Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам: школьники не хотят читать, у детей плохо развито внимание, мышление, память, самостоятельность, не развита речь, дети равнодушны к изучаемому материалу. В данной статье рассказывается о использовании приемов театральной педагогики на уроках литературного чтения. Автор делится опытом использования активных методов обучения на уроках. Особое внимание уделяется методу разыгрывания ролей. Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Являясь ненавязчивой формой работы, театрализация помогает учителю достигать поставленных целей. Дети с удовольствием работают на уроках литературного чтения, проявляют интерес к чтению книг. У ребят хорошо развиваются артистизм, способность к самовыражению, творческое мышление.
Ключевые слова: активные методы обучения, театрализация, метод разыгрывание ролей, инсценировка, этюд, театрализованные игры
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Существенно изменилась роль учителя, которому необходимо выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности.
Главная задача каждого преподавателя — не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала.
При работе с детьми я столкнулась с такими проблемами:
− у детей плохо развито внимание, мышление, память, самостоятельность;
− не развита речь;
− дети равнодушны к изучаемому материалу, не проявляют интерес.
− стесняются самовыражаться, проявлять активность на уроках. (Активность проявляется на переменах).
Я поставила перед собой цель — создать такие условия, чтобы ребёнок стал не пассивным слушателем на уроке, а активным участником.
Для достижения своей цели я стала часто использовать на своих уроках методы активного обучения.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся.
Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.
Я решила объединить учебно-воспитательный процесс с игрой. Эффективней всего это получилось сделать на уроках литературного чтения. Я использовала метод разыгрывания ролей.
РАЗЫГРЫВАНИЕ РОЛЕЙ — игровой метод активного обучения. Чаще всего применяется на уроках литературного чтения, где используются приемы театральной педагогики.
На своих уроках я применяю следующие приёмы:
− этюд, выразительное чтение;
− инсценировка;
− театральная игра;
− кукольные постановки.
Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Одной из разновидностей игры в театральной педагогике является этюд.
Этюд — сценическое упражнение импровизационного характера, служащее для развития и совершенствования техники актёрского искусства. Существует несколько видов этюдов:
− одиночный этюд на эмоциональное воспоминание, на физическое самочувствие; (Например, А. Л. Барто «Игрушки» Дети читали стихи, показывая дикцией, жестами и мимикой эмоциональное и физическое состояние героев.)
− одиночный или парный этюд на действие с воображаемыми предметами;
− групповые этюды.
Одним из примеров группового этюда является инсценировка. Упражнения типа «читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)» занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке литературы. Именно поэтому с этого приема мои ученики и я начали познавать театральное искусство. Инсценировка всегда у нас начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Затем мы читаем рассказ по ролям и инсценируем его.
Рис. 1. Инсценировка русской народной сказки «Рукавичка», сказки А. С. Пушкина и т. д.
Я стараюсь сделать так, чтобы успешный ребенок и менее успешный поработали вместе. Время от времени я считаю целесообразным давать более сложные роли ученикам, занимающим в жизни положение ведомых, дабы они почувствовали уверенность в себе и осознали свою значимость в группе.
Урок литературы — всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему.
Театрализованные игры — это маленькие пьесы, разыгрываемые учениками, в основном импровизированные. Цель игр: оживить события, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и эмоции.
Рис. 2.
Одно из самых эффективных заданий — инсценирование текста. Это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). Мы выводим для дальнейшей работы 4 правила инсценирования текста:
1-е правило: мы должны точно представить и описать (на основе текста) время и место действия;
2-е правило: авторский текст не должен потеряться, мы имеем право отдать его персонажам, только надо точно определить, кому;
3-е правило: мы имеем право видоизменить текст, не искажая его смысла;
4-е правило: мы имеем право вводить новых персонажей или убирать кого-то из имеющихся.
Не всегда удаётся задействовать всех детей в инсценировке. Чем же заняты во время работы остальные дети? Они не просто зрители, ребята перевоплощаются в справедливых членов жюри. Оценивать работу артистов им помогают сигнальные карточки.
Благодаря театрализации дети получают возможность «прочувствовать» произведение. Ученики не только понимают, что хотел сказать автор, но и показывают своё отношение к прочитанному.
Рис. 3.
Все ли произведения программы можно инсценировать? При желании можно. Самое главное — чтобы желание работать с текстом возникло у детей. Как ни странно, есть произведения, которые не вдохновляют учеников на творчество, как и наоборот — огромное желание взяться за работу и воплотить прочитанное в мини спектакль.
В конце учебного года мы проводим праздник-концерт для родителей. Ребята самостоятельно выбирают произведение, которое не входит в программу, и инсценируют его. Я как учитель помогаю подготовиться, но во время театрального представления являюсь лишь зрителем.
Изучение литературы предусматривает широкие межпредметные связи. Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учеников, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков — развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь. Уроки литературы призваны научить человека думать, творить, отстаивать свои убеждения, но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написано людьми и для людей. Являясь ненавязчивой формой работы, театрализация помогает учителю достигать поставленных целей.
Систематически применяя эту методику, мы добились огромных успехов. Проблемы, с которыми мы столкнулись в первом классе благодаря использованию театральной педагогики, удалось преодолеть. Дети полюбили уроки литературного чтения, стали проявлять интерес к чтению книг.
У ребят хорошо развитыартистизм, способность к самовыражению, творческое мышление.
Дети участвуют в различные рода мероприятиях:
− самостоятельно организовывают и проводят «Капустники» среди учеников параллельных классов;
− принимают участие в городских конкурсах чтецов, вокальных и хореографических конкурсах;
− не только помогают вести школьные праздники, но и самостоятельно организовывают их.
Одним из наиболее ярких результатов является проект Новогодней сказки. Ученики 4 класса самостоятельно организовали Новогодний праздник для начальной школы. Сценаристы, режиссёры, костюмеры, постановщики хореографических и вокальных номеров — всё это мои любимые, талантливые и артистичные ученики. Они подарили детям незабываемые 30 минут восторга. Роль учителя сводилась к минимуму: направлять, подсказывать и поддерживать юных артистов.
Рис. 4.
Однако самым ярким результатом моей педагогической деятельности стали съёмки моих учеников в короткометражном художественном фильме «Сладкие олимпийские игры». Дети без проблем прошли кастинг и были отобраны на главные роли. Огромное спасибо кинокомпании «Самара фильм» за то, что они предоставили возможность нашим детям почувствовать себя настоящими киноактёрами. За хорошую работу дети были награждены медалями и статуэтками «Ника».
Рис. 5.
Уроки литературы призваны научить человека думать, творить, отстаивать свои убеждения, но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написано людьми и для людей. Являясь ненавязчивой формой работы, театрализация помогает учителю достигать поставленных целей.
Литература:
- Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин // Исследования разных лет. — М. — 1975.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. — М. — 1991.
- Ершов П. М. Технология актёрского искусства. / П. М. Ершов. – М.: ВТО. — 1969.
- Ершова А. П. Влияние актёрского творчества на всестороннее развитие личности школьника / А. П. Ершова // Сборник Нравственно-эстетическое воспитание школьников
- Кнебель М. О. Поэзия педагогики / М. О. Кнебель. — М. — 1976.
- Любинский И. Л. Театр для детей / И. Л. Любинский. — М.: Детская литература. — 1965.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина.– М. — 1971 г.