В научной статье рассматриваются материальные предметные компоненты, являющееся древними останками сферы как материальной, так и духовной культуры прошлых человеческих обществ.
Ключевые слова:археология, эпоха, бронзовый век, кувшин, территория, культурное наследие, история, памятники, искусство, духовность, могильник, орнамент, исследование, цивилизация, масштабный проект, целостная система, курган
Одной из характерных черт творческой работы мысли является, разрешение противоречии, любое научное открытие представляет собой создание нового, которое неизвестно связано с отрицанием старого. В этом и состоит диалектика развития мысли. Творческий процесс вполне логичен. Это цель логических операций, в которой одно звено закономерно следует за другим: постановка задачи, предвидение идеального конечного результата, отыскания противоречия, меняющего достижению цели, открытие причины противоречия и наконец, разрешения противоречии. Сделать открытие — значит правильно установить надлежащее место нового факта в системе в теории в целом, а не просто обнаружить его. А осмысление новых фактов не редко ведет к построению новой теории. Сила творческого воображения позволяет человеку взглянуть на примелькавшиеся вещи по-новому и различить в них черты, доселе никем не замеченные.
Открытие — это установление новых, ранее не известных фактов, свойств и закономерностей реального мира. И. Кант проводит такое разграничение между открытием и, например, изобретением: открывают то, что существует само по себе, оставаясь неизвестным, а изобретение есть, создание ранее не существующего. [1] И открытие, и изобретение есть завершение искомого. Подлинно научное открытие состоит в том, чтобы найти принципиальное решение еще не решенных задач, еще не раскрытых проблем. Бывает так, что новое есть, лишив, оригинальная комбинация старых элементов.
Творческая мысль та, которая ведет к новым результатам или посредством комбинации обычных способов, или современно новыми методами нарушающими ранее принятые.
Открытие никогда не вырастают на пустом месте. Они результат постоянной, заполненной сознания ученого напряженными поисками решения каких-либо творческих задач.
В научных открытиях немало важную роль играет аналогия. Археологические памятники — часть объективной реальности, на которую непосредственно направлено наша чувственно воспринимаемая исследовательская деятельность. Они составляют специфическую категорию реальности, и обладают двойственной природой.
Онтологическая (объективно-диалектическая) природа археологических памятников обусловлена тем, что они являются останками результатов жизни деятельности прошлых обществ и сохранились до нашего времени определенных объективных закономерностей развития природы.
Гносеологическая природа археологических памятников определяется их «свойством в отраженной форме удерживать в себе информацию о жизни общества» деятельностью, которого они были созданы.
За последние пять лет на территории Казахстана были найдены множество исторических находок, и один из них в Джамбульской области это местности под названием, «Древний Тараз», и «Средневековый Бектобе». А также исторические раскопки в Западном Казахстане: «Рабат Батыс», «Жайык», «Озен», «Аксай», «Алтын Ханшайым» и.т.д. С каждым годом появляются все новые и новые археологические находки. Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым принята Государственная программа «Культурное наследие», где приоритетной задачей ставится создание целостной системы изучения огромного культурного наследия Казахстана, обеспечение воссоздания историко-культурных и архитектурных памятников, обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности. Государственная программа «Культурное наследие» стала основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре. [2] Казахстан первым из стран в СНГ начал реализацию столь масштабного проекта.
Цель «Культурного наследия» — изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом.
«Культура — это отражение нации, ее душа, ум и благородство. Цивилизованный народ гордится ходом своей истории, развитием культуры, великими людьми, прославившими страну и внесшими огромный вклад в золотой фонд мировых достижений мысли, искусства. Именно посредством культуры, традиций нация становится известной», отмечается Главой Государства Н. А. Назарбаевым. [3]
Открытие эпохи поздней бронзы. На местности, на которой несколько раз работали археологи, открыт древний могильник, на правобережье реки Илек. Предметные компоненты содержатся как в той, так и другой сферах культуры. Археологические материалы содержат именно материальные, предметные останки сферы как материальной, как и духовной культуры. Следовательно, археология, изучающая материальные остатки прошлых человеческих обществ, имеет дело с определенной, и материализованной частью культуры как материальной, так и духовой которые могут стать источниками познаний археологии.
Открытию способствовал ряд случайностей, однажды, в холодный в сентябрьский день (а было это 2012 году) спеша в школу соседнего аула Каратогай я решил сократить путь, и пойти лугами напрямик, что вдвое сокращало расстояние. Единственную водную преграду реки можно было пересечь около мыса. Долгий мыс представлял собой плато из четвертичных глин (25 тыс. лет) высотою около десяти метров и в форме огромной возвышенности. Его ровная поверхность, наверное, лет десять назад было поле, около пяти гектаров которое засевалось злаковыми культурами. Потом колхозники забросили поле, и оно стало пастбищем. Подъехав к реке, я увидел размытую дамбу, около нее был устроен перегон для скота, который предоставлял собой больше засохшие кочки. «Только вперед!» решил я, и разувшись стал перебираться по кочкам на правый берег. Почти дойдя до берега, неожиданно под ногами на кочках я увидел несколько осколков светло — коричного и серого цветов от керамического кувшина небольших размеров. На осколках хорошо был виден геометрический орнамент, и было уже понятно, что они очень древние. Я хорошенько обследовал место находки, и нашел четыре фрагмента, которые оказались все от одного кувшина.
Рис. 1. Фрагменты кувшин эпохи поздней бронзы (находка автора). Актюбинская область, поселок Мартук
Позже, изучая труды К. М. Байпакова, и Ж. К. Таймаганбетова, относительно глиняных изделий бронзового периода нам стало ясно, что в их археологических находках преобладала в основном посуда с плоским дном, круглым изгибом или вырез между горловиной и боковиной. Орнамент выполнен в виде прямых, поперечных, волнистых, углообразных линий и черточек, которое наполняют фигуры пересекающихся между собой треугольников. Изредка встречаются кувшины с вытянутой верхней частью с орнаментом из углублений или без них. [4]
Рис. 2. Из книг К. М. Байпакова и Ж. К. Таймаганбетова
Теперь обратите внимание на наши находки. Данная посуда из глины, как вы заметили, соответствует вышеуказному описанию. Первый глиняный кувшин бледно-желтого цвета, имеет прямые наклонные линии ниже привиденного орнамента. Второй глиняный кувшин тоже коричневого цвета, с волнистыми линиями. Что соответствует вышеприведенным сведениям. Кроме кувшина на этой же территории позже были найдены и другие архифакты, такие как острие копия и наконечники стрел.
Рис. 3.Фрагмент кувшина (находка автора)
Рис. 4. Фрагмент эпохи поздней бронзы (из трудов К. М. Байпаков и Ж. К. Таймаганбетова)
Рис.5. Фрагменты кувшина (находка автора)
Рис. 6. Фрагменты кувшина эпохи поздней бронзы (из трудов К. М. Байпаков и Ж. К. Таймаганбетова)
Каждый элемент древней находки является совокупностью знаков, семантических признаков, по которым мы его идентифицируем.
Мы проследили, как цепочка наших случайных находок привела нас открытию древних археологических памятников относящееся к эпохе поздней бронзы.
Наше открытие на этом не заканчиваются. Подводя итоги, хочется отметить, что археологические памятники древней материальной культуры, требует дальнейшего продолжительного изучения, и мы надеемся, что еще будут новые археологические находки найдут свое продолжение, и в дальнейшем будут исследованы историками и археологами нашей страны.
Литература:
- Кант И. Критика чистого разума (пер. с нем. Предисл. И. Евлампиева) М.: Эксмо; Спб.: Мидгард, 2007,.- 1120с.
- www.madenimura.kz.
- Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы: Атамұра 1999–292 с.
- К. М. Байпакова, Ж. К. Таймаганбетова. Археология Казахстана: Учебное пособие для студентов вузов. Алматы: Қазақ университеті, 2006,-366с.