В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр и методов на уроках.
Ключевые слова: коммуникативное событие, коммуникативная компетентность
Коммуникативность учебного процесса обеспечивается говорением, слушанием, обменом репликами, также предполагает установление диалогических отношений между всеми его участников. Урок, являющийся коммуникативным событием для всех его участников: ученика, учителя, в котором обучающим эффектом обладает не только взаимодействие учащегося с учителем, но и взаимодействия учащихся между собой. Но эти взаимодействия должны быть эффективно организованы. Направляемое учителем общение на тему урока предполагает диалогизацию учебного процесса, постановку сознания учащегося в креативную позицию. Стратегической целью образования должно быть овладение школьником не только знаниями, а культурой предметного мышления: культурой математического мышления — на уроке математики, исторического — на уроке истории, художественного — на уроке литературы и т. д. Понятие «коммуникативного поведения» включает в себя при этом как внешнюю сторону говорения, мимики, жестикуляции, так и внутреннюю сторону занятой позиции, мыслительных актов, психологических реакций. Любой текст представляет собой некоторую коммуникативную ситуацию, сопровождающийся коммуникативным событием общения. Взгляд на урок как на коммуникативное событие, предполагает соответствующий сценарий урока: организацию «места», «времени» и «действия». В этом коммуникативном пространстве все проблемные вопросы учебного материала и креативные результаты разрешения этих проблем (творческие работы школьников) подлежат открытому обсуждению со стороны всех участников учебного процесса. Совместная деятельность, взаимодеятельность в режиме «мозгового штурма» — один из эффективнейших путей формирования здорового школьного микросоциума. Естественный путь освоения учебно-тематического материала урока открывается вопросом, а не ответом (так называемым «раскрытием темы»). Коммуникативное мастерство учителя состоит в постановке такого вопроса, который бы инициировал потребность в ответе. Коммуникативное событие урока представляет собой сложную картину взаимодействия, При этом коммуникативное поведение педагога и школьников в рамках урока в значительной степени определяется организацией коммуникативного времени и коммуникативного пространства Организация коммуникативного времени требует от учителя подлинно творческой позиции на уроке — готовности к импровизации в постановке вопросов, в связывании прозвучавших ответов, в формулировании ответов на непредвиденные и нестандартные вопросы со стороны аудитории. А коммуникативное пространство предполагает ответственное внимание каждого к каждому высказыванию. Умение школьников слушать и слышать другого (не только учителя) — ключевой показатель успешной работы педагога на уроке. В качестве способа формирования коммуникативной компетентности предлагается использовать деятельностный подход, так как усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности. За умениями, навыками и развитием ученика всегда стоит действие с определенными характеристиками (восприятие, осознание, запоминание, воспроизведение и т. д.). Под деятельностью в условиях учебного процесса мы понимаем процесс взаимодействия объекта и субъекта, ориентированный на получение нового продукта. Ребенок усваивает какой-либо материал в процессе учебной деятельности только тогда, когда у него есть: внутренняя потребность и мотивация такого усвоения; деятельность ребенка связана с преобразованием усваиваемого материала и получением нового продукта, то есть знания об изучаемом материале. Особая роль в становлении личности, в развитии мышления на сегодняшний день отводится процессу формирования способностей у учащихся самостоятельно работать с информацией, осмысливать свои действия, осуществлять их анализ и переносить полученные знания на новое предметное содержание. В математике коммуникативная компетентность выражается в: умении выражать в понятной форме последовательность решения математических задач; умении объяснить содержание математических задач, решаемых в учебной и внеучебной деятельности; умении выразить для других людей в требуемой форме произведенные математические вычисления. Для формирования коммуникативной компетенции учитель использует следующие методы и приемы: решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением; устное рецензирование ответов домашнего задания учениками; использование на уроках математических софизмов; использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций; использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе; сдача различных устных зачетов. Формировать коммуникативную компетентность на уроках математики можно различными средствами, например, с помощью диалога, игровых форм, создания проблемной ситуации, на основе игрового и свободного общения, системы упражнений, групповой работы, в том числе предлагаю использовать устные упражнения. Это связано с тем, что устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития способностей у учащихся самостоятельно работать с информацией, для активизации познавательной деятельности школьников, для развития мышления. Развитие коммуникативной компетентности на уроках математики возможно осуществлять применением дидактических игр и метода проектов. Такие уроки носят коллективный характер, при общении достигается высокая активность и контактность учащихся. Нестандартная форма проведения урока заинтересовывает учащихся и будит эмоции, вызывает дух соревнования, желание одержать победу, у них появляется чувство удивления, усиливается мыслительная деятельность. С помощью игры можно достичь прочного усвоения знаний, а также возможность проверки знаний и умений при решении задач, параллельно осуществляя развитие коммуникативных навыков и умений. В игре создается положительный эмоциональный настрой, который содействует успеху и повышает интерес к изучению предмета. Изменяется психологический климат в классе, усиливается заинтересованность учащихся, повышается их работоспособность. Уроки- коммуникативные события: уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т. д.), уроки, напоминающие публичные формы общения или имитирующие деятельность учреждений и организаций (пресс-конференция, устный журнал, ученый совет, конструкторское бюро и т. д.), уроки, основанные на фантазии (урок-сказка), и уроки-путешествия (заочная экскурсия, прогулки в прошлое и т. д.)
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Предлагается некоторые игровые приемы по теме «Круг» для учащихся 6 класса. Игровой метод: бег ассоциаций.
Знают все веселый круг. Он помощник наш и друг.
Круг на небе — то Луна. На воде — бежит волна.
А в машине — колесо. Но и это ведь не все.
Круг друзей — приятный круг, Слева друг и справа друг.
Круглый хлеб и круглый мяч, Круг же солнечный горяч.
Он волшебный, этот круг, Наш помощник он и друг.
Посмотри, дружок, вокруг. Где еще встречаешь круг?
Метод: достоверная информация. Выберите верные утверждения
− Круг- это часть плоскости, ограниченная окружностью.
− Центр круга не принадлежит самому кругу.
− Радиус — это отрезок, соединяющий центр с любой точкой на окружности, ограничивающий круг.
− Все круги равны между собой.
− Диаметр делит круг на две равные части.
− Диаметр – самая большая хорда.
Задание. Установите соответствие между понятием и формулой.
Площадь круга |
С=2пr, П≈ 3,1415926… |
Длина окружности |
D=2r |
Диаметр круга |
S=пr2 |
Задание. Составить предложения из двух частей:
Диаметр круга |
Отрезок, соединяющий две точки на окружности называется |
Часть круга, ограниченная двумя радиусами называется |
сектор |
хорда |
отрезок, соединяющий две точки на окружности, проходящий через центр круга |
Задание. Составить синквейн по теме «Круг».
− Круг
− Ограниченный, плоский
− Чертить, измерять, вычислять
− Решать задачи
− Геометрическая фигура.
Таким образом, коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Значимость коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе определяется несколькими факторами, среди которых выделяют ее влияние на учебную успешность, успешность процесса адаптации учащегося к школе, рассмотрение коммуникации как основы эффективности и благополучия ученика в его будущей взрослой жизни.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия — к мысли. Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
- Копотева Г. А., Логинова И. М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Лебедев О. Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. — М.: Школьные технологии, 2011. — № 6. — С. 10–17.
- Строкова Т. А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. — М.: Школьные технологии, 2009. — № 6. — С. 9–16.
- Симонов В. М. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики / Авт.-сост. – Волгоград: Учитель, 2015.
- www.standart.edu.ru
- www.isiorao.ru