Нестандартные формы организации образовательной деятельности дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кальметьева, Е. А. Нестандартные формы организации образовательной деятельности дошкольников / Е. А. Кальметьева, Е. А. Кравченко, Т. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41623/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются различные нестандартные формы организации образовательной деятельности дошкольников. Авторами приведены примеры нестандартных форм организации образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений дошкольников.

Ключевые слова: дошкольное образование, нестандартные формы организации образовательной деятельности, формирование элементарных математических представлений, дошкольники

Нестандартные формы организации образовательной деятельности дошкольников — импровизированные занятия со свободной структурой. Это интересные, необычные формы представления материала на занятии. В целом, использование нестандартных форм позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно более емким, зрелищным, комфортным и динамичным [2].

Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать внимание и интерес детей дошкольного возраста, необходимы нестандартные формы организации образовательной деятельности.

Нестандартные занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой задачи [1, с. 13].

Выбор нестандартных форм организации образовательной деятельности дошкольников зависит от цели занятия. В таблице 1 представим различные формы организации образовательной деятельности дошкольников в зависимости от цели.

Таблица 1

Формы организации образовательной деятельности дошкольников

Цели

Формы

Развитие осмысленного отношения к знаниям

занятие — творчество,

создание произведений,

занятие — диалог,

защита знаний,

защита идей,

занятие — встреча…

Становление творческих способностей

занятие — сказка,

занятие — изобретательство,

творческий отчет,

занятие — выставка,

«удивительное рядом»,

занятие — сюрприз,

занятие — подарок от …, Например, от Смешариков

Расширение кругозора

прогулка по …,

экскурсия по …,

путешествие в прошлое (будущее),

путешествие на …,

путешествие по стране …

Стимулирование познавательного интереса

занятие — игра,

КВН,

занятие — журнал,

занятие — викторина,

занятие — кроссворд

Становление способностей к общению, сопереживанию

занятие — портрет,

занятие — интервью,

занятие — представление

Приобщение к активным формам

занятие — праздник,

занятие — поход,

занятие — концерт,

занятие — «круглый стол»,

занятие — исследование,

занятие — театр,

занятие — презентация,

занятие — мастер-класс

Приведем примеры нестандартных форм организации образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений дошкольников. Представим фрагменты занятий.

  1. Занятие. Тема: «Число и цифра 6».

Цель: систематизировать знания о числе и цифре 6.

Задачи:

закреплять количественный счет в пределах 6;

− формировать умение сравнивать числа;

− формировать умение устанавливать соответствие между элементами двух множеств, уравнивать множества, определять и использовать в речи понятия «столько же», «поровну», «больше», «меньше».

Логика образовательной деятельности.

  1. Организационный этап.

В группу заходит Красная Шапочка (педагог в образе сказочной героини).

К. Ш.: Здравствуйте, ребята! Меня мама отправила в гости к бабушке. В лесу я встретила Волка, и он приготовил для меня сложные задания. Чтобы пройти к бабушке, мне нужно их выполнить. Одной мне не справиться! Нужна ваша помощь! Вы мне поможете?

Д: Да.

  1. Основной этап.

К. Ш.: Я шла по лесу, пела свою песенку и собирала грибы, много собрала, а чего больше — грибов или пирожков в корзинке не знаю. Что теперь делать?

Д: Посчитать грибы и пирожки.

Красная Шапочка раздает рисунки с грибами и пирожками детям.

К. Ш.: Посмотрите на рисунки, чего больше грибов или пирожков?

Дети затрудняются ответить.

К.Ш.: Что нужно сделать, чтобы узнать, чего больше?

Д: Расставить (разложить) парами.

К. Ш.: Разложите парами. Посмотрите, чего больше — грибов или пирожков?

Д: Их поровну (или пирожков столько же, сколько и грибов).

К. Ш.: Что значит «поровну»?

Д: одинаковое количество.

К. Ш.: На полянке нашла еще один гриб. Чего стало больше?

Д: Грибов стало больше.

К. Ш.: На сколько грибов стало больше, чем пирожков?

Д: На 1 гриб

К. Ш.: Почему?

Д: У одного гриба нет пары.

К. Ш.: Посчитайте грибы и пирожки.

Д: 6 грибов и 5 пирожков.

К. Ш.: Сравните числа. Что можете сказать?

Д: 6 больше 5.

К. Ш.: Значит, 6 больше, чем 5, на сколько?

Д: На 1.

К. Ш.: Что нужно сделать, чтобы грибов и пирожков стало поровну?

Д: Прибавить еще 1 пирожок.

К. Ш.: Как еще можно получить одинаковое количество грибов и пирожков?

Д: Убрать 1 гриб.

Красная Шапочка показывает цветок детям.

К. Ш.: Посмотрите, какой цветок я нашла в лесу, сколько у него лепестков?

Д: 6

К. Ш.: Чего еще бывает по 6?

Д: У снежинки 6 лучиков, 6 лапок у насекомого…

К. Ш.: Волк приготовил для вас еще одно задание. Будьте внимательны! Я буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы будете показывать карточкой. Самое главное условие — говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.

К. Ш.: Сколько пальцев на правой руке? (5).

К. Ш.: Сколько сигналов у светофора? (3).

К. Ш.: Сколько носов у двух псов (4).

К. Ш.: Сколько ушей у 3 мышей? (6).

К. Ш.: Сколько ножек у божьей коровки (6).

К. Ш.: Все верно.

Красная Шапочка благодарит за помощь!

  1. Занятие. Тема: «Продукты питания».

Цель: совершенствовать умение сравнивать группы предметов.

Задачи:

− закреплять знания о продуктах питания (молочных, мясных продуктах, фруктах и овощах);

− формировать умение сравнивать группы предметов по количеству, используя выражения «больше», «меньше», «равно», «столько же»;

− формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и числом, обозначающим это количество.

Логика образовательной деятельности.

Организационный момент.

В группу под музыку заходит кот Матроскин (педагог в образе литературного героя).

М: Здравствуйте, ребята. Вы угадали, кто я?

Д: Кот Матроскин.

М: Ко мне сегодня в гости придут Шарик, дядя Федор и почтальон Печкин. Мне нужно их угостить. Я пришел из магазина, накупил продуктов. Посмотрите, что у меня в руках? (показывает пакет с продуктами). Помогите, пожалуйста, сложить продукты в холодильник, подскажите, все ли я верно купил, чтобы гости остались довольны.

Основной этап.

У каждого ребенка пакетик с «продуктами» (с картинками продуктов), модель «Веселый холодильник» (в нем несколько «полок»).

DSC01866.JPG

М: Возьмите из пакета фрукты. Какие фрукты в пакете?

Д: Яблоки и бананы.

М: Каких фруктов больше? Предположите.

Д: Бананов.

М: Давайте проверим. Как нужно разложить их, чтобы определить, каких фруктов больше?

Д: На одну полку кладем яблоки, на другую полку, располагая парами, под яблоками кладем бананы.

М: Разложите яблоки и бананы на полки. Что можно сказать о количестве яблок и бананов?

Д: Бананов больше, чем яблок.

М: На сколько больше?

Д: На 1.

М: Что нужно сделать, чтобы яблок и бананов стало поровну?

Д: Добавить 1 яблоко или убрать 1 банан.

М: Разложите поровну яблок и бананов. Возьмите из пакета колбасу и сосиски. Как по — другому можно назвать эти продукты?

Д: Мясные продукты.

М: Чего больше палочек колбасы или сосисок? Предположите.

Д: Палочек колбасы.

М: Давайте проверим. Как нужно разложить их, чтобы определить, чего больше?

Д: На одну полку кладем палочки колбасы, на другую полку, располагая парами, под палочками колбасы кладем сосиски.

М: Что можно сказать о количестве палок колбасы и сосисок?

Д: Колбасы больше, чем сосисок

М: На сколько больше?

Д: На 3 штуки.

М: Что нужно сделать, чтобы колбасы и сосисок стало поровну?

Д: Добавить 3 сосиски или съесть 3 палочки колбасы.

М: Разложите поровну на полки палочки колбасы и сосиски. Какие продукты остались в пакете?

Д: Молочные продукты.

М: Чего меньше банок сметаны или пакетов молока?

Д: Пакетов молока.

М: Давайте проверим. Как нужно разложить их, чтобы определить, чего меньше?

Д: На одну полку ставим банки сметаны, на другую полку, располагая парами, под банками сметаны ставим пакеты с молоком.

М: Что можно сказать о количестве банок сметаны и пакетов молока?

Д: Банок сметаны меньше, чем пакетов молока.

М: А на сколько меньше?

Д: На 2.

М: Что нужно сделать, чтобы банок сметаны и пакетов молока стало поровну?

Д: Добавить 2 банки сметаны или убрать 2 пакета молока.

М: Какие молодцы! Вот и гости пришли. Давайте угостим наших гостей продуктами из холодильника.

Таким образом, нестандартные формы организации образовательной деятельности способствуют формированию у дошкольников устойчивого интереса к занятиям; формированию предпосылок учебной деятельности (умений: принимать учебную задачу; следовать правилам; мыслить и действовать самостоятельно; осуществлять контроль собственных действий; обеспечивать подготовку руки к письму); оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у дошкольников происходит формирование умений, совершенствование знаний в ведущих для их возраста видах деятельности; способствуют снятию напряжения; вовлечению детей в поисковую творческую деятельность.

Литература:

  1. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. И. О. Карелина. — Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. — С. 13.
  2. Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности: Межвузовский сборник трудов / Под ред. А. Н. Троян, Н. Д. Ватутиной. Екатеринбург: УГПИ, 2008. — С. 58.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, нестандартная форма организации, гриб, образовательная деятельность, пакет молока, образовательная деятельность дошкольников, палочка колбасы, банка сметаны, красная Шапочка, пирожок.


Ключевые слова

дошкольное образование, дошкольники, нестандартные формы организации образовательной деятельности, формирование элементарных математических представлений

Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

В статье отражены направления по формирования элементарных математических представлений средствами дидактических игр и упражнений в соответствии с ФГОС ДО, даны определения основным терминам и рассмотрены практические моменты.

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Формирование элементарных математических представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования

Статья посвящена формированию элементарных представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования, приведены результаты исследования реализации годовой программы формирования математических представлений.

Развитие интелектуальных способностей старших дошкольников в процессе реализации современных образовательных технологий

В статье приводятся результаты обследования интелектуальной сферы старших дошкольников. Представлено обоснование программы развития интелектуальной сферы старших дошкольников в процессе организации развивающих игр по формированию элементарных математ...

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности

В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Коммуникативные игры в обучении дошкольников иностранному языку

В статье рассматриваются коммуникативные игры как эффективное средство обучения дошкольников иностранному языку. Проанализированы цели обучения дошкольников иностранному языку, классификации обучающих игр, а также отличия коммуникативных игр от други...

Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи

В статье раскрывается понятие «диалогической речи», перечислены игровые технологии её развития, а также описание некоторых педагогических технологий для дошкольников как средство активизации детской речи.

Развитие изобразительных навыков детей дошкольного возраста: теоретический обзор

Статья представляет собой теоретический обзор по проблеме развития изобразительных навыков детей дошкольного возраста. Раскрыто понятие «изобразительные навыки», выделены критерии развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста, ...

Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

В статье отражены направления по формирования элементарных математических представлений средствами дидактических игр и упражнений в соответствии с ФГОС ДО, даны определения основным терминам и рассмотрены практические моменты.

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Формирование элементарных математических представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования

Статья посвящена формированию элементарных представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования, приведены результаты исследования реализации годовой программы формирования математических представлений.

Развитие интелектуальных способностей старших дошкольников в процессе реализации современных образовательных технологий

В статье приводятся результаты обследования интелектуальной сферы старших дошкольников. Представлено обоснование программы развития интелектуальной сферы старших дошкольников в процессе организации развивающих игр по формированию элементарных математ...

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности

В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Коммуникативные игры в обучении дошкольников иностранному языку

В статье рассматриваются коммуникативные игры как эффективное средство обучения дошкольников иностранному языку. Проанализированы цели обучения дошкольников иностранному языку, классификации обучающих игр, а также отличия коммуникативных игр от други...

Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи

В статье раскрывается понятие «диалогической речи», перечислены игровые технологии её развития, а также описание некоторых педагогических технологий для дошкольников как средство активизации детской речи.

Развитие изобразительных навыков детей дошкольного возраста: теоретический обзор

Статья представляет собой теоретический обзор по проблеме развития изобразительных навыков детей дошкольного возраста. Раскрыто понятие «изобразительные навыки», выделены критерии развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста, ...

Задать вопрос