Учащиеся сельских школ, хотя и живут при максимальной приближенности к природе, но особого внимания на неё не обращают. Не слыша дыхания земли, ученики почти разучились слышать себя и друг друга. В этом причина ухудшения здоровья детей, их безразличие к себе и всему окружающему, проявляющееся взрывами внезапной агрессии. Трудность усвоения знаний является следствием несформированности экологического сознания, потери ощущения всеобщих взаимосвязей, которые позволили бы выстраивать эти знания в систему.
Ключевые слова: культура, экологическая культура, эколого-краеведческая деятельность
К. Д. Ушинский отмечал, что один день на природе среди рощ и полей дороже многих недель, проведённых на учебной скамье. Природа как первоисточник знаний — лучший учитель. Учебники могут лишь помочь осмыслить впитанное естественным путём ощущение гармонии и единства, без которого экологическая культура существовала бы только в теории. Без непосредственного общения с природой человеческий интеллект утратил бы память о том, что всё связано со всем. Особенно это касается обучающихся городских школ, с детства обделённых радостью общения с природой. Экологическое воспитание школьников означает формирование у них экологического сознания — сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в его умении обращаться с ней. Формирование этой культуры — длительный процесс, начинающийся обычно в семье, продолжающийся в школе, а также вне её. Цель формирования экологической культуры учащихся состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и Природы, при сформированности у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Ермоловская школа существует более полувека. Приоритетным направлением её учебно-воспитательной работы является туристко-краеведческая деятельность, постепенно приобретавшая всё более яркую экологическую направленность. Развивая сложившиеся традиции, школа стала опираться в своей работе на концепцию А. А. Остапца «Школа жизни — окружающий мир». Сегодня научной работой школы руководит И. Н. Солодина. Наша тема — «Формирование экологической культуры личности средствами эколого-краеведческой деятельности».
Одним из основополагающих принципов работы школы стали поездки на природу (например, в лес Давыдовского лесхоза), во время которых лес представляет не безликим множеством растений, а содружеством организмов, каждый из которых имеет своё название, положение, историю и характер. Погружения в природную и этнокультурную среду во время уроков под открытым небом, походов, полевых практик и работы на экологической тропе, во время традиционной (осенней и весенней экскурсии, в начале и конце учебного года), «Минута тишины в природе», делают мир роднее и понятней. Пришкольный участок — ближайшая экосистема, где можно на практике изучать, наблюдать, анализировать, делать выводы об особенностях взаимодействия живых организмов между собой и окружающей средой, передавать знания другим и работать над улучшением этой территории. Воспитанники, получившие такой опыт, ежегодно выезжают в учебно-познавательные экскурсии в заповедники, заказники, к памятникам природы Воронежской области.
Главное — осмыслить предназначение и место в этом мире человека и человечества. Из всех живых существ на планете лишь человеку присуще чувство историзма. Именно оно позволяет ему давать пространственно-временные характеристики изменения действительности. Этому помогают эколого-философские диспуты, которые проводятся, как правило, на природе. Увлекательно проходит диспут «Земля — особая форма жизни?», где одна групп отстаивает точку зрения, что Земля — единый живой организм, другая — что Земля есть неживое тело, а третья — представляет нашу планету как нечто иное, особое, предлагая своё оригинальное видение проблемы. Живой интерес вызывают также диспуты для учащихся средней и старшей школы на темы: «Секрет выживаемости культур и цивилизаций», «Кто такой учитель и что такое школа?» и для младших «Как стать неболейкой?», и «Сельские жители — друзья природы?».
«Зимний сад», созданный руками учащихся и учителей, выполняет важную функцию в формировании экологической культуры школьников. Растения, выращиваемые в зимнем саду, используются в озеленении школы и создании экологически здоровой микросреды учебных помещений.
Преемственность в нашей школе означает сохранение традиций коллективной природоведческой и краеведческой деятельности, основанных на принципах «старшие — младшим», «от простого — к сложному» и «от общего — к частному». Это способствует созданию атмосферы сотрудничества и личной ответственности за всё, что происходит в окружающем мире. Влад частички своей души и труда в улучшение окружающего мира помогает формированию у воспитанников экологически грамотного поведения и желания передать эти навыки окружающим людям. Воспитанники школы становятся инициаторами эколого-просветительской и краеведческой деятельности. В результате всё больше детей с интересом включаются в проектно-исследовательскую работу, и это позволяет надеяться, что школа способна стать местом воспитания и роста экологической культуры.
Традиционно большая часть проектно-исследовательской работы проходит в общении с природой, что помогает укреплению здоровья учащихся и повышению их адаптационных способностей к интеллектуальным нагрузкам. Учащиеся и педагоги школы разрабатывают оригинальные проекты по организации здоровьесберегающих занятий и активно распространяют опыт их внедрения среди других школ.
В школе работают: эколого-краеведческий кружок, творческие мастерские, проводятся обзорные и тематические экскурсии. Особо ценными стали такие интерактивные авторские формы работы, как игры «Живое — неживое», «Моделирование образа планеты» и «Круг друзей». В эколого-краеведческом кружке идёт подготовка к экспедиционной работе (работа с картографическим материалом, обучение технике определения растений, животных, грибов, почв, горных пород и минералов и т. д.). Здесь же обрабатываются материалы полевых исследований, составляются научно-творческие отчёты, проходит фотоконкурс «Окно в природу». Кружок — центр разработки экологических троп, встреч с учёными, интересными людьми, ветеранами ВОВ. Кружок и творческие мастерские — это небольшие центры творческого общения и развития учащихся.
В перспективе педагоги и учащиеся школы планируют создание эколого-краеведческого музея, в котором будут представлены семь основных экспозиций, посвящённых развитию жизни на Земле и на территории села Ермоловка, развитию культуры и народных промыслов жителей села, маршрутам наших экспедиций и экскурсий. Начавшись с коллекций, музей постепенно станет действующим штабом эколого-краеведческого объединения «Радуга» и Советы школы, где будут систематизироваться знания об окружающем мире и осмысливаться место человека в нём. Музей — станет центром творческого общения и развития учащихся.
В школе разработан годовой цикл экологически ориентированной деятельности старшеклассников-организаторов с младшими детьми, родителями и педагогами. Ключевыми являются дела на природе, для природы и людей. Игра-путешествие «Экологическая кругосветка» с маршрутами разной сложности и продолжительности предназначена для начальной и средней школы, а также жителей села.
Школа ежегодно участвует в областных краеведческих чтениях, конкурсах, олимпиадах, и семинарах, посвящённых проблемам формированию экологической культуры. В школе регулярно проходят театрализованные праздники, экологические игры, дни здоровья на природе, где в песнях, частушках, сценках обыгрываются реальные ситуации, подводятся итоги работы.
Традицией школы стало выступление агитбригады эколого-краеведческого кружка, посвященные Международному дню воды и Дню Земли. В репертуар школьного и сельского хора входят известные и наши авторские песни о родной природе. Школа организует литературные чтения своих стихов местного поэта Шишковского Романа Степановича, где большинство стихов посвящены окружающей природе и осмыслению человека на Земле.
Педагоги и учащиеся регулярно проводят мониторинг уровня экологической культуры коллектива школы. Это помогает планировать и корректировать экспериментальную работу.
Определить эффективность деятельности можно по её результату:
- достижения вовлеченных в неё учащихся: опыт участия и победы в конференциях, конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального уровней;
- результаты участия в интеллектуальных соревнованиях (призёры и победители на школьном и муниципальном уровне в Молодежных географических, биологических и химических чемпионатах; Всероссийском игровом конкурсе «Человек и природа»);
- рост мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла и, как результат, повышение общей успеваемости учащихся при изучении школьных дисциплин и, в конечном счете, профориентация и самореализация в области естествознания (географии, биологии, экологии, химии и медицины);
- рост социальной активности учащихся (экологические акции, трудовые десанты по благоустройству школьной территории, и т. д.).
Формирование экологической культуры личности становится важнейшим элементом учебно-воспитательного процесса. Экологическое образование становится обязательным для всех, как овладение письмом.
Экологические знания необходимы каждому человеку. Формировать экологическую культуру личности ученика реализуя эколого-краеведческий подход, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе призвана семья и школа. Эколого-краеведческая работа прививает у молодёжи любовь к родному краю, развитию творческого интереса в области естественных наук, осознанному выбору профессии и продолжению научной деятельности.