Использование средств ИКТ при взаимодействии педагогов и родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 2359 раз

Библиографическое описание:

Калинова, О. А. Использование средств ИКТ при взаимодействии педагогов и родителей / О. А. Калинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41622/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье обосновывается актуальность эффективного взаимодействия педагогов и родителей воспитанников ДОУ с применением средств ИКТ.

Ключевые слова: электронная почта, страница группы в социальной сети ВКонтакте, средства ИКТ, сеть Интернет, образовательные маршруты

Перед педагогами дошкольного образования в настоящий момент поставлена сложная задача: с одной стороны, обеспечить преемственность между ступенью дошкольного образования и последующими ступенями, а с другой стороны — не нарушить тот «сладостный и тонкий» мир детства, в котором ребенок развивается и познает окружающий мир и находит свое место в нем. Учитывая все особенности дошкольного возраста, его потенциал и ограничения, педагог ДО выстраивает систему образования, воспитания и обучения будущих творцов окружающей реальности. В столь сложной задаче неоценима роль родителей, и совершенно закономерно Новый Федеральный закон об образовании в РФ закрепляет за родителями «преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами» (ст.44, п.1). В итоге мы получаем триаду задач, стоящих перед современным педагогом ДО:

  1. Обеспечить преемственность ДО и последующих уровней общего образования;
  2. Сохранить самоценность и уникальность детства как важного этапа в развитии человека;
  3. Наладить социальное партнерство как форму эффективного взаимодействия между субъектами образования (воспитателями и воспитанниками, педагогами и родителями и т. д.)

Для решения всех трех задач мы обращаемся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: задача преемственности решается с помощью целевых ориентиров ДО на этапе его завершения, закрепленных во ФГОС; задачи сохранения уникальности и самоценности детства, а также налаживания партнерства между субъектами образования решаются с помощью постановки требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы, также закрепленных в стандарте.

В творческом поиске по реализации этих задач на практике коллектив ДОУ решил углубить работу с родителями, используя средства ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии как нельзя лучше подходят для осуществления дифференцированного подхода в работе с родителями, основные постулаты которого:

− взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

− соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

− учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

− сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

− взаимосвязь разных форм работы с родителями;

− одновременное влияние на родителей и детей;

− обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Современные родители активно пользуются социальными сетями, смартфонами, различными мобильными приложениями. Это большой ресурс для налаживания эффективной коммуникации и дифференцированного взаимодействия. Нами были использованы следующие инструменты: электронная почта родителей, страница группы в социальной сети ВКонтакте, мобильное приложение Viber, образовательные маршруты.

В первую очередь была создана база данных электронных адресов родителей. Связь с родителями по электронной почте позволяет обмениваться большими объемами информации, к примеру очень удобно с помощью этого ресурса оснастить каждого родителя законодательными материалами по вопросу дошкольного образования (Конвенция о правах ребенка, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Новый ФЗ об образовании в РФ № 273 ФЗ, ФГОС и т. д.). Владение родителями данной информацией делает общение педагогов и родителей более осмысленным и целенаправленным.

Следующим задействованным нами ресурсом стала страница группы в социальной сети В Контакте. Родители сами проявили инициативу по созданию страницы, активно используют ее для обмена фото- и видео-материалами с утренников и других мероприятий детского сада, интересными ссылками по развитию детей, информацией различного характера, касающейся текущей жизни группы. Воспитатель, в свою очередь, может дублировать здесь важные объявления, размещать групповые консультации по различным темам (патриотическому воспитанию, ОБЖ, здоровому образу жизни и т. д.), освещать тематику текущей недели, вносить предложения по развитию группы (например, по оснащению театрального уголка, пополнению уголка конструирования Лего-конструктором и т. д.). Такая страница была создана сначала в одной группе ДОУ, а затем подключились и все остальные группы.

Мобильное приложение Viber, которым оснащены современные смартфоны, — это еще один ресурс для оперативной связи с родителями. В некотором отличии от электронной почты и страницы в социальной сети, это приложение позволяет с еще большей скоростью доносить до родителей ту или иную информацию небольшого объема. При условии доступа в интернет, приложение позволяет передавать по телефону в режиме реального времени бесплатные текстовые, фото- и видео-сообщения как индивидуально, так и группе абонентов. Охват родителей с помощью данного приложения достаточно высок, к примеру в группе № 2 «Дюймовочка», списочный состав которой составляет 33 чел., родительская группа в приложении Viber составляет 24 человека. Таким образом, вместо обзвона 24 человек, воспитатель пишет одно сообщение, которое практически моментально получает вся группа. Диапазон вопросов, решаемых с помощью этого приложения очень широк. Это и вопросы организационно-бытового характера, как например, украшение беседки или участка, определение более предпочтительного времени для родительского собрания и ознакомление с повесткой дня и пр., так и обсуждение вопросов, касающихся образовательных моментов, как например оснащение математического кружка или изобразительной студии. Индивидуальные сообщения в том же приложении очень удобны для родителей, когда им нужно предупредить об отсутствии ребенка, опоздании, задать любой интересующий вопрос относительно состояния ребенка в настоящий момент. Воспитатель может не просто ответить, но сопроводить свое сообщение фото или даже видео. Все это сильно повышает уровень доверия и открытости в общении педагога с родителями.

Еще одним ресурсом, используемым нашими педагогами, является образовательный маршрут — инструктивные материалы и методические рекомендации по организации целенаправленной образовательной или культурно-просветительской деятельности родителей с детьми в сети Интернет. Образовательные маршруты могут быть обучающего, воспитательного, развивающего или творческого характера, также это могут быть варианты организации семейного досуга с использованием средств и сервисов ИКТ (например, виртуальные экскурсии в различные музеи мира — Московский Кремль http://tours.kremlin.ru/, Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/, сайты детских писателей — http://andersen.com.ua — все сказки Андерсена, http://s-marshak.ru — сайт о жизни и творчестве Самуила Маршака и др.) Этот ресурс открывает бездну возможностей для индивидуализации работы с родителями и детьми. При выявлении той или иной заинтересованности ребенка, склонности к какому-то виду деятельности, педагог составляет образовательный маршрут для совместной работы родителя и ребенка в сети интернет. Это могут быть как вопросы краеведческого характера патриотической направленности, так и вопросы творческого, интеллектуального развития и пр. Возможности поистине безграничны. Материалы образовательного маршрута могут быть представлены как в группе в социальной сети, так и персонально отправлены по электронной почте. Таким образом можно выстраивать как общую, так и индивидуальную траекторию развития группы или ребенка, а в дальнейшем родители охотно участвуют в создании и ведении детских портфолио.

Подводя итог, можно сказать, что использование ИКТ при взаимодействии с родителями усиливает взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; дает возможность учитывать своеобразие условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; сочетать индивидуальный подход к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; поддерживать взаимосвязь разных форм работы с родителями; одновременно влиять на родителей и детей; обеспечивать в работе с родителями определенную последовательность, систему.

Результатом данной работы является также и то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса, охотно задают вопросы и предлагают свою помощь, принимают участие в осуществлении исследовательских проектов с детьми. Анонимное анкетирование родителей, проведенное в группах ДОУ в октябре 2015г. с целью определения уровня удовлетворенности родителей воспитанников работой воспитателя, показало, что 97,6 % родителей довольныпроводимой работой.

Литература:

  1. Аннотированный каталог интернет-ресурсов для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Составитель: Е. В. Соломина, преподаватель литературы, высшая квалификационная категория. Каменск-Уральский педагогический колледж.2008. — 27 с.
  2. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост. Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина. — Волгоград: Учитель, 2014. — 218 с.
  3. Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. — № 1. — С. 41–49.
  4. Детский сад, семья, школа — сотрудничество во благо ребенка: Материалы ІІ Республиканской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, г. Минск, 26 апреля 2007 г./ Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. — Минск: БГПУ, — 2007. — 132 с.
  5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. — М.: Просвещение, 2002. — 120 с.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (МинОбрНауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета RG.RU. 2013. Электронный ресурс: [http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html]
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, дошкольное образование, социальная сеть, электронная почта, образовательный маршрут, ребенок, страница группы, мобильное приложение, РФ, сложная задача.


Ключевые слова

электронная почта, сеть Интернет, страница группы в социальной сети ВКонтакте, средства ИКТ, образовательные маршруты

Похожие статьи

Использование информационных ресурсов во взаимодействии учителя и родителей в начальной школе

В статье рассматриваются содержание и результаты опыта работы с родительским комитетом и родителями в первом классе с помощью активного использования электронной почты и мобильных приложений для быстрого обмена информацией.

Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста

В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...

Использование ИКТ в работе кружка для младших школьников

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в организации внеурочной работы младших школьников при изучении правил дорожного движения.

Пути взаимодействия педагогов и родителей в профилактике ПАВ среди подростков

В статье предложены разработанные авторами методические рекомендации по профилактике ПАВ среди подростков родителям и педагогам. Рекомендации включают в себя правила эффективного взаимодействия с подростками; работу с родителями; информационную подач...

Использование Telegram-ботов в образовательном процессе (на примере ГУО СШ № 38 г. Гомеля)

В статье рассматриваются возможности использования в образовательном процессе чат-ботов в мессенджере Telegram, как один из способов повышения познавательной и учебной активности учащихся, а также более тесного взаимодействия учитель — ученик.

Социальная сеть ВКонтакте как инструмент для повышения мотивации обучающихся при обучении финансовой грамотности (на примере социального сообщества «Фин-Ботики»)

В статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с выявлением роли социального сообщества ВКонтакте «Фин-Ботики» в повышении мотивации у студентов при обучении финансовой грамотности. Для организации учебного процесса была использована социальная сеть ВКо...

Использование интерактивной доски на уроках ОБЖ

Статья посвящена проблеме использования информационных средств обучения (интерактивной доски) на уроках ОБЖ в общеобразовательных школах. В качестве методического материала представлена разработка урока на тему «Вулканы, извержения вулканов, располож...

Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.

Сайт группы ДОУ как инструмент дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников в режиме самоизоляции

В статье анализируется дистанционное взаимодействие с родителями воспитанников в период режима самоизоляции. Раскрываются основы применения сайта группы при дистанционном взаимодействии, и какие разделы сайта созданы для решения данной задачи.

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Похожие статьи

Использование информационных ресурсов во взаимодействии учителя и родителей в начальной школе

В статье рассматриваются содержание и результаты опыта работы с родительским комитетом и родителями в первом классе с помощью активного использования электронной почты и мобильных приложений для быстрого обмена информацией.

Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста

В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...

Использование ИКТ в работе кружка для младших школьников

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в организации внеурочной работы младших школьников при изучении правил дорожного движения.

Пути взаимодействия педагогов и родителей в профилактике ПАВ среди подростков

В статье предложены разработанные авторами методические рекомендации по профилактике ПАВ среди подростков родителям и педагогам. Рекомендации включают в себя правила эффективного взаимодействия с подростками; работу с родителями; информационную подач...

Использование Telegram-ботов в образовательном процессе (на примере ГУО СШ № 38 г. Гомеля)

В статье рассматриваются возможности использования в образовательном процессе чат-ботов в мессенджере Telegram, как один из способов повышения познавательной и учебной активности учащихся, а также более тесного взаимодействия учитель — ученик.

Социальная сеть ВКонтакте как инструмент для повышения мотивации обучающихся при обучении финансовой грамотности (на примере социального сообщества «Фин-Ботики»)

В статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с выявлением роли социального сообщества ВКонтакте «Фин-Ботики» в повышении мотивации у студентов при обучении финансовой грамотности. Для организации учебного процесса была использована социальная сеть ВКо...

Использование интерактивной доски на уроках ОБЖ

Статья посвящена проблеме использования информационных средств обучения (интерактивной доски) на уроках ОБЖ в общеобразовательных школах. В качестве методического материала представлена разработка урока на тему «Вулканы, извержения вулканов, располож...

Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.

Сайт группы ДОУ как инструмент дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников в режиме самоизоляции

В статье анализируется дистанционное взаимодействие с родителями воспитанников в период режима самоизоляции. Раскрываются основы применения сайта группы при дистанционном взаимодействии, и какие разделы сайта созданы для решения данной задачи.

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Задать вопрос