Фрагмент урока во 2 классе (УМК «Школа России») с интеграцией по следующим предметам и темам:
− литературное чтение: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;
− окружающий мир: «В гости к осени»;
− музыка: «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»;
− изобразительное искусство: «Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета» (по планированию УМК Школа России).
− Сейчас я попробую показать на практике то, о чем говорила ранее.
− Итак, начинаем.
− Добрый день. У нас с вами сегодня не совсем простой урок. Посмотрите на ваши парты. Перед каждым лежит спиралька. Она в форме листочка. На протяжении всего урока мы с ней будем работать.
− Мы с вами сейчас посмотрим фрагмент советского мультфильма. Но не просто посмотрим, у меня для вас есть задание: когда будете смотреть, подумайте, какое время года описано в мультфильме.
Просмотр мультфильма.
− Скажите, а может быть, кто-то из вас знает, как называется этот мультипликационный фильм?
− Этот мультфильм имеет необычное название: «Сказка про чужие краски».
− Итак, вернемся к нашему заданию: о каком времени года идет речь в отрывке мультипликационного фильма?
− Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
− Да, сегодня мы с вами будем говорить об осени. Обратите внимание на спиральки, если тема осени — основная тема нашего урока, значит, на ваших спиралькахгде мы ее разместим? (в центре).
− Молодцы! Правильно!
− Есть такое выражение: «Осень — вторая весна…» Как вы понимаете его?
− Ребята, такая красивая и теплая осень, в народе называется золотой. А всегда ли она такая? (нет). Какую еще осень вы знаете? (дождливую, пасмурную, грязную). Молодцы.
− Если бы вы были художниками, какие краски использовали бы вы для того, чтобы изобразить золотую осень: желто — золотые, или коричневые?
− Потому что желто — золотые — это теплые тона, а коричневые — холодные. Значит, сегодня мы будем заполнять только те части листа, которые находятся на желтом фоне, потому что будем говорить о золотой осени.
− Многие авторы в своих произведениях упоминали об осень, некоторые даже посвятили все свое произведение этому времени года. Один из них — великий русский поэт Федор Иванович Тютчев.
− Теперь на ваших спиральках найдите, пожалуйста, портрет этого писателя.
− Сверху подпишите его имя фамилию и отчество. Итак, кто же это?
− Конечно, это Федор Иванович Тютчев.
− В свое время он написал стихотворение об осени, которое называется «Есть в осени первоначальной…».
После прочтения идет полный анализ произведения, в ходе которого особое внимание уделяется признакам золотой осени.
− Скажите мне, какие же признаки золотой осени мы можем выписать из данного стихотворения?
− Теперь мы с вами заполним ту часть спиральки, которая называется «Признаки золотой осени». Впишите в прямоугольники признаки, которые мы с вами выделили.
− Ребята, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?
− А какие чувства испытали вы?
− Сейчас, используя только имена прилагательные, опишите свое настроение и впишите их в окошко — сердце «Мое настроение».
− А теперь… Закройте глаза и представьте:
«На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, … жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу…» (Лес осенью И. Соколов-Микитов).
(Во время прочтения текста на слайд выводятся репродукции трех картин (показываю).
− Ребята, откройте глазки, перед вами — три картины. Какая из них похожа на ту, что вы сейчас представили?
Далее с детьми проходит обсуждение, почему была выбрана именно эта картина, а не другая.
− Люди способны по-разному выражать свои чувства: сочиняют стихи, создают музыку, пишут картины. Послушайте фрагмент музыкального произведения. И попробуйте определить, с каким цветом у вас ассоциируется прослушанное музыкальное произведение.
− Какие цвета вы будете использовать: теплые или холодные? Почему?
− Теперь переверните спиральки обратной стороной. А сейчас мы с вами прослушаем музыкальное произведение в полном объеме. И в это время вам на этой спиральке нужно будет изобразить фрагмент золотой осени.
Далее осуществляется рефлексия урока
− О чем мы сегодня говорили на уроке?
− О какой осени? (золотой)
− Вспомните, какая еще есть? (хмурая, дождливая)
− Это какие цвета: золотисто-желтые или коричневые? (коричневые)
− Обратите внимание на спиральки, на коричневом фоне — картинка пасмурной осени. Дома по этой картинке вам необходимо написать признаки хмурой, дождливой осени. И опираясь на весь спиральки, составить рассказ по пройденному материалу и прочитайте стихотворение.
Литература:
- Климанова Л. Ф. Литературное чтение. В двух частях. Часть 1. — М.: Просвещение, 2013. — с. 68.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. В двух частях. Часть 1. — М.: Просвещение, 2012. — с. 36–37.