Экологические конференции как результат исследовательской деятельности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 262 раза

Библиографическое описание:

Ковалёва, Е. В. Экологические конференции как результат исследовательской деятельности учащихся / Е. В. Ковалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41629/ (дата обращения: 15.11.2024).



Экологические конференции стали проводиться в нашей школе после исследовательских летних практик, поисковых работ, походов на природу.

Цели конференций: развитие интереса учащихся к вопросам взаимоотношения общества и окружающей среды, формирование интереса к экологии как к науке, овладение методами работы с научной литературой, возможность общения детей с людьми близкими по духу, обмен опытом исследовательской работы в области экологии и, в конце концов, формирование самооценки у учащихся, это поможет скорректировать личные качества.

На конференциях решаются также следующие задачи:

− способствовать через научно-практические конференции формированию исследовательских умений и навыков;

− научить школьников оценивать решения в области охраны природы и природопользования;

− сформировать определенную систему знаний и умений по экологии (сбор материалов, анализ исследовательских работ, оформление стендовых отчетов).

С 2007 года, в школе, постоянно работает экологическая группа учащихся 6–11-х классов. Сейчас это научное эколого-краеведческое общество «Радуга», в состав которого входят более 15 учащихся разного возраста.

Начала работу исследовательская группа с изучения экологического состояния школьных помещений и изучения экологического состояния пришкольной территории своего села. Темы для исследования выбираются с учетом желания самих учащихся и рекомендаций экологического практикума Дорогань Л. В. и Филиппова В. П., например: «Определение санитарных условий в учебных помещениях», «Определение санитарной роли древесных растений», «Составление схемы планировки и озеленения территории школы», «Товарный знак», «Экологические воззрения местного поэта Шишковского Р. С.».

В нашей школе, экологическое образование ведется через урочную систему (факультативы по экологии, экологические компоненты естественных предметов), а также через внеклассную работу (исследовательская летняя практика, походы на природу, экскурсии). Все эти виды экологических работ ведутся с исследовательской деятельностью школьников. Каждый школьник готовится к выступлению на школьных конференциях.

В соответствии с программой экологизации учебных предметов в системе образования РС (Я) и планом работы, в школе с 2006 года проводятся экологические конференции, названные экологическими чтениями. В конференциях в течение 7 лет участвовало 23 учащихся 6–11-х классов.

Работа конференций ведется в 2-х секциях — гуманитарного и естественно-научного цикла. На заседаниях секций конференции обсуждались проблемы охраны природы, связанные с исследовательскими работами учащихся и реферативными работами. В первой части конференции заслушиваются лучшие работы, победители олимпиад, городских экологических конференций. Во второй части конференции проводится выставка творческих работ учащихся (рисунки, наброски, выполненные во время походов в летнею практику, экскурсий в музеях).

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией научных материалов, зарисовок, чертежей, схем, таблиц, диаграмм, графиков, гербарий растений луга, коллекции насекомых, простейших приёмов слежения за состоянием окружающей среды (мониторинг), а также данными по проведению анализа воздуха, воды, почвы. Практический материал, наработанный в ходе летних практик, поисковых работ, походов на природу, с большим интересом воспринимается младшими школьниками, используя его на различных тематических линейках, посвящённых компонентам природы, выставках и классных часах. В финале конференции — развлекательная часть: концерт, показ одежды, сшитой из отходов — полиэтиленовых мешочков, пластиковых упаковок.

Необходимо также помнить, что в отличие от «взрослой» конференции, где о достоинствах работы мало говорят, а отмечают недостатки и спорные моменты, в школьной — каждую работу обязательно нужно отмечать, похвалить независимо от её качества. Неточности методики и анализа, допущенные школьником, не предмет обсуждения на конференции. Такой подход является необходимым стимулом для дальнейшей исследовательской работы.

По итогам конференций обязательно проводится информационная линейка, где учащиеся награждаются грамотами и призами.

Приглашаются также учащиеся из других школ Лискинского района, так гостями конференции неоднократно были учащиеся Копанищенской школы, желающие поделиться своим опытом с единомышленниками. Это одна из основных форм учебно-воспитательной работы, способствующая воспитанию и становлению гражданственности. На таких конференциях ребята фактически ощущают связь разных наук — географии, биологии, экологии, физики, математики.

Ежегодные экологические чтения дают учащимся знания о методах исследования: наблюдении и эксперименте, а также фотографировании, описании, при этом происходит тесная связь научного подхода и практики при изучении экологического состояния жилья, окружающей среды.

Основные термины (генерируются автоматически): конференция, окружающая среда, работа, учащийся, часть конференции, школа, экологическое состояние.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Краеведческие экскурсии как форма эколого-ориентированной работы в начальной школе

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся

Учебные Интернет-ресурсы как средство оптимизации самостоятельной работы учащихся старшего этапа общеобразовательной школы

Некоторые аспекты формирования экологической культуры учащихся

Игровые технологии на уроках как средство активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Краеведческие экскурсии как форма эколого-ориентированной работы в начальной школе

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся

Учебные Интернет-ресурсы как средство оптимизации самостоятельной работы учащихся старшего этапа общеобразовательной школы

Некоторые аспекты формирования экологической культуры учащихся

Игровые технологии на уроках как средство активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей

Задать вопрос