В статье обосновывается актуальность эффективного взаимодействия педагогов и родителей воспитанников ДОУ с применением средств ИКТ.
Ключевые слова: электронная почта, страница группы в социальной сети ВКонтакте, средства ИКТ, сеть Интернет, образовательные маршруты
Перед педагогами дошкольного образования в настоящий момент поставлена сложная задача: с одной стороны, обеспечить преемственность между ступенью дошкольного образования и последующими ступенями, а с другой стороны — не нарушить тот «сладостный и тонкий» мир детства, в котором ребенок развивается и познает окружающий мир и находит свое место в нем. Учитывая все особенности дошкольного возраста, его потенциал и ограничения, педагог ДО выстраивает систему образования, воспитания и обучения будущих творцов окружающей реальности. В столь сложной задаче неоценима роль родителей, и совершенно закономерно Новый Федеральный закон об образовании в РФ закрепляет за родителями «преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами» (ст.44, п.1). В итоге мы получаем триаду задач, стоящих перед современным педагогом ДО:
- Обеспечить преемственность ДО и последующих уровней общего образования;
- Сохранить самоценность и уникальность детства как важного этапа в развитии человека;
- Наладить социальное партнерство как форму эффективного взаимодействия между субъектами образования (воспитателями и воспитанниками, педагогами и родителями и т. д.)
Для решения всех трех задач мы обращаемся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: задача преемственности решается с помощью целевых ориентиров ДО на этапе его завершения, закрепленных во ФГОС; задачи сохранения уникальности и самоценности детства, а также налаживания партнерства между субъектами образования решаются с помощью постановки требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы, также закрепленных в стандарте.
В творческом поиске по реализации этих задач на практике коллектив ДОУ решил углубить работу с родителями, используя средства ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии как нельзя лучше подходят для осуществления дифференцированного подхода в работе с родителями, основные постулаты которого:
− взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
− соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
− учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
− сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
− взаимосвязь разных форм работы с родителями;
− одновременное влияние на родителей и детей;
− обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Современные родители активно пользуются социальными сетями, смартфонами, различными мобильными приложениями. Это большой ресурс для налаживания эффективной коммуникации и дифференцированного взаимодействия. Нами были использованы следующие инструменты: электронная почта родителей, страница группы в социальной сети ВКонтакте, мобильное приложение Viber, образовательные маршруты.
В первую очередь была создана база данных электронных адресов родителей. Связь с родителями по электронной почте позволяет обмениваться большими объемами информации, к примеру очень удобно с помощью этого ресурса оснастить каждого родителя законодательными материалами по вопросу дошкольного образования (Конвенция о правах ребенка, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Новый ФЗ об образовании в РФ № 273 ФЗ, ФГОС и т. д.). Владение родителями данной информацией делает общение педагогов и родителей более осмысленным и целенаправленным.
Следующим задействованным нами ресурсом стала страница группы в социальной сети В Контакте. Родители сами проявили инициативу по созданию страницы, активно используют ее для обмена фото- и видео-материалами с утренников и других мероприятий детского сада, интересными ссылками по развитию детей, информацией различного характера, касающейся текущей жизни группы. Воспитатель, в свою очередь, может дублировать здесь важные объявления, размещать групповые консультации по различным темам (патриотическому воспитанию, ОБЖ, здоровому образу жизни и т. д.), освещать тематику текущей недели, вносить предложения по развитию группы (например, по оснащению театрального уголка, пополнению уголка конструирования Лего-конструктором и т. д.). Такая страница была создана сначала в одной группе ДОУ, а затем подключились и все остальные группы.
Мобильное приложение Viber, которым оснащены современные смартфоны, — это еще один ресурс для оперативной связи с родителями. В некотором отличии от электронной почты и страницы в социальной сети, это приложение позволяет с еще большей скоростью доносить до родителей ту или иную информацию небольшого объема. При условии доступа в интернет, приложение позволяет передавать по телефону в режиме реального времени бесплатные текстовые, фото- и видео-сообщения как индивидуально, так и группе абонентов. Охват родителей с помощью данного приложения достаточно высок, к примеру в группе № 2 «Дюймовочка», списочный состав которой составляет 33 чел., родительская группа в приложении Viber составляет 24 человека. Таким образом, вместо обзвона 24 человек, воспитатель пишет одно сообщение, которое практически моментально получает вся группа. Диапазон вопросов, решаемых с помощью этого приложения очень широк. Это и вопросы организационно-бытового характера, как например, украшение беседки или участка, определение более предпочтительного времени для родительского собрания и ознакомление с повесткой дня и пр., так и обсуждение вопросов, касающихся образовательных моментов, как например оснащение математического кружка или изобразительной студии. Индивидуальные сообщения в том же приложении очень удобны для родителей, когда им нужно предупредить об отсутствии ребенка, опоздании, задать любой интересующий вопрос относительно состояния ребенка в настоящий момент. Воспитатель может не просто ответить, но сопроводить свое сообщение фото или даже видео. Все это сильно повышает уровень доверия и открытости в общении педагога с родителями.
Еще одним ресурсом, используемым нашими педагогами, является образовательный маршрут — инструктивные материалы и методические рекомендации по организации целенаправленной образовательной или культурно-просветительской деятельности родителей с детьми в сети Интернет. Образовательные маршруты могут быть обучающего, воспитательного, развивающего или творческого характера, также это могут быть варианты организации семейного досуга с использованием средств и сервисов ИКТ (например, виртуальные экскурсии в различные музеи мира — Московский Кремль http://tours.kremlin.ru/, Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/, сайты детских писателей — http://andersen.com.ua — все сказки Андерсена, http://s-marshak.ru — сайт о жизни и творчестве Самуила Маршака и др.) Этот ресурс открывает бездну возможностей для индивидуализации работы с родителями и детьми. При выявлении той или иной заинтересованности ребенка, склонности к какому-то виду деятельности, педагог составляет образовательный маршрут для совместной работы родителя и ребенка в сети интернет. Это могут быть как вопросы краеведческого характера патриотической направленности, так и вопросы творческого, интеллектуального развития и пр. Возможности поистине безграничны. Материалы образовательного маршрута могут быть представлены как в группе в социальной сети, так и персонально отправлены по электронной почте. Таким образом можно выстраивать как общую, так и индивидуальную траекторию развития группы или ребенка, а в дальнейшем родители охотно участвуют в создании и ведении детских портфолио.
Подводя итог, можно сказать, что использование ИКТ при взаимодействии с родителями усиливает взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; дает возможность учитывать своеобразие условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; сочетать индивидуальный подход к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; поддерживать взаимосвязь разных форм работы с родителями; одновременно влиять на родителей и детей; обеспечивать в работе с родителями определенную последовательность, систему.
Результатом данной работы является также и то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса, охотно задают вопросы и предлагают свою помощь, принимают участие в осуществлении исследовательских проектов с детьми. Анонимное анкетирование родителей, проведенное в группах ДОУ в октябре 2015г. с целью определения уровня удовлетворенности родителей воспитанников работой воспитателя, показало, что 97,6 % родителей довольныпроводимой работой.
Литература:
- Аннотированный каталог интернет-ресурсов для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Составитель: Е. В. Соломина, преподаватель литературы, высшая квалификационная категория. Каменск-Уральский педагогический колледж.2008. — 27 с.
- Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост. Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина. — Волгоград: Учитель, 2014. — 218 с.
- Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. — № 1. — С. 41–49.
- Детский сад, семья, школа — сотрудничество во благо ребенка: Материалы ІІ Республиканской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, г. Минск, 26 апреля 2007 г./ Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. — Минск: БГПУ, — 2007. — 132 с.
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. — М.: Просвещение, 2002. — 120 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (МинОбрНауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета RG.RU. 2013. Электронный ресурс: [http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html]