Формирование экологической культуры средствами эколого-краеведческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 1435 раз

Библиографическое описание:

Ковалёва, Е. В. Формирование экологической культуры средствами эколого-краеведческой деятельности / Е. В. Ковалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41627/ (дата обращения: 15.11.2024).



Учащиеся сельских школ, хотя и живут при максимальной приближенности к природе, но особого внимания на неё не обращают. Не слыша дыхания земли, ученики почти разучились слышать себя и друг друга. В этом причина ухудшения здоровья детей, их безразличие к себе и всему окружающему, проявляющееся взрывами внезапной агрессии. Трудность усвоения знаний является следствием несформированности экологического сознания, потери ощущения всеобщих взаимосвязей, которые позволили бы выстраивать эти знания в систему.

Ключевые слова: культура, экологическая культура, эколого-краеведческая деятельность

К. Д. Ушинский отмечал, что один день на природе среди рощ и полей дороже многих недель, проведённых на учебной скамье. Природа как первоисточник знаний — лучший учитель. Учебники могут лишь помочь осмыслить впитанное естественным путём ощущение гармонии и единства, без которого экологическая культура существовала бы только в теории. Без непосредственного общения с природой человеческий интеллект утратил бы память о том, что всё связано со всем. Особенно это касается обучающихся городских школ, с детства обделённых радостью общения с природой. Экологическое воспитание школьников означает формирование у них экологического сознания сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в его умении обращаться с ней. Формирование этой культуры — длительный процесс, начинающийся обычно в семье, продолжающийся в школе, а также вне её. Цель формирования экологической культуры учащихся состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и Природы, при сформированности у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Ермоловская школа существует более полувека. Приоритетным направлением её учебно-воспитательной работы является туристко-краеведческая деятельность, постепенно приобретавшая всё более яркую экологическую направленность. Развивая сложившиеся традиции, школа стала опираться в своей работе на концепцию А. А. Остапца «Школа жизни — окружающий мир». Сегодня научной работой школы руководит И. Н. Солодина. Наша тема — «Формирование экологической культуры личности средствами эколого-краеведческой деятельности».

Одним из основополагающих принципов работы школы стали поездки на природу (например, в лес Давыдовского лесхоза), во время которых лес представляет не безликим множеством растений, а содружеством организмов, каждый из которых имеет своё название, положение, историю и характер. Погружения в природную и этнокультурную среду во время уроков под открытым небом, походов, полевых практик и работы на экологической тропе, во время традиционной (осенней и весенней экскурсии, в начале и конце учебного года), «Минута тишины в природе», делают мир роднее и понятней. Пришкольный участок — ближайшая экосистема, где можно на практике изучать, наблюдать, анализировать, делать выводы об особенностях взаимодействия живых организмов между собой и окружающей средой, передавать знания другим и работать над улучшением этой территории. Воспитанники, получившие такой опыт, ежегодно выезжают в учебно-познавательные экскурсии в заповедники, заказники, к памятникам природы Воронежской области.

Главное — осмыслить предназначение и место в этом мире человека и человечества. Из всех живых существ на планете лишь человеку присуще чувство историзма. Именно оно позволяет ему давать пространственно-временные характеристики изменения действительности. Этому помогают эколого-философские диспуты, которые проводятся, как правило, на природе. Увлекательно проходит диспут «Земля — особая форма жизни?», где одна групп отстаивает точку зрения, что Земля — единый живой организм, другая — что Земля есть неживое тело, а третья — представляет нашу планету как нечто иное, особое, предлагая своё оригинальное видение проблемы. Живой интерес вызывают также диспуты для учащихся средней и старшей школы на темы: «Секрет выживаемости культур и цивилизаций», «Кто такой учитель и что такое школа?» и для младших «Как стать неболейкой?», и «Сельские жители — друзья природы?».

«Зимний сад», созданный руками учащихся и учителей, выполняет важную функцию в формировании экологической культуры школьников. Растения, выращиваемые в зимнем саду, используются в озеленении школы и создании экологически здоровой микросреды учебных помещений.

Преемственность в нашей школе означает сохранение традиций коллективной природоведческой и краеведческой деятельности, основанных на принципах «старшие — младшим», «от простого — к сложному» и «от общего — к частному». Это способствует созданию атмосферы сотрудничества и личной ответственности за всё, что происходит в окружающем мире. Влад частички своей души и труда в улучшение окружающего мира помогает формированию у воспитанников экологически грамотного поведения и желания передать эти навыки окружающим людям. Воспитанники школы становятся инициаторами эколого-просветительской и краеведческой деятельности. В результате всё больше детей с интересом включаются в проектно-исследовательскую работу, и это позволяет надеяться, что школа способна стать местом воспитания и роста экологической культуры.

Традиционно большая часть проектно-исследовательской работы проходит в общении с природой, что помогает укреплению здоровья учащихся и повышению их адаптационных способностей к интеллектуальным нагрузкам. Учащиеся и педагоги школы разрабатывают оригинальные проекты по организации здоровьесберегающих занятий и активно распространяют опыт их внедрения среди других школ.

В школе работают: эколого-краеведческий кружок, творческие мастерские, проводятся обзорные и тематические экскурсии. Особо ценными стали такие интерактивные авторские формы работы, как игры «Живое — неживое», «Моделирование образа планеты» и «Круг друзей». В эколого-краеведческом кружке идёт подготовка к экспедиционной работе (работа с картографическим материалом, обучение технике определения растений, животных, грибов, почв, горных пород и минералов и т. д.). Здесь же обрабатываются материалы полевых исследований, составляются научно-творческие отчёты, проходит фотоконкурс «Окно в природу». Кружок — центр разработки экологических троп, встреч с учёными, интересными людьми, ветеранами ВОВ. Кружок и творческие мастерские — это небольшие центры творческого общения и развития учащихся.

В перспективе педагоги и учащиеся школы планируют создание эколого-краеведческого музея, в котором будут представлены семь основных экспозиций, посвящённых развитию жизни на Земле и на территории села Ермоловка, развитию культуры и народных промыслов жителей села, маршрутам наших экспедиций и экскурсий. Начавшись с коллекций, музей постепенно станет действующим штабом эколого-краеведческого объединения «Радуга» и Советы школы, где будут систематизироваться знания об окружающем мире и осмысливаться место человека в нём. Музей — станет центром творческого общения и развития учащихся.

В школе разработан годовой цикл экологически ориентированной деятельности старшеклассников-организаторов с младшими детьми, родителями и педагогами. Ключевыми являются дела на природе, для природы и людей. Игра-путешествие «Экологическая кругосветка» с маршрутами разной сложности и продолжительности предназначена для начальной и средней школы, а также жителей села.

Школа ежегодно участвует в областных краеведческих чтениях, конкурсах, олимпиадах, и семинарах, посвящённых проблемам формированию экологической культуры. В школе регулярно проходят театрализованные праздники, экологические игры, дни здоровья на природе, где в песнях, частушках, сценках обыгрываются реальные ситуации, подводятся итоги работы.

Традицией школы стало выступление агитбригады эколого-краеведческого кружка, посвященные Международному дню воды и Дню Земли. В репертуар школьного и сельского хора входят известные и наши авторские песни о родной природе. Школа организует литературные чтения своих стихов местного поэта Шишковского Романа Степановича, где большинство стихов посвящены окружающей природе и осмыслению человека на Земле.

Педагоги и учащиеся регулярно проводят мониторинг уровня экологической культуры коллектива школы. Это помогает планировать и корректировать экспериментальную работу.

Определить эффективность деятельности можно по её результату:

  1. достижения вовлеченных в неё учащихся: опыт участия и победы в конференциях, конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального уровней;
  2. результаты участия в интеллектуальных соревнованиях (призёры и победители на школьном и муниципальном уровне в Молодежных географических, биологических и химических чемпионатах; Всероссийском игровом конкурсе «Человек и природа»);
  3. рост мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла и, как результат, повышение общей успеваемости учащихся при изучении школьных дисциплин и, в конечном счете, профориентация и самореализация в области естествознания (географии, биологии, экологии, химии и медицины);
  4. рост социальной активности учащихся (экологические акции, трудовые десанты по благоустройству школьной территории, и т. д.).

Формирование экологической культуры личности становится важнейшим элементом учебно-воспитательного процесса. Экологическое образование становится обязательным для всех, как овладение письмом.

Экологические знания необходимы каждому человеку. Формировать экологическую культуру личности ученика реализуя эколого-краеведческий подход, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе призвана семья и школа. Эколого-краеведческая работа прививает у молодёжи любовь к родному краю, развитию творческого интереса в области естественных наук, осознанному выбору профессии и продолжению научной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, школа, окружающий мир, экологическая культура, формирование, эколого-краеведческий кружок, бережное отношение, краеведческая деятельность, проектно-исследовательская работа, творческое общение.


Ключевые слова

экологическая культура, культура, эколого-краеведческая деятельность

Похожие статьи

Проблемы и перспективы подготовки студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников

В статье раскрыты три группы проблем, затрудняющих подготовку студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников: 1) отсутствие достаточного позитивного опыта выполнять сообща социально значимую деятельность у большинства сту...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Осознание, осмысление студентом отношения к учебной деятельности

В статье рассматривается стремление студентов рационализировать свою учебную деятельность, найти наиболее эффективные приемы изучения материала. Успешность их усилий в данной области зависит от уровня развития навыка самоанализа, воли, мотивации. Нед...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Экология воспитания в школе (размышления учителя)

Сегодня школа как никогда оказывается в ситуации выбора. Стоит признать, что многие теоретические положения ученых — дидактов так и не вошли в школьную практику, создав только «эклектизм» образовательной среды, определив засилье мозаичного педагогиче...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов

В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...

Здоровье детей и подготовка их к школе

Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть в детском саду и в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья, делает необходимыми поиски новых методик преподавания и воспитания, основывающихся на физиологических ...

Похожие статьи

Проблемы и перспективы подготовки студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников

В статье раскрыты три группы проблем, затрудняющих подготовку студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников: 1) отсутствие достаточного позитивного опыта выполнять сообща социально значимую деятельность у большинства сту...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Осознание, осмысление студентом отношения к учебной деятельности

В статье рассматривается стремление студентов рационализировать свою учебную деятельность, найти наиболее эффективные приемы изучения материала. Успешность их усилий в данной области зависит от уровня развития навыка самоанализа, воли, мотивации. Нед...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Экология воспитания в школе (размышления учителя)

Сегодня школа как никогда оказывается в ситуации выбора. Стоит признать, что многие теоретические положения ученых — дидактов так и не вошли в школьную практику, создав только «эклектизм» образовательной среды, определив засилье мозаичного педагогиче...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов

В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...

Здоровье детей и подготовка их к школе

Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть в детском саду и в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья, делает необходимыми поиски новых методик преподавания и воспитания, основывающихся на физиологических ...

Задать вопрос