В статье раскрываются особенности использования дидактических игр в процессе экологического воспитания младших дошкольников. Приведена классификация игр экологического содержания.
Ключевые слова: дидактические игры, экологические игры
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Основным видом детской деятельности является игра. Именно она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
В педагогике все игры классифицированы по разным основаниям. Особое место занимает дидактическая игра — разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. [2]
Дидактические игры также можно классифицировать по содержанию на математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, экологические и др.
В данной работе нас интересуют игры экологического содержания (экологические игры). По определению С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина «экологическая игра» — это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. [1] Авторы выделяют следующие виды экологических игр: соревновательные, ролевые, имитационные.
Не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Прежде всего, при организации экологической игры, педагогу необходимо решать следующие задачи:
− формирование системы экологических знаний;
− формирование экологически правильного поведения и деятельности в природе;
− формирование коммуникативных умений и навыков.
Используя дидактические игры, воспитатель должен учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий, учет возрастных особенностей детей.
Свою работу по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста я строила с учётом ФГОС ДО. Я поставила перед собой следующие задачи:
1) сделать подборку дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников экологической ответственности и отзывчивости по отношению к живой и неживой природе.
2) научить детей не только видеть красоту растений, но и вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.
3) воспитать основы экологического мышления, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира, как к живым, неповторимым организмам.
Анализ основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы позволил мне выявить основное содержание раздела «Ознакомление с миром природы». Среди основных задач этого раздела выделяются следующие:
− знакомить детей с доступными явлениями природы.
− Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.
− Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.
− Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
− Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
− Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения.
Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
Опираясь на содержание раздела, я подобрала и разделила экологические игры следующим образом (по С. Д. Дерябо, В. А. Ясвину):
Соревновательные игры экологического содержания основаны на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков и умений. |
Ролевые игры экологического содержания основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений. |
Имитационные игры экологического содержания основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности |
Дидактические игры сприродным материалом: «Кто быстрее» − соберет в корзинки: грибы, ягоды, листочки и т. д. − соберет в ведерки овощи и фрукты. − разделит между животными корм (семечки, желуди и т. д.) |
«Изобрази дерево», «Изобрази животное», «Космическая экспедиция» «Доктор Айболит» и др. «Рыба, птица, зверь» |
«Экологический конструктор» — позволяет имитировать новые города, жилища животных и т. д. «Мы идем по лесу (по лугу), (по парку и т. д.)» — имитирует экскурсию по лесу. «Узнай по запаху», «Угадай на вкус», «Кот и мыши», «Серый зайка умывается», |
Настольно-печатные игры: Можно использовать те же самые игры, только с заменого природного материала печатными карточками: «Экологическое лото» «Кто лишний?», «Кто чем питается?» и др. — самое главное у детей должен быть дух соревнования. |
«Экологические сказки» — драматизация сказок экологического (природоведческого) содержания: «Колобок», «Путешествие Капельки», «Мой цветочек» и др. Дети могут сами сочинять небольшие произведения. |
|
Словесные игры: «Назови как можно больше фруктов, овощей, зверей, растений и т. д». «Отгадай загаданное слово» и т. д. «Экологический аукцион», «Узнай по описанию (комнатные растения)» |
||
Подвижные игры: «К названному дереву беги» |
Игры экологического содержания я использую в разных видах режимных моментах: в образовательной (НОД), на прогулке, в свободной деятельности. В группе оборудована полочка, где находятся печатные игры (лото, ходилки и др.), в свободном доступе для детей безопасный природный материал: листочки, шишки, песок. Каждый ребенок может участвовать в уходе за комнатными растениями. Для активизации интереса мы дали каждому растению своё имя, придумали для него историю (экологическую сказку).
В ходе проведенной работы, важным результатом явилось то, что дети заинтересовались жизнью растений, животных, неживой природы, стали бережно относиться к ним. Дети стали понимать значение растений в жизни человека и необходимость беречь растительный и животный мир. Это стало возможным благодаря созданию необходимых условий в группе, подбору материала для организации дидактических игр, регулярному календарному планированию всех видов детской деятельности. Я заметила то, что мои ребята очень любят творческие игры, такие как: «О чём думают деревья?», «Что бывает круглым (красным, острым, круглым, мягким...)», и др.
Я уверена в том, что экологические игры помогут ребятам лучше познакомиться с природой, оставят в их памяти яркий след, научат любить природу, сформируют чувство ответственности по отношению ко всему, что их окружает.
Литература:
- Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, 480 с.
- Михайлова Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6. — С. 90–94.