В статье рассказывается об информационной технологии «артефакт-педагогика», приведены примеры использования артефактов на уроках окружающего мира и математики в начальной школе.
Ключевые слова: артефакт, артефакт-педагогика, познавательный интерес
Младший школьный возраст — это благоприятный период для умственного развития учащихся, усвоения ими научных знаний, способов учебной деятельности. Во многом успешное овладение учащимися знаниями зависит от деятельности педагога. Большинство детей идет в школу с интересом. Их привлекает новизна нового статуса — ученик, интересно познакомиться с новыми друзьями, а самое главное, интересно узнать что-то новое. Однако, постепенно этот интерес угасает, учебная деятельность не кажется такой привлекательной, ребенок устает от однотипных уроков и заданий. И виноват в этом, чаще всего, сам педагог, у которого нет в запасе интересных форм и методов преподавания. Порой у учителя вообще отсутствует интерес к преподавательской деятельности: традиционная методика устарела, новых технологий он не знает, да и не хочет узнать. А почему бы самому не попробовать внести что-то новое в свою деятельность, не поинтересоваться у коллег, не почитать литературу по проблеме активизации познавательного интереса младших школьников?
Все это может сделать любой компетентный педагог. Активизация познавательного интереса учащихся — одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение — ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.
В педагогике познавательный интерес трактуется как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями (Г. И. Щукина, Н. А. Рыков, НИ. Гамбург, и др.)
Но как мотивировать обучающихся к познанию окружающего мира? Что может служить «точкой опоры»? Возможно, надо найти такие средства, которые возбудили бы у учащихся любопытство, стремление узнать об этом больше, начать поисковую и исследовательскую деятельность. И такими средствами могут стать — артефакты.
Артефакт (лат. artefactum: arte — «искусственно» + factus — «сделанный») в обычном понимании — это любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности, носитель информации, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. А что стоит за этим артефактом? Конечно, мотив, который будет способствовать повышению эффективности и качества образовательного процесса, включению в активную познавательную деятельность.
Артефактом может быть любой цифровой объект: текст, картинка, короткое видео, схема и т. п. Гипотеза состоит в том, что учитель на основе такого объекта, отталкиваясь от него, может спроектировать и организовать обучение детей, инициировать самостоятельную познавательную деятельность. [2]
Специалисты в области артефакт-педагогики О. Ф. Брыксина и Л. В. Рождественская говорят, что особенностью артефакта являются его неизвестные свойства, которые необходимо сначала исследовать и описать, потом эти свойства объекта дополнительно исследуются, уточняются, в результате выдвигаются другие идеи, которые позволяют обогатить, а, возможно, и полностью изменить первоначальный сценарий и выдвинуть в его рамках более сложные учебные цели. А потом, в ходе дальнейшего исследования и обсуждения, выясняются новые, какие-то другие, более ценные свойства объекта, которые вначале не были замечены, параллельно предлагаются и конкретизируются варианты контекста, в который можно погрузить данный объект.
Итак, мы уже сказали, что артефактом в учебном процессе школьников может быть любой объект, который бы вызывал у учащихся интерес, желание исследовать его, узнать о нём и об области его применения. Учителям применение данной технологии позволяет разрабатывать новые задания, ориентированные на аналитическую, продуктивную, экспериментально-исследовательскую деятельность, развитие критического мышления. Брыксина О. Ф. и Рождественская Л. В. также отмечают, что, рассматривая артефакт как объект учебной деятельности, учитель проектирует учебную ситуацию, ориентированную уже не только на формирование предметных, но и на развитие метапредметных и личностных результатов.
На уроках окружающего мира в начальной школе артефактами могут стать такие объекты как плесень (при изучении темы «Грибы»), гнездо птицы, неизвестное растение, например, хлебное дерево или плод этого дерева. Также это может быть какая-то старинная вещь — прялка, ухват и т. д. Может быть любой природный минерал, например, кристаллы соли, вода или песок. А возможно это будет предмет, сделанный из природных минералов: глиняный горшок, стеклянная ваза, воздушный шарик и т. д. В процессе работы ребенку предоставляется возможность узнать из чего сделан этот предмет, о его свойствах и применении. Например, мало кто из детей знает, что обычное стекло получают из простого песка, подвергая его специальной обработке; что воздух имеет массу, проводит звук и состоит из набора газов. В процессе исследовательской деятельности дети получают информацию, стремятся узнать гораздо больше того, о чем узнали на уроке. Это говорит о том, что познавательный интерес активизировался.
Уроки математики, которые порой кажутся скучными большинству учащихся, станут интересными если принести на урок артефакт: старые счеты, абак, написать формулу, показать способ решения задачи, который дети раньше не знали, рассказать о детстве великих математиков и т. д.
Приведем примеры уроков математики и окружающего мира с использованием артефактов.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «В поисках подземных кладовых».
На этом уроке дети изучают полезные ископаемые, знакомятся с их свойствами, строением, применением. Учащиеся узнают о том, что многие минералы имеют кристаллическое строение, например, соль, алмаз, горный хрусталь, они образовались в особых природных условиях, в течении жизни они могут расти (как живые существа).
Артефактом на этом уроке могут стать принесенные учителем кристаллы и их изображение, драгоценные украшения или кристаллы Swarovski, кристаллы снега.
Демонстрируем детям объект или изображение и задаем вопрос:
− «Как Вы думаете, что это такое?».
Рис. 1.
Далее демонстрируем кристаллы, выращенные собственноручно.
Рис. 2.
Такой опыт можно и проделать на уроке Окружающего мира, чтобы показать, что окружающей мир интересно изучать, и ребенок в состоянии сам проделывать опыты.
На уроке или дома ученик может самостоятельно вырастить кристаллы из соли и сахара.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Артефактом в математике может послужить такое устройство, как «абак». Абак — это (др.-греч. ἄβαξ, ἀβάκιον, лат. abacus — доска) — счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений приблизительно с V века до н. э. в Древней Греции, Древнем Риме. С помощью абака можно научить ребятишек складывать числа. Одной из основных и первоначальных задач обучения математики является выработка у ребят навыка хорошего счета.
Рис. 3.
Дети могут найти информацию об этом устройстве, потом инструкцию, обучающую счету на нем, сравнить с современными счетными устройствами.
Много трудностей и проблем возникает у второклассников при запоминании таблицы умножения. Для того чтобы сделать этот процесс интересным можно предложить детям интересные факты и способы запоминания. Например: Квадраты чисел. (Владимир Творогов).
Таблица 1
1 × 1 = 1 |
Один на один — сам себе господин. |
2 × 2 = 4 |
Дважды два — четыре, это всем известно в целом мире. |
3 × 3 = 9 |
Три на три — у телефона девять цифр и много звона. |
4 × 4 = 16 |
Четыре собаки купались в реке, шестнадцать следов на песке. |
5 × 5 = 25 |
Пятью пять — двадцать пять, это надо знать! |
6 × 6 = 36 |
Шестью шесть — полна корзина, и десятков — половина |
7 × 7 = 49 |
Семью семь — сорок девять, не забудь проверить! |
8 × 8 = 64 |
Восемь на восемь — в шахматном мире клеток на поле шестьдесят четыре. |
9 × 9 = 81 |
Единицу от девятки отнеси направо, вот и вся забава! |
Таблица 2
Таблица умножения на пальцах
|
Положите руки на стол, как показано на картинке; Мысленно пронумеруйте пальцы: Пусть мизинцы будут обозначать пятерки, безымянные — шестерки, средние — семерки, указательные — восьмерки, большие пальцы — девятки. |
− А теперь умножаем! Например, нам надо умножить 6 на 7. Первый множитель ищем на левой руке — это шестерка, то есть, безымянный палец.
− Второй множитель ищем на правой руке, это семерка, то есть средний палец.
− Соединяем эти пальцы (шестерку и семерку, безымянный палец левой руки и средний палец правой руки), пододвигаем соединенные пальцы к краю стола и располагаем строго на его кромке.
− Смотрим, сколько пальцев свесилось со стола — это мизинец левой руки и мизинец и безымянный палец правой руки-то есть, всего 3 пальца. Они обозначают десятки. Три пальца = три десятка = 30. Запоминаем это число.
− Теперь смотрим, сколько пальцев осталось лежать на столе (вместе с соединенными) — это четыре пальца левой руки и три пальца правой. Перемножаем пальцы одной руки на пальцы другой руки: 4×3 = 12.
− Прибавляем к ранее запомненному числу 30 число 12: 30+12=42. Это и есть произведение 6 и 7.
Таким образом, артефакт-педагогика позволяет активизировать познавательный интерес у учащихся, учителю выйти за привычные рамки учебного процесса через творчество. Необходимо просто подобрать сами артефакты и сформулировать к ним задания.
Литература:
- http://pochemu4ka.ru/load/razvivajka/29–1-0–558
- Рождественская Л. В., Брыксина О. Ф. http://didaktika.org/2014/p/artefakt-pedagogika-ot-artefakta-k-uchebnoj-situacii/