В статье особое место уделяется проблеме организации творческой деятельности студентов в процессе воспитательной работы. Представлено описание опыта работы заместителя декана по воспитательной работе.
Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, воспитательная работа
Известно, что в ближайшее время вступает в силу Профессиональный стандарт педагога. На сегодняшний день существуют разные мнения на этот счет: кто-то думает о том, что данный документ внесет лишь негатив в педагогическое сообщество, а кто-то убежден в том, что Стандарт призван раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
«Педагог — ключевая фигура реформирования образования» — сказано в проекте Стандарта. Современное общество хочет видеть такого педагога, который всегда спокойно воспринимает любые перемены, мобильный, обладает способностью к нестандартным трудовым действиям, ответственностью и самостоятельностью в принятии решений. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Иными словами, современный работник образования должен быть человеком творческим, то есть с нестандартным мышлением. И это, действительно так, поскольку требования Стандарта, на мой взгляд, слишком высоки.
Требования к квалификации педагога меняются, значит надо менять тактику обучения в вузах, поскольку от педагога нельзя требовать то, чему его не учили или учили не в том объеме. Вуз, на сегодняшний момент, должен выпускать специалиста широкого профиля, готового работать в любых условиях и с любым контингентом детей. В педагогических вузах необходимо активно организовать творческую деятельность бакалавров и магистров.
По определению С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой «творчество» — это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [2].
В более широком (и весьма распространенном в психологии) смысле, творчество (или творческая деятельность) — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты) [1].
Организация творческой деятельности студентов вуза должна осуществляться как в образовательной, так и в воспитательной работе.
Воспитательная работа является составной частью образовательного процесса в педагогическом университете и одним из составных видов деятельности всех должностных лиц вуза. Воспитание студентов проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, документами вышестоящих организаций и органов управления. В их числе: Федеральный закон «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Программа развития воспитания в системе образования России, Устав университета, приказы и распоряжениями ректора и др.
Говоря о воспитательной работе в Самарском государственном социально-педагогическом университете, отметим, что воспитательный процесс отражен в Концепции воспитательной работы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования СГСПУ, которая была принята на собрании Ученого совета вуза и утверждена приказом ректора СГСПУ от 07.09.2016. Концепция разработана с «целью создания единой централизованной системы воспитательной деятельности, эффективной для формирования активной, социально-ответственной, нравственной, разносторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда» [Концепция воспитательной работы в СГСПУ]. Одним из направлений воспитательной работы является развитие творческого потенциала студентов. На практике это направление проявляется в создании временных творческих коллективов, в распространении позитивных моделей учителя в творческих, волонтерских, общественно-спортивных, инновационных мероприятиях.
Придерживаясь данной Концепции, на факультете начального образования активно ведется воспитательная работа студентов. Творческое направление — одно из главных наших составляющих. Студенты факультета принимают участие во всех творческих студенческих мероприятиях и конкурсах: «Студенческий дебют», «Студенческая весна», мероприятиях, посвященных празднованию Дня студентов, 8 марта, Нового года и т. д.
На факультете созданы и функционируют три творческих коллектива: вокальный — «SUNLIGHT», танцевальный коллектив «Грация» и команда КВН «Без пятнадцати 12». Работу данных коллективов знают, видят и высоко ценят не только студенты и преподаватели СГСПУ, но и представители других вузов и даже городов. Подтверждением плодотворной творческой работы коллективов являются многочисленные грамоты и призы, благодарственные письма.
Работа в творческих коллективах факультета это не единственное направление. Многие студенты принимают активное участие в работе творческих выставок «Осенние фантазии» и «HAND MADE», проводимых кафедрами начального и дошкольного образования. Работы студентов удивляют и радуют нас не только в стенах родного вуза, но и на городских выставках.
Творческая жизнь наших студентов продолжается на педагогических олимпиадах как внутри вуза, так и за его пределами. Готовят участников не менее творческие педагоги-наставники: к. п. н., доцент Прыскина Е. А., ст. преподаватели Салазкина Л. А., Агаджанова М. А. Олимпиады позволяют студентам проигрывать различные нестандартные педагогические ситуации, находить выход из трудных положений, помогают адаптироваться к любым профессиональным условиям.
Как показатель результативности нашей дружной сплоченной работы может стать победа наших выпускников в различных конкурсах. Так, например, выпускница ФНО Головачева Ирина Александровна стала победителем «Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области — 2016», который проходил 27–28 октября 2016 г. в Юго-Восточном образовательном округе. В настоящее время Ирина является магистрантом нашего факультета.
Творческая деятельность студентов, начатая на факультете начального образования, для многих становится источников дохода в повседневной жизни, например, для Александры Семеновой. После окончания родного вуза Александра стала художником-дизайнером. А Пушкарева Софья принимала участие в качестве модельера в фестивале моды и театрального «Поволжские сезоны Александра Васильева — 2016», который в этом году проходил с 13 по 16 октября в Самаре.
О плодотворности нашей работы, о ее результатах могут сказать слова Ирины Головачёвой, которые она написала после победы в конкурсе:
… Одержать кто побегу помог?
Дети? Да, это очень важно!
Во главе же еще — ПЕДАГОГ,
Вы, наставники, работали слаженно!
Всем хочу я «Спасибо!» сказать,
Ведь поддержка — огромная сила.
Это надо, друзья, понимать:
Мне поддержки той самой хватило!...
Литература:
- Мещеряков Б. Г. Зинченко В. П. Большой психологический словарь. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.