В статье характеризуется сущность продуктивной деятельности младших школьников, приводится один из способов организации продуктивной деятельности первоклассников во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: продуктивная деятельность, организация внеурочной деятельности
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (ФГОС НО) сформулированы требования к условиям организации образовательного процесса, важнейшим из которых является создание условий для продуктивной, творческой деятельности обучающихся. В то же время содержание отдельных учебных дисциплин не позволяет в полной мере реализовать возможности образовательного процесса для реализации таких условий. Сказанное делает актуальной проблему организации внеурочной деятельности младших школьников с целью создания условий для осуществления ими продуктивной, творческой деятельности.
Прилагательные «продуктивная» и «творческая» в нашем исследовании являются синонимами. Действительно, сущностной характеристикой и продуктивной, и творческой деятельности является наличие принципиально нового продукта. Психологи, однако, отмечают, что для того, чтобы деятельность имела продуктивный характер, необходимо, чтобы этот новый продукт был в дальнейшем использован.
Если рассматривать учебную деятельность младшего школьника, а именно поисковую познавательную деятельность, то мы увидим, что ее продуктом является либо новый способ деятельности, либо новое понятие или представление, субъективно новое для ученика, причем, в дальнейшей своей деятельности это новое будет использоваться как прием учения или средство получения новых знаний. Это означает, что такую деятельность можно назвать и творческой (эвристической), и продуктивной. Такая точка зрения совпадает с позицией отечественных психологов и дидактов (В. В. Давыдов, Н. Г. Салмина, Д. Б. Эльконин и др.), которые под продуктивной деятельностью понимали деятельность по переоткрытию обучающимися научных понятий, содержание которых изначально заложено в учебном процессе и используемых в учебных заданиях материалах.
По мнению Н. Г. Салминой и Е. Е. Сапоговой, продуктивная деятельность является деятельностью моделирования, продуктом которой выступает модель, воспроизводящая ключевые особенности реальных объектов и способная выступить в качестве их заместителя. То есть модель, которую строит ученик, является субъективно новым продуктом и используется в дальнейшем учении для удовлетворения потребности в познании нового [3, с. 114].
В исследованиях Л. Г. Лысюк и Э. Д. Телегиной отмечаются общие характеристики продуктивной деятельности — отсутствие заданности, запрограммированности, формулируемость основных образований по ходу деятельности, преобразование и продуцирование нового знания [2, с. 18].
Анализ приведенных точек зрения позволил нам выделить следующие сущностные характеристики продуктивной деятельности:
− в результате осуществления продуктивной деятельности получается новый продукт;
− новизна продукта может быть объективной (продукт является новым, ранее не существовавшим, он новый для всех потребителей) и субъективной («открытые» учеником правило, способ деятельности, которые являются новыми только для него);
− полученный продукт может быть материальным (фигурка из пластилина, новая картина и т. п.) и идеальным (новая схема, новый способ деятельности).
Возникает вопрос: какие методические средства целесообразно использовать в начальной школе для создания условий осуществления продуктивной деятельности?
Безусловно, предметное содержание содержит возможности для создания таких условий. В то же время, изучение содержания предметов предполагает деление учебного материала на предметные области, каждая из которых имеет свою специфику. Практика показывает, что интеграция знаний по разным предметам для младшего школьника представляет значительные трудности. Отсюда — затруднения ребенка в осуществлении продуктивной деятельности. Внеурочная деятельность, в силу своего надпредметного характера, позволяет избежать таких трудностей.
В рамках внеурочной деятельности можно разрабатывать проекты, для выполнения которых требуется использовать знания разных предметных областей, организовывать и проводить интеллектуальные игры, на которых для победы необходимо выполнить такие универсальные учебные действия, как анализ, моделирование, сравнение и др.
Мы предлагаем еще один способ организации внеурочной деятельности младших школьников (первоклассников) для создания условий осуществления их продуктивной деятельности. Нами разработана интегрированная программа «Панорама открытий» для первоклассников. Интегрированный характер программы характеризуется следующим.
Изучаемое содержание носит надпредметный характер и объединяется одной темой. Например, на занятии по теме «Осень» обучающиеся анализируют, сравнивают, выявляя особенности осени, классифицируют листья, выделяя разные основания для классификации, выдвигают гипотезы о причинах листопада, раскрашивают листья и вместе моделируют осеннее дерево. На занятии по теме «Страна Геометрия» первоклассники знакомятся с геометрическими фигурами, сравнивая двухмерные фигуры и их трехмерные аналоги, например, куб и квадрат, круг и цилиндр и т. п., затем конкретизируют модели, дорисовывая куб до известных им предметов окружающего мира, распознают изученные фигуры, анализируя рисунок, проводят исследование: лепят из пластилина шар и цилиндр, затем разрезают их стекой по разным направлениям и делают вывод о формах сечений шара и цилиндра (обобщение).
Задания являются многоцелевыми: одно задание направлено на достижение нескольких учебных целей. Так, лепка из пластилина позволяет развивать мелкие мышцы руки, выполнять все операции из состава конструктивной деятельности (прогнозирование, анализ, синтез, контроль), самостоятельно «открывать» новые факты (предметные знания).
Все задания направлены на формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Приведем фрагмент занятия по программе «Панорама открытий».
Этапы занятия |
Способы организации продуктивной деятельности обучающихся |
|
|
− Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами встретились на занятиях во второй раз. − Вспомните, пожалуйста, о каком времени года мы с вами говорили на первом занятии? − С какого месяца начинается осень? − Что происходит в самый первый день сентября? − Кто знает, какие науки изучают школьники? (мультфильм «Складываем геометрические фигуры») |
Об осени. |
|
− Сегодня мы с вами тоже начнем изучать одну математическую науку — геометрию. Для этого отправимся в путешествие по стране геометрии. «Снова в стране геометрии» − Какие фигуры вы еще знаете? − Игра «Объяснялки» (треугольник, квадрат) |
Продукт деятельности: овладение понятиями «треугольник», «квадрат» |
|
− Чтобы вы вспомнили о разных геометрических фигурах, посмотрите мультфильм (мир геометрических фигур). Какие фигуры были названы в мультфильме? |
|
|
− А сейчас вы будете раскрашивать волшебный домик. В нем спрятались разные геометрические фигуры. Как раскрасить домик, вам подскажут карандаши. Расскажите, как вы используете эти подсказки. − Сколько треугольников вы смогли найти? − Сколько прямоугольников? − Сколько кругов? |
Дети раскрашивают листья, затем под руководством учителя классифицируют их. По цвету, по форме. Коллективный продукт деятельности – осеннее дерево |
|
− Но не только эти фигуры живут в стране «Геометрия». Все фигуры, о которых мы с вами говорили, называются плоскими, потому что их можно уместить в плоскости: на листе, на столе. Есть еще и обемные фигуры, которые называются геометрическими телами. (мультфильм «Плоские и объемные геометрические фигуры). |
|
|
− Посмотрите на рисунки, которые у вас на парте. Назовите геометрическое тело, нарисованное там. Сколько таких тел нарисовано у вас на листе? − На какие предметы похоже это геометрическое тело? Почему похоже? − Чего не хватает, чтобы можно было точно сказать, какой предмет? − Посмотрите на слайд. Я дорисовала рисунок так, чтобы было понятно, какой предмет. Назовите эти предметы. − А сейчас вы дорисуете свои рисунки так, чтобы стало понятно, какой предмет нарисован. Найдите как можно больше вариантов. |
Продукт деятельности: рисунки конкретных предметов на основе модели |
|
− А сейчас − Слепите шар. − Слепите колбаску. Какое тело напоминает эта колбаска? − А сейчас мы с вами попробуем разрезать колбаск (сечение параллельно основаниям цилиндра). Как вы думаете, какая плоская фигура будет на срезе? (проверяем разрезанием). − А если разрезать цилиндр под углом? (проверяем разрезанием). − (далее с шаром) |
Цилиндр. Круг. Овал. После разрезания шарика делают выво о том, что все сечения шара — круги. Продукт деятельности: шар, цилиндр, слепленные из пластилина. Продукт деятельности: представления о форме сечений шара и цилиндра плоскостями, проведенными под разными углами. |
|
− В Шишкиной школе вы видели, что можно из плоских геометрических фигур составить разные картинки. А вы сейчас, слепив несколько шаров и цилиндров, разрезая их так, как вам нужно, составьте предметы, какие захотите. |
Продукт деятельности: разные поделки, выполненные по замыслу детей. |
В приведенном фрагменте деятельность учителя направлена на организацию продуктивной деятельности обучающихся: на каждом этапе занятия первоклассники получают какой-либо продукт — идеальный (способ действия или понятие) или материальный (поделки). Деятельность обучающихся, с одной стороны, активна — выполняются анализ, синтез, сравнение; с другой стороны, носит практический, предметный характер, что вполне соответствует возрастным особенностям первоклассников. Все задания на занятии многоцелевые, что способствует формированию у обучающихся представлений о мире как о системе.
Литература:
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
2. Лысюк Л. Г. Становление продуктивного целеполагания у детей 2–4 лет в онтогенезе: Автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.13. / Бел. гос. пед. ун-т им. М.: Танка. – Минск, 1997.
3. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении/Н. Г. Салмина. – М.: Моск. гос. ун-т, 1988. — 284 с.