедневный уход за слабыми растениями дал положительный результат: рассада ожила. Дети получили удовлетворение от оказанной помощи, прониклись к рассаде, как к живому существу). Ребята с удовольствием ухаживали за растениями: рыхлили, поливали, оказывали посильную помощь в пикировке растений. В ходе этой деятельности развивалась любознательность, наблюдательность, формировалось заботливое отношение к растениям, чувство ответственности за начатое дело. Наблюдая за рассадой, мы с детьми вели дневник наблюдений. Ребята зарисовывали этапы роста, появление листочков, побегов, а также фотографировали и вклеивали снимки в дневник.
В апреле 2016 года в детском саду был проведен конкурс на лучший огород на подоконнике, оформленный по какой-либо сказке. Мы с воспитанниками оформили сказку «Колобок», используя игрушки, природный материал. Наша работа была оценена дипломом победителя: мы заняли 1-ое место.
В конце весны, с наступлением теплых дней, выращенную на подоконнике рассаду мы перенесли на настоящий огород на улице, где продолжилась работа по закреплению практических навыков ухода за растениями. Дети с гордостью водили своих родителей на огород, показывая им результат своего труда.
Экологическая направленность продуктивной художественно-эстетической деятельности заключается в придумывании и инсценировке экологических сказок, рассказов, стихов. Мы в своей деятельности используем театрализованные игры. Дети с удовольствием разыгрывают сюжеты, изучая поведение животных, птиц, насекомых.
И еще одна традиция нашего детского сада — ежегодное проведение театрального Фестиваля, где каждая группа готовит спектакль, атрибуты, афишу. В прошедшем учебном году тема Фестиваля была «Экологическая сказка». Мы с воспитанниками поставили спектакль по сказке «Сова» Виталия Бианки. Ребята получили диплом за победу в номинации «Актерское мастерство».
Работа с родителями не менее важна и даже более трудна, чем с детьми. Особо обращаю внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Именно совместная деятельность сближает детей и родителей, дает ребенку ощущение того, что он делает что-то важное и нужное, поскольку в жизни ребенка главным примером для подражания являются все-таки родители.
Проводим выставки совместных рисунков, фотографий, поделок из природного материала на темы «Природа нашего края», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, изготовление скворечников и кормушек и т. д.). Всё это формирует у дошкольников сознательное положительное отношение к природе. Весной провели с детьми и родителями акцию «Покормите птиц зимой». Родители активно откликнулись на просьбу изготовить кормушки и скворечники. Тесный контакт с родителями вошёл в добрую традицию, и теперь в ДОУ систематически организуются конкурсы.
В процессе совместной деятельности мы достигли следующих результатов: изготовили книжки-малышки «Веселые овощи» и коллаж «В огороде и в саду я помощником расту»; выпустили стенгазеты «Лекарственные растения» и др.
Таким образом, в процессе экологического образования мы формируем у детей начала экологической культуры: осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и систематизировать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
Литература:
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do
- В. М. Ворошилова. Экологическое образование детей дошкольного возраста в свете федерального государственного образовательного стандарта http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014–4-18.pdf