В статье рассматриваются различные нестандартные формы организации образовательной деятельности дошкольников. Авторами приведены примеры нестандартных форм организации образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений дошкольников.
Ключевые слова: дошкольное образование, нестандартные формы организации образовательной деятельности, формирование элементарных математических представлений, дошкольники
Нестандартные формы организации образовательной деятельности дошкольников — импровизированные занятия со свободной структурой. Это интересные, необычные формы представления материала на занятии. В целом, использование нестандартных форм позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно более емким, зрелищным, комфортным и динамичным [2].
Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать внимание и интерес детей дошкольного возраста, необходимы нестандартные формы организации образовательной деятельности.
Нестандартные занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой задачи [1, с. 13].
Выбор нестандартных форм организации образовательной деятельности дошкольников зависит от цели занятия. В таблице 1 представим различные формы организации образовательной деятельности дошкольников в зависимости от цели.
Таблица 1
Формы организации образовательной деятельности дошкольников
Цели |
Формы |
Развитие осмысленного отношения к знаниям |
занятие — творчество, создание произведений, занятие — диалог, защита знаний, защита идей, занятие — встреча… |
Становление творческих способностей |
занятие — сказка, занятие — изобретательство, творческий отчет, занятие — выставка, «удивительное рядом», занятие — сюрприз, занятие — подарок от …, Например, от Смешариков |
Расширение кругозора |
прогулка по …, экскурсия по …, путешествие в прошлое (будущее), путешествие на …, путешествие по стране … |
Стимулирование познавательного интереса |
занятие — игра, КВН, занятие — журнал, занятие — викторина, занятие — кроссворд |
Становление способностей к общению, сопереживанию |
занятие — портрет, занятие — интервью, занятие — представление |
Приобщение к активным формам |
занятие — праздник, занятие — поход, занятие — концерт, занятие — «круглый стол», занятие — исследование, занятие — театр, занятие — презентация, занятие — мастер-класс |
Приведем примеры нестандартных форм организации образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений дошкольников. Представим фрагменты занятий.
- Занятие. Тема: «Число и цифра 6».
Цель: систематизировать знания о числе и цифре 6.
Задачи:
закреплять количественный счет в пределах 6;
− формировать умение сравнивать числа;
− формировать умение устанавливать соответствие между элементами двух множеств, уравнивать множества, определять и использовать в речи понятия «столько же», «поровну», «больше», «меньше».
Логика образовательной деятельности.
- Организационный этап.
В группу заходит Красная Шапочка (педагог в образе сказочной героини).
К. Ш.: Здравствуйте, ребята! Меня мама отправила в гости к бабушке. В лесу я встретила Волка, и он приготовил для меня сложные задания. Чтобы пройти к бабушке, мне нужно их выполнить. Одной мне не справиться! Нужна ваша помощь! Вы мне поможете?
Д: Да.
- Основной этап.
К. Ш.: Я шла по лесу, пела свою песенку и собирала грибы, много собрала, а чего больше — грибов или пирожков в корзинке не знаю. Что теперь делать?
Д: Посчитать грибы и пирожки.
Красная Шапочка раздает рисунки с грибами и пирожками детям.
К. Ш.: Посмотрите на рисунки, чего больше грибов или пирожков?
Дети затрудняются ответить.
К.Ш.: Что нужно сделать, чтобы узнать, чего больше?
Д: Расставить (разложить) парами.
К. Ш.: Разложите парами. Посмотрите, чего больше — грибов или пирожков?
Д: Их поровну (или пирожков столько же, сколько и грибов).
К. Ш.: Что значит «поровну»?
Д: одинаковое количество.
К. Ш.: На полянке нашла еще один гриб. Чего стало больше?
Д: Грибов стало больше.
К. Ш.: На сколько грибов стало больше, чем пирожков?
Д: На 1 гриб
К. Ш.: Почему?
Д: У одного гриба нет пары.
К. Ш.: Посчитайте грибы и пирожки.
Д: 6 грибов и 5 пирожков.
К. Ш.: Сравните числа. Что можете сказать?
Д: 6 больше 5.
К. Ш.: Значит, 6 больше, чем 5, на сколько?
Д: На 1.
К. Ш.: Что нужно сделать, чтобы грибов и пирожков стало поровну?
Д: Прибавить еще 1 пирожок.
К. Ш.: Как еще можно получить одинаковое количество грибов и пирожков?
Д: Убрать 1 гриб.
Красная Шапочка показывает цветок детям.
К. Ш.: Посмотрите, какой цветок я нашла в лесу, сколько у него лепестков?
Д: 6
К. Ш.: Чего еще бывает по 6?
Д: У снежинки 6 лучиков, 6 лапок у насекомого…
К. Ш.: Волк приготовил для вас еще одно задание. Будьте внимательны! Я буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы будете показывать карточкой. Самое главное условие — говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
К. Ш.: Сколько пальцев на правой руке? (5).
К. Ш.: Сколько сигналов у светофора? (3).
К. Ш.: Сколько носов у двух псов (4).
К. Ш.: Сколько ушей у 3 мышей? (6).
К. Ш.: Сколько ножек у божьей коровки (6).
К. Ш.: Все верно.
Красная Шапочка благодарит за помощь!
- Занятие. Тема: «Продукты питания».
Цель: совершенствовать умение сравнивать группы предметов.
Задачи:
− закреплять знания о продуктах питания (молочных, мясных продуктах, фруктах и овощах);
− формировать умение сравнивать группы предметов по количеству, используя выражения «больше», «меньше», «равно», «столько же»;
− формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и числом, обозначающим это количество.
Логика образовательной деятельности.
Организационный момент.
В группу под музыку заходит кот Матроскин (педагог в образе литературного героя).
М: Здравствуйте, ребята. Вы угадали, кто я?
Д: Кот Матроскин.
М: Ко мне сегодня в гости придут Шарик, дядя Федор и почтальон Печкин. Мне нужно их угостить. Я пришел из магазина, накупил продуктов. Посмотрите, что у меня в руках? (показывает пакет с продуктами). Помогите, пожалуйста, сложить продукты в холодильник, подскажите, все ли я верно купил, чтобы гости остались довольны.
Основной этап.
У каждого ребенка пакетик с «продуктами» (с картинками продуктов), модель «Веселый холодильник» (в нем несколько «полок»).
М: Возьмите из пакета фрукты. Какие фрукты в пакете?
Д: Яблоки и бананы.
М: Каких фруктов больше? Предположите.
Д: Бананов.
М: Давайте проверим. Как нужно разложить их, чтобы определить, каких фруктов больше?
Д: На одну полку кладем яблоки, на другую полку, располагая парами, под яблоками кладем бананы.
М: Разложите яблоки и бананы на полки. Что можно сказать о количестве яблок и бананов?
Д: Бананов больше, чем яблок.
М: На сколько больше?
Д: На 1.
М: Что нужно сделать, чтобы яблок и бананов стало поровну?
Д: Добавить 1 яблоко или убрать 1 банан.
М: Разложите поровну яблок и бананов. Возьмите из пакета колбасу и сосиски. Как по — другому можно назвать эти продукты?
Д: Мясные продукты.
М: Чего больше палочек колбасы или сосисок? Предположите.
Д: Палочек колбасы.
М: Давайте проверим. Как нужно разложить их, чтобы определить, чего больше?
Д: На одну полку кладем палочки колбасы, на другую полку, располагая парами, под палочками колбасы кладем сосиски.
М: Что можно сказать о количестве палок колбасы и сосисок?
Д: Колбасы больше, чем сосисок
М: На сколько больше?
Д: На 3 штуки.
М: Что нужно сделать, чтобы колбасы и сосисок стало поровну?
Д: Добавить 3 сосиски или съесть 3 палочки колбасы.
М: Разложите поровну на полки палочки колбасы и сосиски. Какие продукты остались в пакете?
Д: Молочные продукты.
М: Чего меньше банок сметаны или пакетов молока?
Д: Пакетов молока.
М: Давайте проверим. Как нужно разложить их, чтобы определить, чего меньше?
Д: На одну полку ставим банки сметаны, на другую полку, располагая парами, под банками сметаны ставим пакеты с молоком.
М: Что можно сказать о количестве банок сметаны и пакетов молока?
Д: Банок сметаны меньше, чем пакетов молока.
М: А на сколько меньше?
Д: На 2.
М: Что нужно сделать, чтобы банок сметаны и пакетов молока стало поровну?
Д: Добавить 2 банки сметаны или убрать 2 пакета молока.
М: Какие молодцы! Вот и гости пришли. Давайте угостим наших гостей продуктами из холодильника.
Таким образом, нестандартные формы организации образовательной деятельности способствуют формированию у дошкольников устойчивого интереса к занятиям; формированию предпосылок учебной деятельности (умений: принимать учебную задачу; следовать правилам; мыслить и действовать самостоятельно; осуществлять контроль собственных действий; обеспечивать подготовку руки к письму); оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у дошкольников происходит формирование умений, совершенствование знаний в ведущих для их возраста видах деятельности; способствуют снятию напряжения; вовлечению детей в поисковую творческую деятельность.
Литература:
- Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. И. О. Карелина. — Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. — С. 13.
- Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности: Межвузовский сборник трудов / Под ред. А. Н. Троян, Н. Д. Ватутиной. Екатеринбург: УГПИ, 2008. — С. 58.