Артефакт-педагогика как средство активизации познавательного интереса младших школьников на уроках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 1897 раз

Библиографическое описание:

Дудалова, Е. М. Артефакт-педагогика как средство активизации познавательного интереса младших школьников на уроках / Е. М. Дудалова, А. С. Василенко, Н. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41612/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассказывается об информационной технологии «артефакт-педагогика», приведены примеры использования артефактов на уроках окружающего мира и математики в начальной школе.

Ключевые слова: артефакт, артефакт-педагогика, познавательный интерес

Младший школьный возраст — это благоприятный период для умственного развития учащихся, усвоения ими научных знаний, способов учебной деятельности. Во многом успешное овладение учащимися знаниями зависит от деятельности педагога. Большинство детей идет в школу с интересом. Их привлекает новизна нового статуса — ученик, интересно познакомиться с новыми друзьями, а самое главное, интересно узнать что-то новое. Однако, постепенно этот интерес угасает, учебная деятельность не кажется такой привлекательной, ребенок устает от однотипных уроков и заданий. И виноват в этом, чаще всего, сам педагог, у которого нет в запасе интересных форм и методов преподавания. Порой у учителя вообще отсутствует интерес к преподавательской деятельности: традиционная методика устарела, новых технологий он не знает, да и не хочет узнать. А почему бы самому не попробовать внести что-то новое в свою деятельность, не поинтересоваться у коллег, не почитать литературу по проблеме активизации познавательного интереса младших школьников?

Все это может сделать любой компетентный педагог. Активизация познавательного интереса учащихся — одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение — ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.

В педагогике познавательный интерес трактуется как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями (Г. И. Щукина, Н. А. Рыков, НИ. Гамбург, и др.)

Но как мотивировать обучающихся к познанию окружающего мира? Что может служить «точкой опоры»? Возможно, надо найти такие средства, которые возбудили бы у учащихся любопытство, стремление узнать об этом больше, начать поисковую и исследовательскую деятельность. И такими средствами могут стать — артефакты.

Артефакт (лат. artefactum: arte — «искусственно» + factus — «сделанный») в обычном понимании — это любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности, носитель информации, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. А что стоит за этим артефактом? Конечно, мотив, который будет способствовать повышению эффективности и качества образовательного процесса, включению в активную познавательную деятельность.

Артефактом может быть любой цифровой объект: текст, картинка, короткое видео, схема и т. п. Гипотеза состоит в том, что учитель на основе такого объекта, отталкиваясь от него, может спроектировать и организовать обучение детей, инициировать самостоятельную познавательную деятельность. [2]

Специалисты в области артефакт-педагогики О. Ф. Брыксина и Л. В. Рождественская говорят, что особенностью артефакта являются его неизвестные свойства, которые необходимо сначала исследовать и описать, потом эти свойства объекта дополнительно исследуются, уточняются, в результате выдвигаются другие идеи, которые позволяют обогатить, а, возможно, и полностью изменить первоначальный сценарий и выдвинуть в его рамках более сложные учебные цели. А потом, в ходе дальнейшего исследования и обсуждения, выясняются новые, какие-то другие, более ценные свойства объекта, которые вначале не были замечены, параллельно предлагаются и конкретизируются варианты контекста, в который можно погрузить данный объект.

Итак, мы уже сказали, что артефактом в учебном процессе школьников может быть любой объект, который бы вызывал у учащихся интерес, желание исследовать его, узнать о нём и об области его применения. Учителям применение данной технологии позволяет разрабатывать новые задания, ориентированные на аналитическую, продуктивную, экспериментально-исследовательскую деятельность, развитие критического мышления. Брыксина О. Ф. и Рождественская Л. В. также отмечают, что, рассматривая артефакт как объект учебной деятельности, учитель проектирует учебную ситуацию, ориентированную уже не только на формирование предметных, но и на развитие метапредметных и личностных результатов.

На уроках окружающего мира в начальной школе артефактами могут стать такие объекты как плесень (при изучении темы «Грибы»), гнездо птицы, неизвестное растение, например, хлебное дерево или плод этого дерева. Также это может быть какая-то старинная вещь — прялка, ухват и т. д. Может быть любой природный минерал, например, кристаллы соли, вода или песок. А возможно это будет предмет, сделанный из природных минералов: глиняный горшок, стеклянная ваза, воздушный шарик и т. д. В процессе работы ребенку предоставляется возможность узнать из чего сделан этот предмет, о его свойствах и применении. Например, мало кто из детей знает, что обычное стекло получают из простого песка, подвергая его специальной обработке; что воздух имеет массу, проводит звук и состоит из набора газов. В процессе исследовательской деятельности дети получают информацию, стремятся узнать гораздо больше того, о чем узнали на уроке. Это говорит о том, что познавательный интерес активизировался.

Уроки математики, которые порой кажутся скучными большинству учащихся, станут интересными если принести на урок артефакт: старые счеты, абак, написать формулу, показать способ решения задачи, который дети раньше не знали, рассказать о детстве великих математиков и т. д.

Приведем примеры уроков математики и окружающего мира с использованием артефактов.

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «В поисках подземных кладовых».

На этом уроке дети изучают полезные ископаемые, знакомятся с их свойствами, строением, применением. Учащиеся узнают о том, что многие минералы имеют кристаллическое строение, например, соль, алмаз, горный хрусталь, они образовались в особых природных условиях, в течении жизни они могут расти (как живые существа).

Артефактом на этом уроке могут стать принесенные учителем кристаллы и их изображение, драгоценные украшения или кристаллы Swarovski, кристаллы снега.

Демонстрируем детям объект или изображение и задаем вопрос:

− «Как Вы думаете, что это такое?».

Рис. 1.

Далее демонстрируем кристаллы, выращенные собственноручно.

http://uchidoma.ru/wp-content/uploads/2015/05/791-3.jpg

Рис. 2.

Такой опыт можно и проделать на уроке Окружающего мира, чтобы показать, что окружающей мир интересно изучать, и ребенок в состоянии сам проделывать опыты.

На уроке или дома ученик может самостоятельно вырастить кристаллы из соли и сахара.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Артефактом в математике может послужить такое устройство, как «абак». Абак — это (др.-греч. ἄβαξ, ἀβάκιον, лат. abacus — доска) — счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений приблизительно с V века до н. э. в Древней Греции, Древнем Риме. С помощью абака можно научить ребятишек складывать числа. Одной из основных и первоначальных задач обучения математики является выработка у ребят навыка хорошего счета.

http://teachers-hall.ru/wp-content/uploads/2015/11/%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BA.jpg

Рис. 3.

Дети могут найти информацию об этом устройстве, потом инструкцию, обучающую счету на нем, сравнить с современными счетными устройствами.

Много трудностей и проблем возникает у второклассников при запоминании таблицы умножения. Для того чтобы сделать этот процесс интересным можно предложить детям интересные факты и способы запоминания. Например: Квадраты чисел. (Владимир Творогов).

Таблица 1

1 × 1 = 1

Один на один — сам себе господин.

2 × 2 = 4

Дважды два — четыре, это всем известно в целом мире.

3 × 3 = 9

Три на три — у телефона девять цифр и много звона.

4 × 4 = 16

Четыре собаки купались в реке, шестнадцать следов на песке.

5 × 5 = 25

Пятью пять — двадцать пять, это надо знать!

6 × 6 = 36

Шестью шесть — полна корзина, и десятков — половина

7 × 7 = 49

Семью семь — сорок девять, не забудь проверить!

8 × 8 = 64

Восемь на восемь — в шахматном мире клеток на поле шестьдесят четыре.

9 × 9 = 81

Единицу от девятки отнеси направо, вот и вся забава!

Таблица 2

Таблица умножения на пальцах

http://img4.minibanda.ru/MiniJournal/5/c/1/cache/5c1aaa10-2013-0716-0901-2355548ffff4-w500-h500.jpg

Положите руки на стол, как показано на картинке;

Мысленно пронумеруйте пальцы:

Пусть мизинцы будут обозначать пятерки, безымянные — шестерки, средние — семерки, указательные — восьмерки, большие пальцы — девятки.

− А теперь умножаем! Например, нам надо умножить 6 на 7. Первый множитель ищем на левой руке — это шестерка, то есть, безымянный палец.

− Второй множитель ищем на правой руке, это семерка, то есть средний палец.

− Соединяем эти пальцы (шестерку и семерку, безымянный палец левой руки и средний палец правой руки), пододвигаем соединенные пальцы к краю стола и располагаем строго на его кромке.

− Смотрим, сколько пальцев свесилось со стола — это мизинец левой руки и мизинец и безымянный палец правой руки-то есть, всего 3 пальца. Они обозначают десятки. Три пальца = три десятка = 30. Запоминаем это число.

− Теперь смотрим, сколько пальцев осталось лежать на столе (вместе с соединенными) — это четыре пальца левой руки и три пальца правой. Перемножаем пальцы одной руки на пальцы другой руки: 4×3 = 12.

− Прибавляем к ранее запомненному числу 30 число 12: 30+12=42. Это и есть произведение 6 и 7.

Таким образом, артефакт-педагогика позволяет активизировать познавательный интерес у учащихся, учителю выйти за привычные рамки учебного процесса через творчество. Необходимо просто подобрать сами артефакты и сформулировать к ним задания.

Литература:

  1. http://pochemu4ka.ru/load/razvivajka/29–1-0–558
  2. Рождественская Л. В., Брыксина О. Ф. http://didaktika.org/2014/p/artefakt-pedagogika-ot-artefakta-k-uchebnoj-situacii/
Основные термины (генерируются автоматически): Окружающий мир, палец, познавательный интерес, артефакт, левая рука, урок, безымянный палец, ребенок, урок математики, учебная деятельность.


Ключевые слова

познавательный интерес, артефакт, артефакт-педагогика

Похожие статьи

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Применение иммерсивных технологий на уроках истории как способ вовлечения в познавательную деятельность обучающихся СПО

В статье автор исследует возможности применения заданий, созданных на основе иммерсивных технологий, на различных этапах современного урока открытия нового знания как способа вовлечения обучающихся СПО в познавательную деятельность.

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Геймификация на уроках литературы в старших классах

В приведённой статье рассматривается применение новой методики на уроках литературы в старших классах. Главными целями являются: определить разницу между геймификацией и игрой, выявить положительные стороны данной методики, а также способы ее примене...

Использование элементов ТРИЗ-технологии как средства развития креативного мышления и воображения у детей дошкольного возраста

В статье автор обращает внимание на то, что креативное мышление и воображение становятся все более востребованными навыками. Показан опыт автора статьи по использованию данной технологии в работе с дошкольниками.

Индивидуальный проект в процессе обучения истории как средство развития исследовательской культуры старшеклассников

В статье автор доказывает важность индивидуального проекта как одного из методов обучения и систематизации знаний старших школьников.

Эффективность использования презентации на уроке «Окружающий мир» в начальной школе

В статье освещается тема использования такой педагогической технологии, как презентация, на уроках «Окружающего мира», её эффективность в процессе усвоения знаний детьми младшего школьного возраста.

Интерактивные технологии как средство мотивации к изучению английского языка

В статье рассматривается применение интерактивных технологий в преподавании английского языка, как средство повышения мотивации суворовцев. Представлен опыт применения интерактивных технологий на уроках английского языка.

Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование

В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...

Похожие статьи

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Применение иммерсивных технологий на уроках истории как способ вовлечения в познавательную деятельность обучающихся СПО

В статье автор исследует возможности применения заданий, созданных на основе иммерсивных технологий, на различных этапах современного урока открытия нового знания как способа вовлечения обучающихся СПО в познавательную деятельность.

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Геймификация на уроках литературы в старших классах

В приведённой статье рассматривается применение новой методики на уроках литературы в старших классах. Главными целями являются: определить разницу между геймификацией и игрой, выявить положительные стороны данной методики, а также способы ее примене...

Использование элементов ТРИЗ-технологии как средства развития креативного мышления и воображения у детей дошкольного возраста

В статье автор обращает внимание на то, что креативное мышление и воображение становятся все более востребованными навыками. Показан опыт автора статьи по использованию данной технологии в работе с дошкольниками.

Индивидуальный проект в процессе обучения истории как средство развития исследовательской культуры старшеклассников

В статье автор доказывает важность индивидуального проекта как одного из методов обучения и систематизации знаний старших школьников.

Эффективность использования презентации на уроке «Окружающий мир» в начальной школе

В статье освещается тема использования такой педагогической технологии, как презентация, на уроках «Окружающего мира», её эффективность в процессе усвоения знаний детьми младшего школьного возраста.

Интерактивные технологии как средство мотивации к изучению английского языка

В статье рассматривается применение интерактивных технологий в преподавании английского языка, как средство повышения мотивации суворовцев. Представлен опыт применения интерактивных технологий на уроках английского языка.

Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование

В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...

Задать вопрос