В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического образования и воспитания.
Ключевые слова: экологическая культура, внеурочная деятельность, личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса «Экоклуб «Здоровая среда»
Головокружительный рывок совершили люди в век научно — технического прогресса. Но стало ли человечество счастливее, наша планета краше, а условия жизни на ней благоприятнее для ее обитателей? [5]
Необходимость экологического образования и воспитания обусловлена глобальными катастрофическими изменениями в окружающем мире. За последние полвека деятельность человека настолько преобразила большинство районов нашей планеты, что истощение природных ресурсов и загрязнение биологической среды отходами хозяйственной деятельности стало очевидностью: от заброшенных шахт до окурков на газонах и десятков тонн отравляющих веществ, извергаемых химическими комбинатами. Нет числа свалкам промышленных и бытовых отходов. [2]
Проблемы экологии волнуют каждого. Особенно острыми они стали в последние годы, когда стала доступной информация о состоянии окружающей среды. Однако правильно распорядиться полученной информацией мы, зачастую, не можем — не хватает знаний.
Экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения в современных условиях просто необходима. При этом для учителя биологии и экологии становятся основными следующие задачи:
− формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения;
− развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды;
− формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
Основными направлениями работы по формированию экологической культуры школьников являются: эколого — просветительская деятельность, организация школьного экологического объединения учащихся, исследовательская работа и формирование здорового образа жизни. В ряде школ в настоящее время уделяется много внимания преподаванию экологии и введению элементов экологии в другие предметы — биологию, географию, химию, физику, естествознание. К внеурочным формам деятельности относятся научные общества учащихся, элективные курсы, экологические акции, экскурсии, конкурсы, научно — практические конференции, олимпиады.
В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным организациям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно новым образовательным стандартам, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
С целью удовлетворения потребностей учащихся автором статьи была разработана программа внеурочной деятельности биолого-экологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». В ходе реализации данной программы решаются следующие вопросы: изучение природных сообществ; наблюдение и уход за комнатными растениями; повышение интереса школьников к решению экологических проблем, вовлечение их в активную деятельность по защите окружающей среды.
Цели программы:
− сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах поведения в природе
− развивать творческие способности
− привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах биологической направленности;
Задачи:
− формирование знаний о системе органического мира и роли человека в сохранении и преумножении природных богатств;
− формирование учебно-практических умений (наблюдение, постановка опытов с использованием оборудования цифровой лаборатории «Архимед», навыки выращивания растений и ухода за ними и т. п.)
− развитие творческих умений детей, интереса к изучению биологии и экологии посредством проведения лабораторных, практических занятий, викторин, праздников и использования информационных технологий.
− воспитание чувства бережного отношения к природе, ответственности за свое поведение в природе.
Настоящая программа является годичной программой внеурочной деятельности для учащихся 6 класса. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы естественнонаучной направленности. Реализация программы «Экоклуб «Здоровая среда» планируется в режиме практико-ориентированных занятий. На реализацию программы отведено 35 часов в год.
Ожидаемые результаты:
Получение практических знаний о взаимоотношениях живых организмов в природе, о системе органического мира.
Приобретение навыков организации наблюдений за объектами природы.
Приобретение умений проведения опытов и исследований с использованием цифрового оборудования.
Усвоение ценностных основ нравственности, норм поведения в природе.
Данная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир природы в его органичном единстве и разнообразии;
Бережное отношение к природе;
Компетентность в решении экологических проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
Метапредметными результатами являются:
Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметными результатами являются:
Овладение знаниями о формах взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой;
Развитие практических умений и навыков проведения естественнонаучных опытов и исследований;
Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности по охране природы;
Продуктивное сотрудничество с участниками объединения при решении различных творческих задач.
В программе используется системно — деятельностный подход, а формы — деятельности это: занятия — практикумы, лабораторные работы, экскурсии, семинары, викторины.
Литература:
- Болгова И. В. Практические технологии в школе // Биология. 2008. № 13. С. 29–33.
- Марфенин Н. Н., Попова Л. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы // Экологическое образование. 2006. № 2. С. 16–27.
- Козлова Ю. В., Ярошенко В. В. Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 125 с.
- Чердымова З. И., Астафьев В. М. Программа и методические основы курса «Экология и общество». Самара, 1995. — 120 с.
- Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов. М.: Мысль, 2004.