Работа посвящена описанию технологии создания Центра игрового моделирования как способа проектирования дополнительного образования на базе образовательной организации общего образования. Приведена характеристика структурно-функциональной модели центра (уровни, линии развития, способы деятельности обучающихся на каждом уровне).
Ключевые слова: модель организации дополнительного образования, игровое моделирование, игровая практика
Проблема соотношения разных видов образования, обозначенных в нормативно-правовых документах Российской Федерации [1, 2], заключается не только в разграничении их назначения, целей, задач и планируемых результатов, но и в поиске возможных способов их взаимодействия. Элементом, связывающим все виды образования, на наш взгляд, может стать дополнительное образование, которое названо в Концепции дополнительного образования «смысловым социокультурным стержнем», пронизывающим все уровни образования, «ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность» [2].
Возможность проектирования дополнительного образования на базе образовательных организаций общего образования реально существует, так как большинство школ имеют в лицензии на образовательную деятельность разрешение на организацию подвида «Дополнительное образование детей и взрослых». При этом очень небольшое количество школ самостоятельно разрабатывают такие программы дополнительного образования. Кроме того, анализ литературных источников и опрос учителей показали, что в педагогической среде отмечается стойкая тенденция смешения понятий «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование детей».
Центр игрового моделирования представляет собой уникальную модель организации дополнительного образования в области проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы.
Под «игровым моделированием» мы понимаем совокупность действий, направленных на построение и проектирование моделей игр разной направленности, а также моделей поведения, сформированных в игровой деятельности и перенесенных в жизнь в качестве утвержденного практикой примера. Игровое моделирование осуществляется через «погружение» в конкретное образовательное событие и предполагает максимально активную позицию обучающихся.
Идея создания Центра игрового моделирования заключается в организации в школе новых пространств для получения внешних образовательных продуктов: разработанных и произведенных игр, реквизита и костюмов для игр, их информационного и музыкального сопровождения, а также актуального опыта деятельности по решению практических задач в игровой ситуации неопределенности (В. И. Добреньков, А. И. Кравченко). Таким образом, внешнее образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств ребенка. Деятельность в качестве разработчика развивающих игр, ассистента игромастера, дизайнера, модельера, реквизитора, корректора, типографа, копирайтера, маркетолога, звуко- и кинооператора и т. п. позволяет создавать продукцию, соотносимую со взрослой.
Результатом деятельности учеников становятся не только продукты, созданные обучающимися в рамах выбранного направления деятельности (например, эскиз упаковки для настольной игры), но и достижения методологического характера (описание игр, научные и популярные статьи, диссеминация опыта). Высшим уровнем развития такого продуктивного образования является выработка общих способов моделирования определенных групп игр, которые в будущем станут для участников программ дополнительного образования стартовой площадкой для поиска новых стратегий для адаптации к изменяющимся условиями жизни и оформления принципов творческого преобразования мира.
Представляемая нами модель Центра игрового моделирования представляется трехуровневую структуру, включающую в себя методологический, технологический и деятельностный уровни.
Функцией субъектов методологического уровня (директор, зам. директора по НМР, научные консультанты, эксперты) является разработка концепции проектирования игротехник с позиций деятельностного подхода.
Технологический уровень включает в себя три модуля. Функцией субъектов научно-методического модуля (научные консультанты, педагоги, студенты) является разработка методических рекомендаций (общих и частных) для разработки игротехник. Функцией организационно-методического модуля (научные консультанты, педагоги, студенты, обучающиеся 5–8 классов) является создание организационных условий для разработки и реализации игротехник. Функцией субъектов экспертно-аналитического модуля (наблюдатели — педагоги, студенты, обучающиеся, аналитики — научные консультанты, педагоги, обучающиеся) является анализ эффективности внедрения системы игротехник на основе эмпирических данных, разработка диагностических материалов, критериев и показателей эффективности.
Деятельностный уровень включает два модуля: игротехнический (практическая реализация разработанных игротехник) и информационно-издательский (информирование социума об игровых событиях и методических разработках).
На деятельностном уровне выделяется семь пространств моделирования игротехнических продуктов: кабинет игротехник (разработка игр); класс игрового дизайна (создание эскизов костюмов, реквизита, оформления игрового пространства); мастерская обработки дерева и металла, мастерская швейного дела (изготовление костюмов, реквизита, оформления игрового пространства), зал игровых образовательных событий (проведение игр), типография (тиражирование рекламных, информационных и методических материалов), медиацентр (создание и распространение рекламных, информационных и методических материалов).
Термин «пространство» понимается нами как комплекс содержательных, процессуальных, коммуникативных параметров и отношений. Употребление термина «пространство» дает представление о потенциале, «веере возможностей», инициативном проявлении, «свободе в очерченных рамках», где пространство и есть место свободного проявления и возникновения явлений, ограниченное данными рамками.
Основой для разработки будущей концепции развития Центра игрового моделирования и программ дополнительного образования станут три линии развития: демонстрационные тренинги решения игровых задач, игровая практика, игровое моделирование. Одна из линий — «Игровая практика» — проводится для двух возрастных групп (1–4 классы) и (5–8 классы), но в разном процентном соотношении выделяемого на нее количества часов (70 % и 30 % соответственно). Две другие линии предполагают освоение одной из указанных возрастных групп: «Демонстрационные тренинги решения игровых задач» — для 1–4 классов и «Игровое моделирование» — для 5–8 классов (Таб. 1).
Таблица 1
Линии развития Центра игрового моделирования
1–4 классы |
||
Демонстрационные тренинги решения игровых задач (30 %) |
||
Анализ структуры игровых заданий |
Выбор способов действия в игровых ситуациях |
Рефлексивный анализ процессов игры и действий участников |
Игровая практика (70 %) |
||
Интеллектуальные игры |
Коммуникативные игры |
Настольные игры |
5–8 классы |
||
Игровая практика (30 %) |
||
Интеллектуальные игры |
Коммуникативные игры |
Настольные игры и веб-игры |
Ролевые игры |
Социально-моделирующие игры |
Игры-реконструкции |
Игровое моделирование (70 %) |
||
Виды моделирования |
Деятельность |
Статус обучающегося |
Имитационное игровое моделирование |
Изучение и воспроизводство формата существующих игр |
Имитатор |
Структурное игровое моделирование |
Создание и развитие отдельных элементов игр |
Структурист |
Комплексное игровое моделирование |
Изучение отношений между элементами игр и создание новых игр |
Конструктор |
Отдельно хочется обратить внимание на построение линии «Игровое моделирование». Каждый из выделенных видов моделирования характеризуется особой деятельностью, которой соответствует статус обучающегося — Имитатор, Структурист, Конструктор. Статус определяется с помощью аутентичного оценивания индивидуальных результатов детей, применяющегося в практикоориентированном образовании и предусматривающем оценивание сформированности компетенций в условиях помещения ребят в ситуацию, максимально приближенную к реальной действительности. В нашем случае оцениваются процесс деятельности и результаты в игровой практике и игровом моделировании. У младших школьников формирование готовности к такому анализу и самоанализу формируется во время проведения демонстрационных тренингов решения игровых задач при рефлексивном анализе процессов игры и действий участников.
Линия «Игровая практика» включает 3 типа игр для 1–4 классов и 6 типов — для 5–8 классов.
Разработка линии «Игровая практика» осуществляется на основе авторской технологии создания деятельностных сценариев И. А. Липенской, С. П. Зубовой. В настоящее время описание технологии включает теоретические положения, определяющие понятия «сценарий», «деятельностный сценарий», «сценарная карта»; описание этапов создания деятельностного сценария; структуру сценарной карты.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ]. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Концепция развития дополнительного образования детей [приказ Министерства образования и науки РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р]. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/
3. И. А. Липенская, С. П. Зубова «Технология создания деятельностных сценариев как основа проектирования игропрактик» в журнале ВАК Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки // Т.18, № 3(2), 2016 (принята к печати 22.09 2016)
4. Липенская И. А. Условия рефлексивного развития младшего школьника в игровой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 66–68.
5. Зубова С. П. Интеллектуальные игры младших школьников как способ формирования универсальных учебных действий // Технологічні аспекти професійної підготовки майбутніх учителів початкової школи: матеріали Міжнародної Інтернет-конференції, м. Миколаїв, 11 грудня 2015 року. — 2015. — Вип. 4. — С.117–120).