Игровые технологии как средство формирование УУД на уроках немецкого языка в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 861 раз

Библиографическое описание:

Кубракова, Е. А. Игровые технологии как средство формирование УУД на уроках немецкого языка в начальной школе / Е. А. Кубракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41636/ (дата обращения: 17.10.2024).



Одной из важнейших целей современной системы образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. УУД могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.

Ключевые слова: игровые технологии, универсальные учебные действия

Обучение иностранному языку на начальном этапе должно строиться на основе игровых технологий. Младшие школьники учатся, играя и играя, развиваются и обучаются. Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий повышает мотивацию учащихся к изучению немецкого языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке, раскрывает способности детей, их индивидуальность. Процесс обучения становится интересным и занимательным.

Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи. В играх формируются нравственные качества ребенка [7]. В ходе игры дети учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Игра на уроке иностранного языка — это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию универсальных учебных действий.

Для формирования различных видов УУД на уроке иностранного языка можно использовать фонетические, лексические, орфографические, грамматические, ролевые, творческие игры.

Нередко у детей начальных классов возникает проблема с произношением звуков. Фонетические игры способствуют постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных звуков, практикуют и развивают произносительные навыки. Для обучения правильному произношению немецких согласных использую игру с ватными шариками. Рифмовки, считалки, скороговорки также помогают отрабатывать звуки и проводить фонетическую зарядку.

При обучении чтению и письму провожу игры на развитие звукового и буквенного анализа слов:

− учитель произносит (пишет) по-немецки короткое слово, затем делается короткая пауза. Ученики должны в это время сосчитать, сколько в слове звуков (букв) и по хлопку сообщить ответ;

− учитель предъявляет ряд букв и просит учеников разложить их в алфавитном порядке, тогда получится знакомое (новое) слово;

− учитель просит учеников правильно соединить прямыми линиями заглавные и соответствующим им маленькие буквы;

− учитель предъявляет ряд слов. Ученики должны выбрать те из них, где есть сочетания букв, которые произносятся как один звук.

Лексические игры преследуют цели — тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетанием слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся. Детям нравится играть в мяч «Как называется по-русски/по-немецки», с удовольствием принимают игры «Отгадай», «Снежный ком», «Поле чудес», «Хвастунишка», «Переводчик», «Игра –цепочка» и другие.

Многие лексические игры развивают мышление, память, внимание, воображение:

− дается ряд признаков, нужно подобрать какое-либо слово (или несколько слов), обладающее данными признаками;

− ученики получают карточки с названиями дней недели (времен года, месяцев на немецком языке). По хлопку учителя ученики выстраиваются в линию по порядку следования дней недели друг за другом;

− учитель предлагает детям найти в каждой строчке по одному известному слову, отбросив (зачеркнуть) ненужные буквы.

Большими обучающими возможностями обладает ролевая игра, которая предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему, способствует расширению ассоциативной базы и формированию учебного сотрудничества. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогической и монологической речи.

Для организации ролевых игр в начальной школе можно использовать куклы, мягкие игрушки. Возможны следующие формы игры:

− Перед классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу — расспросу: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Ты ходишь в школу? Как ты учишься?»

− «Мы взрослые, а куклы наши дети. Объясните вашим детям, как надо переходить улицу, как дойти до школы. Скажите им, чтобы они тепло оделись, потому что сегодня холодно»

− «Ваша кукла уже большая. Она умеет бегать, прыгать, петь, танцевать и так далее. Расскажите соседу обо всем, что умеет ваша кукла, и спросите его, что умеет делать его кукла».

С куклой можно пойти в магазин, в школу, в зоопарк, её можно повести к врачу и т. д. Как и обычная ролевая игра, игра с куклой позволяет строить сюжетные цепочки заданий. Использование ролевой игры с куклой разнообразит занятие, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует, таким образом, коммуникативной направленности урока.

Грамматические игры помогают автоматизировать употребление речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создают естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развивают творческую активность и самостоятельность учащихся. Игру «Пантомима» использую при изучении темы «Спряжение глаголов», игра «Жадная Варвара» помогает запомнить притяжательные местоимения, играя в игру «Упрямый Ганс» учащиеся усваивают употребление отрицаний в немецком языке. Игры с мячом, кубиком, в лото и домино также помогают закрепить изучаемый грамматический материал.

Задания творческого характера также можно организовать в форме игры:

− Закончи диалог и разыграй его;

− Сочини историю по опорным словам;

− Отгадай кроссворд;

− Найди слова в «Магическом квадрате»;

− Нарисуй картинку и составь ее описание;

− Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками, попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей;

− Придумайте загадку для своих друзей;

Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».

Большой учебно-воспитательный потенциал имеют электронные обучающие игры и интерактивные тренажеры. Красочность, увлекательность программ вызывает огромный интерес у учащихся, повышает эффективность урока, дает возможность учащимся учиться с увлечением, т. е. играя. Успешно используется индивидуальная форма работы. Компьютер дает возможность каждому ребёнку индивидуально поработать над языковым материалом под руководством учителя или без него. Использование обучающих программ на уроках позволяет включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда, нацелить ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Из всего сказанного следует, что формирование и развитие УУД на основе игры является мощным механизмом, который в результате обучения в школе может обеспечить должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение немецким языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Литература:

  1. Абрамова И. В. Игры на уроке немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 2004. — № 1.
  2. Лащикова И. И. Игры как прием развития воображения и фантазии на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 6.
  3. Мильруд Р. П. Организация ролевой игры на уроке // Иностранные языки в школе. — 1987. — № 3.
  4. Паросова И. А. Игра на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 2003. — № 4.
  5. Русина П. И. Обучение немецкому языку младших школьников // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 2.
  6. Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Интеллектуальная игра как условие развития старших дошкольников. В сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы II Международной научной конференции. 2016. С. 188–193.
  7. Лысогорова Л. В. Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии. Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 68–70.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, немецкий язык, ролевая игра, иностранный язык, ученик, ваша кукла, кукла, ребенок, слово, форма игры.


Похожие статьи

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...

Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка

В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...

Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей с ОВЗ

В современном образовательном процессе особое внимание уделяется вопросам интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из наиболее перспективных и эффективных подходов к обучению и развитию таких детей является исп...

Применение педагогических технологий на уроках русского языка в начальных классах национальных школ

В данной статье рассматриваются проблемы, встречающиеся при обучении русскому языку учащихся начальных классов национальных школ. Одним из эффективных методов повышения интереса к изучению русского языка в начальных классах является внедрение в учебн...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Формирование познавательной и профессиональной деятельности учащихся при активном участии на занятиях

В данной статье рассмотрены используемые различные пути активизации познавательной деятельности в учебном процессе. Разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самосто...

Формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий

Формирование коммуникационных универсальных действий является обязательным условием успешной учебной деятельности младших школьников. Формирование коммуникационных универсальных действий происходит при изучении предметов, предусмотренных учебной прог...

Условия для формирования автономности личности школьников, как основной категории при реализации стандартов ФГОС ООО

В соответствии с программой федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) приоритетным для учителя становится формирование в личности обучающегося универсальных учебных действий. Обобщенных действий, п...

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий

В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...

Похожие статьи

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...

Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка

В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...

Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей с ОВЗ

В современном образовательном процессе особое внимание уделяется вопросам интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из наиболее перспективных и эффективных подходов к обучению и развитию таких детей является исп...

Применение педагогических технологий на уроках русского языка в начальных классах национальных школ

В данной статье рассматриваются проблемы, встречающиеся при обучении русскому языку учащихся начальных классов национальных школ. Одним из эффективных методов повышения интереса к изучению русского языка в начальных классах является внедрение в учебн...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Формирование познавательной и профессиональной деятельности учащихся при активном участии на занятиях

В данной статье рассмотрены используемые различные пути активизации познавательной деятельности в учебном процессе. Разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самосто...

Формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий

Формирование коммуникационных универсальных действий является обязательным условием успешной учебной деятельности младших школьников. Формирование коммуникационных универсальных действий происходит при изучении предметов, предусмотренных учебной прог...

Условия для формирования автономности личности школьников, как основной категории при реализации стандартов ФГОС ООО

В соответствии с программой федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) приоритетным для учителя становится формирование в личности обучающегося универсальных учебных действий. Обобщенных действий, п...

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий

В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...

Задать вопрос