В статье представлено описание проектной деятельности детей по получению бумаги в домашних условиях методом вторичной переработки сырья.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, виды проектной деятельности
Данная тема актуальна для всего человечества, и особенно важна для подрастающего поколения. Так как человека нужно учить беречь и уважать природу и заботиться о своем будущем и будущем планеты не тогда, когда он уже скоро станет сам создавать новую семью, а тогда, когда он еще является ребенком, способным к ясному и четкому осознанию проблем действительности и накоплению знаний, теоретического и практического опыта, для решения таковых.
Китайский философ Конфуций говорил: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму!» Смысл этого высказывания заключается в том, что когда ребенку просто рассказывают, это чаще всего забывается, когда еще показывают, то вспоминая, ребенок строит ассоциации, а вот когда ребенку дают попробовать что-то сделать, сочетая с рассказом, то тут бесспорно получается наивысший процент запоминания. Достичь такого результата возможно путем вовлечения детей в проектную деятельность, как раз способной сочетать деятельность практическую и теоретическую.
Слово «проект» (в переводе с латинского языка — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Проектная деятельность, в нашем понимании, — это деятельность, которая четко спланирована как по времени, так и по месту проведения, и по составу и по количеству участников, направленная на достижение заранее определенной цели, создание определенного, уникального продукта или услуги. Данный вид деятельности включает в себя следующие этапы: анализ проблемы; постановка цели; выбор средств ее достижения; поиск и обработку информации, ее анализ и синтез; оценку полученных результатов и выводов.
Отметим, что проектная деятельность детей имеет множество положительных моментов: направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям. Так В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов свою классификацию представляют через следующие основания: вид целевой установки, уровень интеграции учебного материала, по объему учебного материала и времени его проработки, продолжительности, форме организации, по способам выполнения и завершения, по степени реализации, по уровню сложности заданий, по длительности, по характеру предметной области.
Наибольшую популярность в школе получили межпредметные, практико- ориентированные проекты. Именно они позволяют опираться на личный опыт детей, долгое время поддерживать их интерес к деятельности.
Проект, основным результатом которого является продукт, выявляющий возможность решения социальной проблемы, называется практико-ориентированным.
Приведем пример реализации практико-ориентированного проекта для учащихся начальной школы «Как и из чего делают бумагу». Мы выделяем в нем три этапа:
− 1этап. Ознакомительный (основная задача — охарактеризовать роль деревьев на нашей планете: участвуют в выработке кислорода, поглощают углекислый газ, используются человеком как строительный материал, для производства бумаги и т. д.).
− 2 этап. Практический (самостоятельное изготовление бумаги из вторсырья).
− 3. Этап. Аналитический (подводятся итоги, делается вывод).
Ниже представим описание нашей работы.
Участники проекта: учащиеся 4 класса ГБОУ СОШ с. Петровка Борского р-на Самарской области, студент 2 курса ФНО СГСПУ.
Актуальность: Каждый видел в своей жизни деревья, но не каждый знает об их роли на нашей планете. Порой человек воспринимает зеленое насаждение нашей планеты как неисчерпаемый ресурс, который работает на пользу человека. Практически каждый ребенок ответит вам, что «деревья делают кислород», что из деревьев можно построить дом, сделать мебель. Но мало кто знает о том, что деревьев не так уж и много на Земле, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. И виной тому не только хозяйственная деятельность человека, но и природные факторы: лесные пожары, естественное старение и исчезновение многих видов деревьев.
Немыслима жизнь человека без деревьев: это и строительный материал, и пищевой ресурс, и предмет для изготовления одежды, резины, бумаги.
Именно процесс изготовления бумаги из деревьев может заинтересовать школьников. Необходимо показать сколько деревьев тратится на изготовление одной школьной тетрадки или учебника. Также важно сформировать у детей бережное отношение к деревьям. А беречь — значит тратить как можно меньше, заботиться о растениях, использовать вторичное сырье (макулатуру), которое, к сожалению промышленными объектами, в последнее время, используется крайне редко и неохотно. Сейчас, практически не встретишь школьников, собирающих макулатуру и сдающих в специальные пункты. Для взрослых это кажется смешно и невыгодно, в среднем 1 рубль за килограмм бумаги.
Сдача макулатуры с качественными показателями, соответствующими требованиям ГОСТ, позволяет использовать её для изготовления упаковки, бумажной продукции разного сорта и предназначения, кровельных материалов и изоляции на картонной основе. В отличие от варки целлюлозы переработка вторичного сырья экономит древесину и энергоресурсы, способствуя сохранению чистоты природы.
Гипотеза: если изучить историю и способы создания бумаги на промышленных объектах, то в домашних условиях можно изготовить бумагу из вторично сырья, близкую по качеству производственной и использовать ее в декоративных целях, что позволит сберечь значительную часть деревьев.
Проблема: можно ли в домашних условиях изготовить бумагу для дальнейшего её использования.
Цель: в домашних условиях создать бумагу из вторичного сырья, сделать из нее декоративные поделки.
Объект изучения: производство бумаги в промышленных и домашних условиях.
Предмет изучения: условия создания бумаги в домашних условиях.
Задачи: изучить литературу о способах производства бумаги в домашних и промышленных условиях, посмотреть видеоролики о промышленном производстве бумаги, изготовить бумагу в домашних условиях.
− 1 этап. Необходимо познакомить детей с ролью деревьев на планете Земля.
Рассказ взрослого (в этой роли выступает студент 2 курса ФНО Краснослабодцев Илья): Деревья есть в каждом уголке планеты, они могут приспособиться к любому климату. В благоприятных условиях деревья естественно растут быстрее, в неблагоприятных — медленнее. Рост дерева с каждым годом происходит все медленнее и медленнее, так как чем больше дерево, тем труднее ему становится наращивать древесную массу. Все деревья делятся на вечнозеленые (или по-другому хвойные: хвоя в отличие от листьев не опадает осенью) и листопадные (лиственные деревья).
Основная роль деревьев на нашей планете — это образование из углекислого газа и воды кислорода, этот процесс называется фотосинтезом. Попробуем представить такую «картину» событий. Соотношение на земле вечнозеленых и листопадных деревьев равно 50:50 %. Процесс фотосинтеза осуществляют листья деревьев, причем его обязательным условием является наличие света. Мысленно нарисуем в нашей голове зимнее время года, на листопадных деревьях листики опадают, вследствие чего они не могут вырабатывать кислород. Хорошо, что нас выручают вечнозеленые деревца (и еще домашние растения). Теперь представим себе ночь, когда естественно нет света. Поэтому деревья тоже не могут вырабатывать кислород, кроме того, не надо забывать, что и само дерево нуждается в дыхании. Отсюда получается, что ночью, да еще если зимой, то ни одно дерево, даже вечнозеленое не вырабатывает кислорода. Человек же дышит кислородом круглые сутки, круглый год. Кроме того, используя в своей деятельности транспорт, который также поглощает огромное количество кислорода. По подсчетам ученых одно стандартное дерево вырабатывает за один год количество кислорода, нужное для дыхания семьи из трех человек также периодом на один год, а один автомобиль поглощает за 2 часа такое количество кислорода, которое дерево будет стараться выделять целых 2 года. Давайте только представим сколько автомобилей мы постоянно видим на дорогах и как тяжело приходится деревьям, которые работают всю свою жизнь!
Другая функция деревьев — строительный материал, сырье для производства резины, одежды, бумаги. Все живущие на земле люди постоянно сталкивается в своей жизни с бумагой, это писчая и печатная бумага (книги, журналы, газеты, тетради), различные отделочные материалы (обои, гипсокартон, наждачная бумага), бумага для поделок (оригами, аппликаций), упаковочная бумага (оберточная бумага, различные ящики, фантики на конфетах). И это еще маленький список того, что можно сделать из бумаги. Бумагу изготавливают из деревьев, из тех самых деревьев, которые вырабатывают необходимый нам кислород.
Для того, чтобы изготовить одну тонну бумаги необходимо 3,5 м3 древесины, это равно 17–20 спиленным деревьям. Из такого количества древесины получается около 400 пачек бумаги, формата A4. Только представьте, одно дерево растет в среднем около 30–40 лет, по всей же нашей планете ежегодно спиливается для производства бумаги 700 млн. деревьев. Только вдумаемся в эти цифры. Это не считая тех деревьев, которые спиливаются для производства досок и бревен. При этом надо отметить, что для изготовления бумаги подходят не все породы деревьев. Подходящими являются хвойные породы — сосна, пихта, лиственница, ольха, бук, эвкалипт; лиственные породы — осина, береза, тополь, клен. Посмотрите на названия этих деревьев, многие из них являются вечнозелеными. Те самые деревья, которые обеспечивают человечество кислородом круглый год. В этом списке также есть такое дерево, как тополь, оно хоть и не вечнозеленое, но является рекордсменом по выделению кислорода. Тополь выделяет его в 12 раз больше, чем хвойные породы деревьев за один и тот же период. Связано это с тем, что он очень быстро растет и может достигать огромных размеров, а чем больше дерево, тем больше оно вырабатывает кислорода.
Деревья очень важны для планеты и очень нужны ей. Их нужно беречь! И каждый из нас, ребенок он или взрослый, может помочь деревьям, сделав свой вклад во всеобщее, всемирное дело их сохранения. Сделать это очень просто: использованную бумагу отнести в пункт приема макулатуры или же найти ей применение дома.
Как же из спиленных деревьев получают бумагу и как же ее повторно перерабатывают? Узнаем это из видеоролика, который я вам и предлагаю посмотреть (https://goo.gl/YO62Uq). Процесс переработки макулатуры намного проще. Демонстрируем видеоролик (https://goo.gl/erCULf).
− 2 этап. Практический. Этапы работы представлены на фото.
Разорвать использованную бумагу на мелкие части. Сложить кусочки в баночку и залить их водой |
Отжать излишки воды, переложить в таз. Добавить немного воды, чайную ложку клея ПВА (для скрепления бумаги) и столовую ложку крахмала (для того, чтобы лист был эластичным и мог гнуться), взбить миксером. В результате должна получиться смесь наподобие каши. |
Полученную смесь выложить на сетку и дать стечь лишней воде. |
|
Теперь настало время для окончательной сушки. Выложить всё на полотенце, сверху положить марлю или газету и оставить под прессом на 24 часа. (Для быстроты сушки можно использовать фен или утюг). |
Сушить бумажную массу можно не на экране, а на чашке или на стаканчике, и тогда получится декоративная вазочка или мисочка, карандашница, шляпка для куклы. |
||
− 3 этап. Аналитический — делаем вывод о том, что деревья надо беречь, а для этого необходимо использовать различные методы, в том числе и процесс переработки макулатуры для производства бумаги.
Таким образом, проектная деятельность активизирует познавательный интерес школьников, позволяет отработать практические навыки, закрепляет полученные знания, настраивает их на активную работу, пробуждает желание к созиданию.
Литература:
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2008. 80 с.