Статья посвящена актуальной на данной момент проблеме — формированию образа (имиджа) современного преподавателя, оказывающего благоприятное воздействие на аудиторию, в качестве повышения мотивации среди студентов.
Ключевые слова: профессиональный имидж преподавателя, формирование имиджа современного преподавателя, имиджелогия, педагогический имидж
Тема формирования имиджа преподавателя является актуальной педагогической проблемой на данной момент времени. Проблемы формирования имиджа преподавателя вуза не исследована в полной мере, хотя эта проблема является важной для формирования знаний и успеваемости. В настоящее время профессия преподавателя утратила былой интерес со стороны молодого поколения, и она требует реабилитации. Естественно, что со стороны государства решить эту проблему будет очень тяжело. Но не только экономическая поддержка важна в формировании имиджа современного педагога и отношения к нему студентов. Что же тогда может сделать сам преподаватель, чтобы поднять свой имидж? Ответ на этот вопрос возможно получить путем изучения общественного сознания. По мнению И. В. Криксуновой понятие имидж — это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности [2].
Существует множество мнений по вопросу, когда же все-таки появился имидж. Одни ученые утверждают, что его зарождение пошло еще с древних времен. Другая точка зрения показывает, что понятие «имидж» появился в настоящее время во время широкого использования телевидения, развития инновационных технологий и Интернет-ресурсов. На наш взгляд, понятие «имидж» зародилось еще в глубокой древности, о чем свидетельствует множество пословиц и народных мудростей. Однако, широкое использование и детализация понятия стали использоваться в настоящие время. В век информационных технологий уделяется особое внимание изучению принципов создания необходимого имиджа в любой отрасли человеческой деятельности. Множество ученых занимаются исследованием этой отрасли, самые известные из них: американский эколог-аналитик Л. Браун, П. Берд, Д. Ягер. В России — государственный деятель Н. В. Муравьев, академик В. М. Шепель, писатель, сатирик, драматург и театральный критик Л. К. Аверченко, И. Крик, Л. Н. Колесникова и др. Имидж затрагивает такие сферы деятельности как педагогика, психология, PR-деятельность и многие другие.
В настоящее время существует множество подходов к изучению понятия имиджелогии. Мы в своей статье рассмотрим понятие имиджа с позиции педагогической деятельности. В современном и информационном обществе преподаватель вуза перестает быть единственным носителем информации, теряя свою уникальность в глазах обучаемых. Современное образование для многих понимается как сфера образовательных услуг, в которой студент является клиентом, выбирающим направление своей деятельности в обучении. Особенностью средств формирования имиджа преподавателя вуза является сочетание двух разноплановых имиджей — образа ученого, обладающего большим запасом профессиональных качеств, с багажом практической деятельности.
Немаловажным фактором, сказывающимся на эффективном имидже преподавателя, является и аудитория, с которой он работает. Преподаватель создает в аудитории благоприятную атмосферу, заряжая особой энергией, своей манерой разговора, подачей, речевым запасом, расположенностью к студентам, манерам и культурам общения. Все эти факторы способствуют налаживанию каналов коммуникации среди аудитории и преподавателем и их дальнейшее сотрудничество. Ведь именно через общение можно выявить целостный образ человека.
Как показывают результаты исследований (С. Л. Братченко), для современного студенчества черты уверенности, авторитарности, безапелляционности очень важны; ярко выраженная ориентация на более простые, быстрые и легкие решения, нежелание углубляться в суть проблемы и готовность удовлетвориться поверхностным взглядом; почти тотальное предпочтение интеллектуальных, рациональных способов работы с проблемами, средств понимания себя, других людей и конкретных ситуаций [3].
Проанализировав исследования С. Л. Братченко, можно сделать вывод, что современная молодежь очень практична, не нацелена на результат и поэтому психологически беззащитна, не может самостоятельно находить выходы из кризисных ситуаций и принимать решения, поэтому нуждается в педагогической поддержке. Именно эти обстоятельства обуславливают формирование имиджа современного педагога, мотивирующего студентов к получению знаний и новой информации, доверительных отношений педагога, который может создать такую обстановку в коллективе, где каждый из его участников будет чувствовать себя комфортно и защищено, не боясь высказывать свое мнение.
Сегодня понятие «имидж» соотносят с понятием «авторитет». Однако многие исследователи утверждают, что это принципиально разные понятия. Толковый словарь объясняет понятие «авторитет» как общепризнанное влияние. Ученые, занимающие проблемой формирования имиджа, при сравнении двух понятий имиджа и авторитета указывают на разницу во временных промежутках. Так, например, Т. А. Бусыгина считает, что «имидж формируется сразу, при первых контактах, а авторитет — в течение продолжительного взаимодействия» [1]. Тем не менее, имидж современного преподавателя корректируется в течение его профессиональной деятельности и не всегда формируется «ежесекундно» при знакомстве с новой группой студентов. Профессор Т. А. Бусыгина в одной из своих работ отметила, что авторитет всегда зарабатывается годами, постепенно, неважно будет ли этот имидж положительным или отрицательным, самое главное, что будет он формироваться в течение определенного промежутка времени. Таким образом, имидж за короткий промежуток времени рассказывает о человеке необходимую информацию, то есть, как он взаимодействует. В зависимости от того, как человек себя подает, их можно поделить на два момента, на то каким он себя преподносит, каким хочет казаться в глазах окружающей его аудитории и тем, каким он преподносит себя бессознательно. Если первый момент при определенных условиях можно корректировать, дорабатывать, то второй момент из-за того, что происходит бессознательно и неосознанно, невозможен в доработке. Ко всему вышеперечисленному можно добавить, что имидж процесс непрерывный на протяжении всей жизни, изменяется он по ряду качеств: повышению по социальному статусу, развитию коммуникационных навыков, личностных и профессиональных качеств человека. Следовательно, можно сделать вывод, что авторитет и имидж на протяжении всей деятельности человека, будь то профессиональной или личностной меняется или корректируется.
В конечном итоге, именно стиль педагогического общения определяет характер взаимодействия между педагогом и учащимся, а, следовательно, эффективность учебно-воспитательного процесса.
Рекомендации, выработанные в процессе исследования:
- Интерес к студентам и работе с ними, наличии потребностей и умений общения, общительность, коммуникативные качества.
- Способность к эмоциональной эмпатии и пониманию студентов.
- Гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов.
- Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении.
- Хорошие вербальные способности: культура, хорошо поставленная речь, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств.
Для создания имиджа преподавателю нужно сформировать свой индивидуальный стиль и уметь преподносить его студентам, чтобы поднять уровень посещаемости и успеваемости. Но следует отметить, что этот имидж должен отличаться от обучения студентов, обучающихся по программе бакалавриата и по программе магистратуры и аспирантуры. Для бакалавров нужно создавать имидж ведущего, как так бакалавры-первокурсники еще не имеют знаний по выбранной специальности и их нужно всему обучать и давать им новые знания, при этом давать им возможность высказываться и участвовать в дискуссии. У аспирантов и магистров для достижения лучшего эффекта взаимодействия между студентами и преподавателем необходимо выстраивать отношения по принципу единомышленников или коллег. Чтобы обмениваться информацией между собой, но при этом преподаватель должен понимать, что он выступает как объект для подражания, его качества и манеры ведения урока аспирант может перенять на свою будущую преподавательскую деятельность.
На основе проведенного исследования разработаем структуру и дадим рекомендацию по формированию имиджа преподавателя.
Структура и рекомендации имиджа преподавателя (рис. 1)
Рис. 1. Схема основных компонентов для формирования имиджа преподавателя вуза
Для бакалавров важно ощущение, что преподаватель выступает перед ним как наставник, направляет его в нужное русло, дает собственные советы и рекомендации, считается с их выбором и дает им право голоса. Для аспирантов и магистров преподаватель должен быть как коллега, для обсуждения научных исследований и работ, но в тоже время брать у него опыт.
Профессионализм подразумевает наличие ученой степени, количества научных работ, написанных статей, монографий, методических пособий. Научным руководителем аспирантов, как правило, назначается сотрудник соответствующей кафедры, имеющий ученую степень и осуществляющий научную и учебно-методическую деятельность.
Под стилем работы со студентами подразумевается: эмоциональная эмпатия, понимание студентов, способность идти им навстречу. Первостепенно важно, чтобы преподаватель был личностью, обладал харизмой, выражал похвалу за хорошую работу, это дает студенту стимул двигаться и работать дальше, знать нормы этикета и следовать им.
Для бакалавров важно ощущение, что преподаватель выступает перед ним как наставник, направляет его в нужное русло, дает собственные советы и рекомендации, считается с их выбором и дает им право голоса. Для аспирантов преподаватель должен быть как коллега для обсуждения научных исследований и работ, но в тоже время черпать у него педагогический опыт.
В рекомендациях, изложенных в таблице, можно сделать вывод о том, что структура имиджа преподавателя имеет отличительные черты от обучения студентов бакалавров, магистров и аспирантов. Отличие состоит в компетенциях и профессиональных качествах, в остальных моделях они имеют схожие черты, но стоит отметить, что все это имеет лишь общий характер и все рекомендации является общими, в частности преподаватель должен подстраиваться под работу каждой группы индивидуально.
Таким образом, эта проблема является актуальной в настоящее время и требует дальнейшего исследования.
Литература:
1. Бусыгина Т. А. Индивидуальный имидж как социально-перцептивный компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза: автореф. Дис. Самара, 2004.
2. Криксунова И. Создай свой имидж. — СПб.: Лань, 1997. – 315 с.
3. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: Народное образование, 2002. 576 с.